Архив / 4-й номер Журнала «Современный Дом» за Май, 2014 / Архитектура без компромисса - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Май, 2014 / Архитектура без компромисса

Архитектура без компромисса

Дата публикации: 06.05.2014
446

Частная архитектура отличается от типовой застройки точно так же, как сшитый на заказ хорошим портным костюм отличается от продукта массового пошива. В основном архитекторы стараются ориентироваться на заказчика — главное, чтобы интерьер нравился тому, кто будет в нем жить — и не замахиваются на международное признание. Но иногда проекты получаются настолько нестандартными, живыми, высокопрофессиональными, что в восторг приходят не только счастливые новоселы, но и солидные жюри, состоящие из архитекторов с мировыми именами.

Именно таков один из проектов архитектора Ярослава Усова. Дом, о котором сегодня пойдет речь, удостоен сразу нескольких премий, в том числе Евразийской премии (2013) и премии международного архитектурного фестиваля в Баку (2014). Кроме того, он стал лауреатом конкурса «ИНТЕР*YEAR» (2014, Украина) и конкурса «Batimatinside» (2014). Впечатляющий список, не правда ли?

С первого взгляда на этот дом становится очевидно, что дипломы и премии достались ему по праву. Интересное архитектурное решение — строгая геометрия, непривычные для наших широт большие открытые террасы и огромные окна, изысканное и опять же нестандартное сочетание фактур и цветов в фасадной отделке — заранее настраивает на продуманное изящество интерьера. Очевидно, что в таком доме не найдется места для вульгарной позолоты и китча.

С первого взгляда на планировку становится ясно, что во главе угла здесь логика и эргономичность пространства. Достаточно небольшая прихожая со встроенными шкафами ведет в холл, и на эту естественную ось движения словно нанизываются помещения и функциональные зоны первого этажа. По обе стороны от входа в холл расположены кабинет и гостевая спальня. При таком расположении последней у оставшихся с ночевкой гостей нет риска потревожить хозяев дома, все приватные помещения (четыре спальни с примыкающими к ним санузлами и гардеробными) размещены на втором этаже. Открытое пространство столовой-гостиной-кухни спланировано так, чтобы, несмотря на общее отсутствие межкомнатных перегородок, функциональные зоны были отделены друг от друга. Предусмотрено все: выход прямо из кухни в кладовую и доступ в котельную с улицы, а не из дома. Кроме того, очень продуманно расположен выход из дома в гараж. Дверь находится под лестницей, ведущей на второй этаж. Чтобы эта планировочная идея стала возможной, была изготовлена на заказ лестница с консольным креплением к стене. Несмотря на комфортабельную глубину пролета и достаточно широкую проступь, она не выглядит громоздкой — спасает стеклянное ограждение. Точно такое же стеклянное ограждение использовано на балконе второго этажа, расположенном над двусветной гостиной.

Автор проекта характеризует интерьер как современный и минималистичный. Можно добавить, что минимализм в интерпретации Ярослава Усова и архитектурного бюро «Дизайнус», занимавшегося реализацией проекта, получился не аскетичным, а очень комфортабельным, продуманным и, если так можно выразиться, человечным. Характерное для минимализма отсутствие излишеств не подразумевает отказа ни от чего. Просто все необходимые хозяевам дома вещи вписаны (а кое-где и встроены) в пространство. Часть предметов обихода логичнее называть архитектурными элементами, нежели банальной мебелью. Наиболее характерный пример — барная стойка, отделяющая столовую от кухни. Она не похожа на стандартные длинные столешницы на высоких ножках; видимое отсутствие опоры, боковая стенка и потолочная часть с подсветкой превращают ее из предмета обихода в подобие монументальной скульптуры, украшение интерьера.  Массивная конструкция из темного дерева кажется легкой, парящей над полом, однако впечатление обманчиво. «Чтобы добиться такого эффекта, как основу мы использовали закрепленную в потолок и колонну металлическую конструкцию, выдерживающую нагрузку свыше четырехсот килограмм, — рассказал Ярослав. — Барная стойка является визуальным продолжением потолка. Нам удалось добиться эффекта перетекания плоскости потолка, превращения его в новый функциональный элемент интерьера. В зоне столовой он выполнен из термодерева, в остальных помещениях квартиры для создания сходного эффекта использовалась краска».

Подобная игра с объемом и светом, превращение подсветки и декоративных потолков в отдельное мощное изобразительное средство использовано здесь везде. «Плывущая» над полом барная стойка дублируется столь же воздушной, зависшей над поверхностью стола-острова вытяжкой с подсветкой. Такой же узкой полосой от стены к стене «парят» навесные шкафы на кухне. Контрастное сочетание белого, венге, слоновой кости и хромированного металла подчеркивает рельефность и объем композиции.

Аналогичное превращение сугубо функционального элемента в скульптуру мы видим и в случае с подсвеченной стеной за камином. Она скрывает дымоход камина и работает дополнительным источником света. Сложная рельефная  конструкция со встроенным светом была сделана по эскизам автора проекта, решившего, что для просторной  двусветной гостиной нужен некий уникальный визуальный акцент. Более простой технически, но ничуть не менее привлекательный рельеф с абстрактным геометрическим узором красуется на стене, к которой примыкает лестничный марш. По понятным практическим соображениям перебарщивать с объемными выступами на стене, вдоль которой постоянно придется ходить, не следовало. И недостающую глубину рельефа добавили чисто визуально, затемнив впадины.

Интерьер первого этажа дополняет скрытая подсветка с использованием технического света XAL. Благодаря ей появились длинные, прочерченные светом по стенам и потолку линии, которыми можно управлять по своему желанию, поскольку предусмотрены различные сценарии искусственного света.  Со вкусом подобранные дизайнерские светильники в зоне столовой и в пространстве второго света в гостиной выглядят очень нежными, летящими. Особенно трогательны огромные шары из стеклянных цветов, напоминающие соцветия бульденежа, парящие в воздухе над зоной гостиной. Этот необычный свет вкупе с тщательно продуманной и качественно реализованной обманчиво нематериальной легкостью обстановки превращает гостевую зону в некое магическое пространство, в котором, кажется, не властен даже закон земного притяжения.

Возможно, эта легкость — отражение того настроения, с которым, по словам архитектора, происходила работа с заказчиком. «Мне очень понравилась готовность хозяев дома принимать наши идеи, — говорит он. — В результате реализовано около девяноста процентов первоначальных идей. Мы обменивались компромиссами. Скажем, заказчик выбирал обивку кресла в детской, а я настаивал на строгом выполнении замысла решения парадных зон. Конечно, огромную роль сыграла внутренняя слаженность работ в нашей компании. Так, 3D-эскизы были выполнены очень качественно, они не потребовали дальнейших доработок. Это позволило еще на бумаге максимально приблизить проектное решение к финальному результату: даже мебель и цвет стен были заложены на самом первом этапе. Счастье, что все получилось так, как задумывалось!»

В интерьерах второго этажа продолжается характерная для этого дома игра со светом и объемом. Кое-где чуть сглажен драматизм, что и понятно, поскольку к приватной зоне традиционно предъявляются иные требования. Сложные формы потолков и встроенная подсветка в спальне выглядят менее контрастно, чем в столовой и кухне. Резкость сочетания белый — венге смягчается благодаря введению в эту композицию охристой фактурной штукатурки, переходящей со стены на потолок. Интересно, что в  кабинете практически тот же прием — окраска центрального участка декоративного потолка в насыщенный охристый цвет— приводит к противоположному результату. На белом фоне с подсветкой этот сложный природный оттенок, наоборот, добавляет резкости и объема всей композиции.

Заданная еще фасадной отделкой дома и грамотно продолженная в гостевой зоне контрастность цветов сохраняется в ванной комнате. Это настоящее произведение искусства. Пол и стена выложены черным сланцем и бежевым травертином, а по периметру ванны красуется декор из крупных белых камней.

Лаконичные цветовые сочетания уступают место ярким краскам только в детской и примыкающем к ней санузле. Веселые разноцветные полоски на стене в детской — замаскировавшийся шкаф. О внимании архитектора к нюансам красноречиво говорит тот факт, что цвет каждой полосы он лично подбирал по каталогу фабрики, стремясь  получить яркое, интересное, но не слишком навязчивое сочетание. Именно с подобными «мелочами жизни» у Ярослава до сих пор связаны самые приятные воспоминания. Например, последний совместный непринужденный поход по магазинам вместе с хозяевами дома он вспоминает не иначе как с улыбкой: «Все было готово, оставалось только украсить интерьер интересными  аксессуарами. Мы вместе приехали в салон и… сходу  приобрели почти половину экспозиции, включая гигантское хромированное яблоко, белоснежную статую Мао и полуметровую зеленую улитку, которая разместилась на балконе второго этажа».

Совершенно очевидно, что искрометная легкость, с которой создавался интерьер, не могла не отразиться на общем настроении проекта. Так стоит ли удивляться, что солидные международные жюри тоже не устояли перед этим жизнерадостным напором и единогласно присудили проекту ряд наград?!

 

Автор проекта архитектор Ярослав Усов (руководитель архитектурного бюро «Дизайнус»)

Ирина САБИНИНА

Фото: Зинур Разутдинов

 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры