Архив / 4-й номер Журнала «Современный Дом» за Май, 2013 / Дом на «острове Пасхи» - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Реклама
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Май, 2013 / Дом на «острове Пасхи»

Дом на «острове Пасхи»

Дата публикации: 07.07.2013
388

Латвийский архитектор Зайга Гайле много лет занимается восстановлением
старинных зданий в Риге и ее окрестностях. Загородный дом для своей семьи
она тоже решила не строить с нуля, вместо этого Гайле создала проект перестройки заброшенной насосной станции, которую по счастливой случайности обнаружила
на острове неподалеку от Риги во время одного из своих путешествий по морю.
Архитектор рассказала о том, как превратить индустриальное здание
в уютный загородный дом.

Площадь территории: 10 067 кв. м
Площадь застройки: 442 кв. м
Дом «Насосная станция»
общая площадь: 798 кв. м
жилое пространство: 400 кв. м
строительный объем: 3,830 куб. м
Дом Nautilus: общая площадь: 52 кв. м

— Ваше жилище находится на небольшом искусственном острове около деревушки Калтен (Kaltene), в ста километрах от Риги. Как вы нашли это место и почему решили обосноваться там?
— Однажды — это было на Пасху — я вместе со своей семьей отправилась в однодневную морскую по­ездку, во время которой мы нашли искусственный каменный остров в Балтийском море. На нем были руины какого-то здания. Впослед­ствии оказалось, что это заброшенная насосная станция, построенная в 1980‑х годах. С момента ее сооружения прошло больше двадцати лет, но она никогда не эксплуатировалась и потому пришла в упадок. И мы решили преобразовать памятник советской промышленной архитектуры в загородный дом для нашей семьи. Место получило наименование «остров Пасхи». Кстати, знаменитый тихоокеанский остров с таким же названием много лет назад тоже был обнаружен в день этого религиозного праздника. Образы маои — древних каменных статуй, расположенных там, — мы использовали в отделке своего дома.

— Что вы почувствовали, когда нашли столь необычный объект? И как появилась идея превратить промышленное здание в жилой дом?
— Мы были весьма удивлены, когда нашли насосную станцию в таком необычном месте, наткнулись на что-то, о чем никогда не слышали. Мой муж совершил кругосветное путе­шествие, которое заняло два года, поэтому какое-то время нас не очень интересовал рынок недвижимости, но после обнаружения станции выяснилось, что она уже два года была выставлена на продажу. Мне сразу стало ясно, что это место как будто создано специально для нас! Меня потрясли величественные руины с большими бетонными панелями и металлическими балками. Архитектура, имеющая свою историю, будь то даже советское наследие, кажется мне чем-то чарующим и вдохновляющим. Это моя сфера интересов — мне нравится использовать исторический бэкграунд старого дома и соединять его с современностью, делать старые дома функциональными. Нам удалось превратить бывшую насосную станцию в настоящий лофт, где я чувствую себя фантастически свободной, близкой к морю и небу. Удивительное ощущение возникает также благодаря тому, что вокруг нет никакой зелени — нас окружают только каменистый пляж, море и небо.

— Как вам удалось согласовать обновление станции с местными властями?
— Это был долгий процесс, так как они не могли определить статус места — не знали, какие правила применять в данном случае, ведь станция находится на искусственном острове, и непонятно: считать ли его участком суши или же частью моря? Зато когда наше решение было одобрено и строительство закончено, местным жителям очень понравился проект. Они чувствовали гордость, потому что теперь остров стал местной достопримечательностью: его показывают на экскурсиях, и он размещен на различных сайтах для туристов. Я поняла, что хорошая архитектура нравится всем. Многие творческие люди сейчас покупают старые дома и обновляют их.

— Как вы изменили остров, чтобы обжить его?
— Он появился в 1980 году — довольно амбициозный проект. На расстоянии 230 метров от берега высятся огромные камни, общий объем которых составляет 33 тысячи кубических метров. Кроме того, для его создания использовалось огромное количество бетона. В результате получился прямоугольный остров, длина которого составляет 71 метр, а ширина —
63 метра. Насосная станция представляла собой простое одноэтажное здание из красного кирпича, имевшее в плане форму латинской буквы L. Кроме того, на острове есть маяк и небольшой дом на пляже — Nautilus, напоминающий подводную лодку и покрытый листами нержавеющей стали. Мы построили его во время обновления острова и разместили там сауну. Чтобы место стало пригодным для жилья, мы снабдили подъездную дорогу фонарями, сделали перед входом в дом большую забетонированную площадку. Кроме того, был сооружен небольшой порт для яхт и устроен песчаный пляж, защищенный каменным волнорезом, который нам также пришлось построить. Набережная со стороны моря была поднята на два метра, чтобы осенние штормы не повредили дом.

— Как вы превратили станцию в уютный дом?
— Я уже говорила, что здание имело простую форму: одноэтажное строение, вытянутое по горизонтали. А мы решили разделить его на три части. Вход ведет в главное простран­ство дома — большой лофт с гостиной, столовой и кухней, где мы обычно проводим время с нашими детьми и внуками. В центре стоит обеденный стол — центр притяжения для всей семьи. Кроме того, в этом же пространстве расположены просторная кухня и гостиная. Центром последней является современный камин, который особенно хорошо смотрится в этом лофте, поскольку его цвет перекликается с оттенком оставшихся от интерьера станции металлических балок. Высота потолка в холле составляет семь метров, так что благодаря этому мы смогли запроектировать два этажа в приватной части дома. Их помещения разделены лофтом: с одной стороны находится двухэтажная мини-квартира моя и моего мужа. По другую сторону, тоже на двух этажах, расположены четыре спальни
с собственными ванными комнатами для других членов семьи и гостей. Мы сохранили многие детали интерьера насосной станции, например огромные железные балки под потолком в гостиной. Это особенно здорово смотрится в сочетании с деревянной отделкой интерьера. Я хотела, чтобы такой синтез металла и дерева вызывал ассоциации с яхтой или кораблем. А чтобы дом не казался мрачным, мы увеличили окна со стороны моря, так что из гостиной открывается потрясающий вид и станция больше не похожа на индустриальное здание — теперь она выглядит как вполне современный лофт! Фасад был покрыт стальными пластинами темно-красного цвета. Нам хотелось сохранить его, поскольку здание из красного кирпича всегда считалось местной достопримечательностью, и мы не могли изменить его до неузнаваемости. Чтобы защитить дом от ветра или, наоборот, позволить солнцу свободно проникать внутрь, все окна снабдили раздвигающимися ставнями, с помощью которых можно регулировать уровень освещенности.

— В интерьере вы смешали дизайнерские предметы и объекты, относящиеся к самым разным культурам: изображения маои с острова Пасхи, персидские ковры и тому подобное. Почему решили соединить столь непохожие вещи?
— Смешивать — это моя страсть, это очень захватывающе! После многих лет практики ты понимаешь, что все в этом мире едино. Так, восстанавливая отель в районе BergsBazaar десять лет назад, я совместила в его интерьере африканские и латвийские произведения искусства и деревянные изделия — и место стало очень живым. Наш лофт не менее прекрасная возможность для подобных экспериментов. В его пространстве можно смешивать винтаж, секонд‑хенд с дорогими дизайн-объектами и экзотическими предметами. Я была на острове Пасхи — это потрясающий уголок, куда бы хотела вернуться! Мне кажется, что каждый находит для себя такие особенные точки в мире, которые становятся для него очень важными.

— Сколько человек обычно проживает в загородном доме? Приглашаете ли вы гостей?
— У меня трое детей и пятеро внуков, так что нас можно назвать довольно большой семьей. Мы ста­раемся собираться на Пасху, Новый год и Лиго (традиционный латыш­ский праздник). Когда-то я строила множество планов и надеялась, что мы будем часто проводить время в доме все вместе. Но скажу честно, я очень быстро устаю от семейных сборов, так что в основном мы стараемся бывать здесь только вдвоем с мужем. Кстати, он любит шумные компании, но я чувствую себя после бурных праздников опустошенной. Кроме того, главная проблема заключается в том, что нашим гостям всегда сложно уехать; они не хотят этого делать, потому что им очень нравится на море. С другой стороны, свадьба моей дочери была просто потрясающей во многом благодаря именно необычности дома.

— Вам не одиноко на острове? Ведь из-за такого расположения жилья у вас совсем нет соседей!
— Мне очень нравится быть в одиночестве. Я постоянно пытаюсь спрятаться в нашем доме от сумасшедшей офисной жизни, чтобы спокойно обдумать новые проекты, сделать наброски… Морской пейзаж вокруг весьма положительно влияет на развитие фантазии. Кроме того, я там слушаю музыку, в основном Шопена (у нас очень хорошее звуковое оборудование), смотрю на птиц… В Калтене на каменистом морском берегу вьют свои гнезда лебеди, утки, гуси. При этом нас нельзя назвать затворниками. Иной раз мы организовываем концерты и вечеринки для друзей и жителей ближайших деревень, благо дом позволяет вместить до ста человек.

— Можно ли контролировать отопление и другие коммуникации на расстоянии? Что вы думаете об увлечении многих архитекторов и инженеров так называемыми умными домами?
— Мы почти не использовали такие технологии. Отопление может быть выключено, даже если мы находимся в Риге или в любой другой точке Земли. Кроме того, мы можем на расстоянии контролировать температуру. Однако, если честно, я не люблю «умные дома». Мне кажется, это увлечение должно скоро пройти. Сейчас все сходят с ума из-за термоэффективности и охлаждающих систем. Как это обычно бывает, одна из причин такого помешательства желание производителей повысить спрос на новые продукты. В Калтене мы предпочитаем регулировать внутренний климат здания с помощью продуманного расположения окон и ставень, которые помогают защитить дом от палящего солнца и ветра.

— Был ли у вас загородный дом до того, как вы нашли «остров Пасхи»?
— После рождения детей мы жили в переделанной старинной деревянной усадьбе, расположенной в часе езды от Риги. В тот период мой муж занимался политикой, а в 1995 году он стал премьер‑министром Латвии — так что это было непростое время для нашей семьи. Мы продали деревенский дом и решили обосноваться на рижском острове Кипсала, находящемся на Западной Двине. Несколько лет мы спокойно обходились без загородного жилья, потому что прямо в столице Латвии у нас был дом с красивым садом и выходом к реке. Затем мы случайно нашли остров около Калтена, так что новое строительство стало в прямом смысле большим приключением для нас.

— Каковы ваши основные профессиональные принципы? Можете ли вы описать свой стиль в архитектуре?
— Я занимаюсь обновлением архитектурного наследия: мы восстанавливаем деревянные дома, индустриальные комплексы, а иногда и целые городские районы. Так, например, мы работали над проектом реновации района BergsBazaar в Риге, который был построен в конце XIX века. Моя страсть превращать исторические объекты с их сложным и интересным бэкграундом в современные функциональные здания — строить, основываясь на прошлом. Став независимой двадцать лет назад, наша страна получила богатое архитектурное наследие, но в очень плохом состоянии. Именно тогда мы и начали заниматься реновацией. Для меня особенно важно ответственно относиться к такой работе, чтобы в ходе нашей деятельности не была потеряна историческая ценность того или иного здания. Перед началом проектирования мы всегда изучаем восстанавливаемый объект, просматриваем архивы и специальную литературу. Второй этап работы — это анализ необходимых функций. И уже после этого мы находим решение практических задач, стараясь не нарушить структуры исторического здания.

— Не могли бы вы описать типичный загородный дом в окрестностях Риги?
— Они все очень разные. Некоторые сделаны хорошо, но большинство некачественно построены. Современные дома ужасны; для их возведения используются в большинстве своем дешевые материалы, и, кроме того, архитекторы часто совершенно не продумывают пропорции зданий. Я называю такие дома «больными». В Юрмале богачи строят ужасных монстров — огромные, эклектичные виллы. Это же настоящий китч! В свое время Юрмалу хотели включить в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но слишком поздно, город уже испорчен. Правда, недавно возникла довольно неплохая тенденция: перестроенные старые амбары или конюшни используются в качестве жилых домов. Кроме того, существует много примеров восстановления старых усадеб — люди делают такие проекты с любовью.

Анна Савина

 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры