Архив / 5-й номер Журнала «Современный Дом» за Июнь, 2014 / Концептуальный минимализм - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Июнь, 2014 / Концептуальный минимализм

Концептуальный минимализм

Дата публикации: 28.07.2014
390

У сербского писателя Милорада Павича есть чудесный роман «Ящик для письменных принадлежностей», где рассказывается о необычной находке — морском ящике с десятком отделений, секретными  отсеками и едва заметными замочными скважинами. Такой проект квартиры, в котором, как в романе, есть свои тайны и оригинальные решения, создал Сергей Мансуров. 

«Квартира в новостройке со свободной планировкой позволяла выбрать разные варианты пространственной организации, —рассказывает екатеринбургский архитектор. —   Однако со стороны заказчика выдвигалось требование, чтобы квартира отвечала не только параметрам повышенной комфортности, стилистической целостности, но и высокой степени изолированности  отдельных ее частей. Салонная зона, состоящая из объединенной гостиной, столовой и кухни, должна была представлять студийное пространство, доступное всем  — и гостям, и владельцам. А приватная зона (кабинет, спальни, детская, ванные комнаты) и технические помещения не просто отделены, а скрыты от посторонних глаз».  В ходе проектирования было переосмыслено расположение кухни, которая перенесена в центр квартиры.  Это решение позволило организовать несколько полностью отделенных жилых частей, в каждую из которых можно попасть из прихожей. С одной стороны раздвижная перегородка, имитирующая дверь шкафа, отделяет от  «женской» половины (спальни, детской, ванной и прачечной), с другой —   потайная дверь с книжными полками скрывает «мужскую» половину (спальню, кабинет, гардеробную). Походы и двери в эти пространства  закамуфлированы и несут дополнительную функцию.  Благодаря такой организации и планировке образованы как минимум три независимых пространства, ориентированных на разных членов семьи и осуществление независимых сценариев проживания.

Квартира имеет значительную площадь в 142 кв. м и нестандартную конфигурацию. Наличие двух эркерных окон — неоспоримое достоинство, дающее дополнительные функциональные и декоративные возможности. Эркеры значительно улучшают коэффициенты инсоляции, что особенно актуально в северных регионах вообще и в Екатеринбурге в частности. Энергосберегающие и солнцезащитные стекла  регулируют уровень избыточного количества солнца жарким летом. На окнах используется эластичный уплотнитель специальной формы со сроком службы двадцать пять лет, что снижает теплопотери.  Эркерные выступы увеличивают также полезную площадь помещения и разрушают стереотип «четырехугольных» комнат, позволяя создать оригинальный дизайн. Благодаря обширному фасадному остеклению создана иллюзия расширения пространства за счет введения природы в интерьерный контекст. Из окон жилого комплекса открывается великолепная парковая панорама и вид на исторический центр города. Отсюда отлично видны Храм на крови, Храм на Вознесенской горке, набережная реки Исеть, дворец пионеров и дворец спорта. 

Оформление помещений с оригинальной структурой зонирования позволило реализовать как эклектичный, так и выдержанный в едином ключе дизайн интерьера. Сложная геометрия пространства подчеркнута стилевым лаконизмом. «Проект выполнен согласно  авторской концепции minimal, — рассказывает архитектор. — Это философия, а не стиль, она основана на принципах свободы, простоты и чистоты форм, функционального использования любого по величине пространства, деления его на крупные формы для придания скульптурности и взаимосвязи помещений. Minimal объединяет функционализм, брутальный минимализм, трансформинг и аскетизм».  

В материальном воплощении для концепции minimal характерно использование стекла, кожи, дерева, камня, металла и бетона, то есть тех материалов, которые обладают богатой текстурой, что в итоге гарантирует разнообразные сенсорные ощущения. В этом проекте бетон и его разновидность сенибетон играет первостепенную роль. Из него сделаны и им покрыты не только элементы  оригинальных конструкций в гостиной и ванной комнате, но частично и мебель (консоли, подвесные шкафы). «Ведущая роль бетона как основного строительного материала и связь с типовыми многоэтажками, — по мнению архитектора, — создали репутацию  холодной, унылой, бездушной и серой материи. До недавнего времени в частной архитектуре использование этого материала ограничивалось несущими элементами: фундаментом, перекрытиями, стеновыми блоками, оконными и дверными перемычками. Сейчас бетон переосмыслен из-за тех безграничных возможностей, которые дает его использование.  Бетонная поверхность сохраняет свой первоначальный вид через много лет. Ухаживать за поверхностями, декорированными бетоном, легко: они прекрасно моются, не боятся влаги, холода и тепла, выдерживают большие нагрузки, устойчивы к механическим повреждениям. Удобство работы с бетоном и сенибетоном заключается и в том, что любой дефект можно легко устранить. Бетон в современной архитектуре показывает, что правильный интерьерный контекст акцентирует его монументальную красоту,   придавая дизайну  футуристичность».

Серый цвет бетона — основа колористической палитры всего интерьера. Эффектный светодизайн, построенный на использовании закарнизного и встроенного света, подчеркивает фактуру материала и придает торжественность дизайну. «Minimal  — это не декорирование помещений разными «вазочками и цветочками», — замечает Сергей Мансуров. — В таких интерьерах можно поставить любой предмет, и он не будет инородным. Все визуальное  внимание уделено именно этому предмету. Монументальное  живописное полотно тому прямое доказательство».

Декор окна прост и функционален. Струнный карниз закреплен на кронштейны. Для оформления использованы два типа ткани — прозрачная легкая органза и контрастные портьеры цвета черного графита.  Под окнами установлены стальные панельные радиаторы немецкого концерна Kermi Therm, имеющие повышенную тепловую мощность и снижающие энергозатраты при эксплуатации на 11%. 

Меблировка студийной зоны определена общим концептуальным решением minimal. Внушительный угловой диван итальянской фабрики Natuzzi с обивкой натуральной кожей, журнальный столик, кресло Coconut, придуманное Джоржом Нельсоном, огромный напольный светильник Pipe архитектурного дуэта Herzog & de Meuron, подвесной шкаф и плазменная панель Samsung — необходимый набор элементов в оформлении гостиной. Однорядная кухня, выполненная по проекту архитектора, со встроенной бытовой техникой, с большой площадью столешницы и значительной рабочей зоной  и белыми лаконичными фасадами, выполненными из стекла, графически подчеркнули аскетизм и простоту дизайна интерьера.  В углу размещена столовая группа, состоящая из стола и стульев итальянской фабрики Calligaris. Значительное внимание уделено оборудованию дома и его экологичности. Например, насосные станции немецкой компании Grundfos  и водоснабжение с двухзонной системой подачи воды автоматически регулируют давление в любом месте водопотребления. После механической и сорбционной очистки и обеззараживания с помощью ультрафиолетового стерилизатора вода приобретает голубоватый оттенок и является экологически безопасной, соответствующей требованиям СанПиН «Питьевая вода». 

Концептуально детская комната для двух мальчиков представляет собой квартиру в миниатюре и разделена на несколько частей: рабочее место, расположенное у окна, игровую со шведской стенкой, зону отдыха и сна, зону хранения, меблированную вместительной корпусной мебелью с белыми лакированными фасадами.  В целях зонирования длинного пеналоподобного объема детской комнаты использованы парные двусторонние стеллажи, одинаковые по дизайну, но с разной отделкой. В качестве колористической основы выбраны синий и белый. Яркий акцент — шерстяной ковер голландской компании Brink & Campman с орнаментом в форме разноцветных сот. Такой ковер имеет высокие показатели прочности и износостойкости и идеален для детской комнаты, где проживают два малыша.

Одна из стен детской декорирована фотообоями немецкой компании Komar из коллекции Marvel Comics с персонажами, когда-то придуманными Джеком Кирби.  Фотообои в этой стилистике — мощное визуальное средство оформления интерьера. Оригинальность идеи, доступность материала, графичность исполнения — все это сильные стороны «бумажного кино», как называют комиксы. «По своей природе комикс диалогичен,  — считает Сергей Мансуров. — Он тяготеет к драматургическому принципу, поскольку в рамках ограниченного пространства происходит завязка и кульминация события, которое при этом сохраняет бесконечное «продолжение следует» и возможность бесконечного продолжения сюжета. Раньше считали, что культура комиксов  — культура детства, характерная для определенного возраста, сейчас в системе посткультуры ясно, что комиксы вполне органичны и для взрослой аудитории. Поэтому  оформление детской может быть изменено и трансформироваться с ростом детей, а фотообои при любых изменениях могут остаться «гвоздем интерьера». 

Автор проекта: Сергей Мансуров

Фото: Олег Истомин

 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры