Архив / 4-й номер Журнала «Современный Дом» за Май, 2014 / В согласии с природой - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Май, 2014 / В согласии с природой

В согласии с природой

Дата публикации: 06.05.2014
529

«Кто был в Италии, тот скажет «прости» другим землям. Европа в сравнении с Италией все равно что день пасмурный в сравнении с днем солнечным», — писал почти два века назад Николай Васильевич Гоголь. И он прав! Тот, кто никогда не был на Апеннинском полуострове и не видел здешнего солнца, не поймет, как прекрасна итальянская природа и почему местные архитекторы с благоговением относятся к родным пенатам. О тонкостях работы с пространством, светом и цветом на примере собственного дома рассказал архитектор Артуро Монтанелли.

— Артуро, вы архитектор, руководитель архитектурного бюро ARDEA, выпускник Миланского политехнического университета, уже много лет воспитываете новое поколение в своей аlma mater и носите гордое звание профессора. Что для вас самое главное?

— Считаю, что моя первоочередная миссия — деятельность в комиссии VIA/VAS, членом которой я являюсь много лет. Она занимается оценкой воздействия (в том числе и неблагоприятного) человеческой деятельности на окружающую среду. Участие в подобной структуре — принципиальный выбор, и человеческий, и гражданский, и профессиональный. Будучи отцом троих сыновей, я, как и многие другие родители, хочу создать для своих детей не только финансовое, но и экологическое благополучие. В качестве руководителя архитектурного бюро ARDEA стремлюсь воплотить в постройках концепцию объединения всех контекстуальных сред — природной и культурной, архитектурной и ландшафтной, естественной и искусственной. Сделать это можно по-разному: и за счет внедрения инновационных технологий на основе биоинженерных разработок, и за счет бережного отношения к природе. Количество проектов, осуществленных нашим архитектурным бюро, давно перевалило за десятки, типология вариативна и представляет собой как частные (квартиры, виллы, пентхаусы), так и общественные объекты (университетские кампусы, шоу-румы, рестораны, отели, мосты, промышленные и спортивные сооружения). География построек не ограничивается одной Италией и простирается до Японии. Не так давно моя команда участвовала в тендере на разработку спортивного комплекса в Самаре. Так что все наши принципы реализуются в конкретных делах. Их много, что подтверждает: мы на правильном пути. Наше мировоззрение помогает добиваться успеха.

— Ваш собственный дом тоже выражение профессиональных установок. Почему для его строительства выбрано это место? И насколько оно для вас важно?

— В Италии, наверное как и в других странах, есть особые уголки. Вот такой мне всегда хотелось найти и построить там дом. Мы с женой архитекторы, поэтому ко всему, что касалось нас лично, подошли с особенным старанием и тщательностью. Мы расположились возле озера Комо —одного из самых глубоких в Европе,  многие люди специально приезжают сюда, чтобы полюбоваться восхитительными пейзажами. Его длина почти 50 километров, а ширина достигает четырех километров. Потрясающей красоты природа, захватывающие дух живописные горные виды, прекрасные образцы замковой и храмовой средневековой архитектуры — это лишь толика того, что делает эти земли престижным местом для жизни. В Варенне к тому же хороший климат, температура редко опускается ниже двадцати градусов.

— Как была определена архитектурная концепция загородного дома?

— Местная природа сразу пленила нас. Здесь рядом можно увидеть растения разных климатических поясов, например, кедр и апельсин, пальму и ель, азалию и кактус. Такую пышную флору хочется сберечь для следующих поколений. Моя позиция  как архитектора и гражданина  вполне определенна. Я ратую за использование зеленых технологий и экологически чистых материалов, за сохранение исторических памятников. Поэтому архитектурная концепция была определена именно этими установками:  объединить природное и рукотворное, внутреннее и внешнее, экстерьер и интерьер. Кроме того, горный ландшафт с перепадами высот будит воображение и заставляет придумывать нестандартные решения. Поскольку семья большая, то и дом должен быть вместительным и просторным. Расширить здание по горизонтали не получалось, поэтому мы решили прибегнуть к разной этажности. При скромных размерах земельного надела площадь дома значительная, около 700 квадратных метров.

Мы стремились, чтобы коттедж вписался не только в природный контекст, но и в исторический. Вокруг много замечательных замковых и храмовых построек разных эпох и стилей. Для меня лично особенный интерес представляют сооружения типа донжон, в которых есть созвучная современному человеку простота и лаконизм, массивность и основательность, а также роскошь большого пространства. Отчасти нам хотелось, чтобы исторические реплики читались в общем архитектурном решении дома. И схожесть с четырехугольным донжоном есть: простой лаконичный объем, использование природного камня в качестве строительного материала. При этом перекличка с темами прошлого не должна быть чрезмерной. Поэтому для облегчения общего монолитного объема введены остекленные плоскости с множеством светопрозрачных конструкций.

— Строительство собственного дома — воплощение представления об идеальной архитектуре? Как вы видите ее? Кто из коллег для вас авторитет?

— Я преклоняюсь перед Луисом Каном, замечательным американским специалистом. Его мысль о том, что в здании должны соединяться два концепта: молчание и свет — привлекает и заставляет переосмысливать значение архитектурной формы и ее семантику. Образу молчания соответствует брутальность постройки, основанная на доминанте массы и монументальности. Зрительная мощь коттеджа, весомость конструкций, применение фактурных контрастов, которые присущи материалам, уравновешенность и симметричность в организации пространства и объема — все это воплощено в моем доме.

— Для Луиса Кана была характерна особенная работа со светом. В вашем проекте он также стал формообразующим?

— Свет и тень чрезвычайно важны для всего замысла постройки, который напрямую связан с общей концепцией объединения природы и архитектуры, внешнего и внутреннего. Окон в доме много, и они имеют разную конфигурацию. На одной и той же поверхности стены соседствует французское окно от пола до потолка и узкая «бойница». Такой прием, с одной стороны, придает динамику экстерьерному решению, с другой — создает нестандартную световую среду в интерьере. Акцент сделан на максимальном использовании естественного света, чему способствует большая площадь остекления и полное отсутствие декоративного оформления окон. Стены, выкрашенные в белый, отражают и усиливают солнечный свет. При необходимости, в жару например, защитить помещения от палящих лучей можно за счет радиоуправляемых роллет. В доме есть и источники искусственного света, но они немногочисленны: это классический торшер Arco итальянской компании FLOS, напольные светильники в виде яйца из коллекции Uovo итальянской марки FONTANA ARTE, потолочные в виде традиционной лампы накаливания Bulb Fiction.

— Какой материал был использован при строительстве дома и почему?

— Горы Италии богаты туфами, мраморами, известняками, травертинами, ониксами, гранитами, базальтами. Мы использовали в качестве основы серый базальт — прочный природный камень, состоящий из разнозернистой массы. Его добывают неподалеку от Варенны. Он имеет высокую плотность, поэтому долговечен, экологически чист и обладает значительными тепло- и звукоизоляционным характеристиками, что немаловажно при возведении дома в гористой местности. Есть и еще один плюс: базальт достаточно декоративен, хорошо полируется, поэтому он частично использован и для отделки пола.

— Потолок покрыт доской — нестандартный прием. Это концептуальное решение?

— В проекте очень важно соблюсти баланс между разными отделочными материалами — холодным камнем и теплым деревом. Они соседствуют и в окружающей природе Комо с его гористыми склонами и густыми лесами. Поэтому решили использовать доску для отделки потолка.

— В чем главная особенность вашего дома?

— Мы с женой архитекторы, поэтому превыше всего ценим пространство, которое воспринимаем как нечто самостоятельное и самодостаточное. Перегружать дом мебелью и предметами декора не хотелось. Однако это не означало, что здесь могли быть любая мебель, свет и аксессуары. Для нас важна значимость вещи, ее ценность. Поэтому мы выбирали меблировку тщательно. Если вы знаете историю итальянского дизайна, его расцвет напрямую связан с объединением усилий промышленников, фабрикантов и архитекторов. И я продолжаю традицию, своим выбором помогаю поддержать «отечественного производителя». Наш дом обставлен в основном мебелью итальянской фабрики CAPPELLINI из разных коллекций. Есть и оранжевая софа Sofa de Luxe, и диваны Alma, и стулья Classica, Tate Color и S chair c разной обивкой. Авторские вещи, на мой взгляд, имеют свой характер, оригинальную форму, изысканную эстетику. Таких предметов не может быть много, они живут в интерьере своей жизнью, структурируя пространство.

 

 

 

 
 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры