Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Дженни Яснец — дизайнер, руководитель питерской студии Art Spice, организованной в 2002 году. Фитнес-клубы, рестораны, бутики, школы, загородные дома и частные апартаменты — далеко не полный перечень реализованных проектов, которые регулярно номинируются и получают премии на интерьерных конкурсах. О том, как выглядит ее собственный дом, о тонкостях профессии и важности понимания своих целей и ориентиров, дизайнер рассказала нам в интервью.
Фото: Иван Сорокин
— Вносит ли изменения в работу ситуация, когда заказчик и исполнитель — одно и то же лицо? Понравилась ли Вам новая роль?
— Мне было очень легко. Никакого внутреннего конфликта — полная гармония. Обычно есть моментальный ответ — нравится или нет: я знаю, чего хочу. К тому же времени на переделку оставалось мало; к концу стройки ожидалось появление третьего ребенка. Приятно было и то, что не надо ничего никому доказывать и можно работать в спокойном ритме.
— Когда Вы думали о техническом задании, сложно оказалось сформулировать то, что хотелось получить в итоге? Или сели, нарисовали эскиз и без промедления приступили к исполнению?
— Я быстро набросала план с двумя детскими комнатами вместо одной. Спальню перенесла в гостиную, уплотнив кухню, гостиную, столовую в единое помещение. Что остается делать, когда малышей трое?
— Работа над проектом собственной квартиры дала особый опыт? Изменила ли что-то в подходе к клиентам?
— Да, безусловно, после того как побывал в двух ипостасях — исполнителя и заказчика, остро чувствуешь все моменты, начинаешь внимательнее прислушиваться к пожеланиям, дорожить квадратными сантиметрами и искать максимальную функциональность и удобство для жильцов, а не только удовлетворять дизайнерские амбиции.
— Как и что определило стилистику интерьера Вашей квартиры?
— Прежде всего собственные пристрастия. Мне нравятся актуальные дизайнерские вещи. Я очень ценю и люблю искусство, классические элементы и мотивы. Поэтому интерьер — это всегда соединение современности и традиций, моды и наследия.
— Насколько этот проект характерен для Вашего творчества? Как он соотносится с другими работами?
— Здесь воплотились все мои знания, опыт, творческие изыскания. Интерьеру уже пять лет, так что авангардным его назвать не могу. Однако стилистика и найденные при создании проекта решения по-прежнему радуют глаз.
— Какие интересные находки сопровождали процесс создания? Что использовали впервые?
— Спальня лишилась дверей. Хотелось, чтобы свет из ее окон попадал и в гостиную, так как после уплотнения там осталось только одно окно, а два достались спальне. Для клиентов я бы не стала так делать. Это непривычно и чаще всего неудобно. Однако естественное освещение было для меня важнее. Также в прихожей я повесила в шкафу вместо дверей шторы, что оказалось правильным решением.
— Какое место здесь самое любимое? Где для Вас точка силы?
— Кухня‑гостиная. Там сосредоточена жизнь семьи.
— Планировка квартиры студийная. Вам комфортно в таких пространствах?
— Выбор обусловлен изменением семейного состава, хотя лично мне тут все нравится — много света и объема. При этом я считаю, что детские и спальни всегда должны быть отделены, изолированы.
— Чье мнение для Вас авторитетно? Работы каких дизайнеров, архитекторов с мировым именем Вы считаете образцовыми, интересными, перспективными?
— Для меня очень важна оценка партнера Светланы Дьяковой и мужа. Нравится творческий почерк Захи Хадид, Патрисии Уркиола, Рудольфо Дордони, Массимо Кастанья, Тома Диксона, Джейми Хайона.
— В чем выражается ответственность дизайнера и архитектора?
— Она очень велика. По сути, от моих коллег зависит организация жизни заказчика и его будущий комфорт, не говоря уже о бюджете проекта и расходовании средств. В целом миссия дизайнера состоит в обновлении и улучшении всего, что окружает людей. Совершенствование как эстетической, так и бытовой стороны повседневности разных слоев населения, потому что дизайн охватывает все сферы — и школу, и транспорт, и больницу, и ресторан, и поезд в метро. Крайне важно уделять этому внимание, а не только заниматься дорогими апартаментами и виллами. У нас есть несколько воплощенных проектов для школы.
— Какие принципы вашей работы приоритетны и незыблемы?
— Функциональность и комфорт, воплощенные в красоте и стиле.
— Насколько для Вас важна эргономика?
— О ней ни в коем случае нельзя забывать! Если стандарты не соблюдены, все остальное не имеет никакой ценности. В дизайне определяющей является все та же функциональность, получившая форму благодаря искусственым или природным материалам. Поиск новых линий и образов для необходимых, обыденных вещей и есть моя профессиональная цель.
— Часто ли Вы делаете мебель, свет, аксессуары по индивидуальному проекту? Что именно запомнилось за последние год-полтора? Есть ли такие вещи в Вашем доме?
— Да, мебель создаем все время, практически для каждого заказа. Очень красивыми получились китайские красные шкафы в одном из наших проектов под названием «Английские тонкости». Ресторанам обычно всю мебель производим по своим эскизам. Фиолетовую консоль, украшающую спальню в моей квартире, изготовили по нашим чертежам на питерском производстве, с которым давно сотрудничаем. Также мы сами делаем кровати, обтягиваем изголовья нужной формы тканями, заказанными вместе с текстилем для проекта. Это придает интерьеру целостность и индивидуальность. Становится непросто разложить его на составляющие, например по фабрикам. Он имеет неповторимый характер. Моя кровать появилась именно таким образом.
— Вы учились в Мухинском училище на отделениях интерьера и моды. Обычно туда идут люди с сильной доминантой тактильного восприятия — кинестетики. Насколько для Вас важен данный параметр в дизайне интерьера?
— Осязание играет важную роль. Если мне неприятна на ощупь обивка дивана, я не смогу сидеть на нем. Мне не нравятся синтетические шторы и колкие стены. После утверждения планировочного решения сразу начинаю думать о тканях для мебели, штор и стен. Сказывается образование.
— Как Вы работаете с тканевым декором?
— Это мое любимое — основа интерьера. У нас свои коллекции образцов текстиля, которые тщательно отбираются на выставках. Поэтому мы никогда не используем фабричные обивки для мебели. Надо быть в курсе трендов, посещать международные профильные выставки в Милане и Париже и составлять свои предложения. Основной тренд последних лет — стилистика 1960‑х годов, в этом русле и движемся.
— Ваши проекты целостны. Это важное качество говорит о безупречном чувстве стиля. Есть ли позиции, которые Вы непременно будете использовать в любом интерьере? Например, антикварные вещи или что-то еще?
— Я предпочитаю наполнять пространство оригинальными предметами. Современное искусство и антиквариат всегда имеют индивидуальные черты. Прекрасно, когда у клиента есть старинные вещицы или он готов их купить. Современное искусство присутствует обязательно. Без него у интерьера нет души. Пустые стены уныло выглядят. Благодаря арт-предметам и произведениям мастеров моя работа не теряет актуальности по прошествии времени.
— Как Вы обращаетесь с антиквариатом?
— Обычно ищем и покупаем его и винтажные вещи в Париже на развалах, на специальном рынке. Критерий один: нравится — не нравится. Надо сказать, что современные интерьеры морально устаревают. Я всегда это чувствую. Поэтому не нужно жестко ориентироваться на тренд и моду. Не стоит набивать комнаты ширпотребом. Если есть свой стиль и взгляд, тогда созданное тобой будет благородно стареть.
— Если заглянуть вперед лет на десять, как, по Вашему мнению, изменится облик европейского дизайна?
— Он все больше тяготеет к природе, ее формам и учитывает зеленые технологии. Органический мир — бесконечная подсказка дизайну, и сохранение окружающей среды также задача моих коллег в том числе. Взгляд в дизайне направлен и в XX век. Уже давно в тренде ар-деко 1930–40‑х годов, сейчас актуальны 1960‑е с их аскетичным и очень лаконичным, функциональным дизайном. Вдохновение и опыт черпаем там.
Интервью подготовила Елена Рубан