Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Как придать большому дому узнаваемый вид и при этом сделать его ярким, самодостаточным и нескучным? Ответ на этот вопрос знает декоратор Мария Абрамова, которая реконструировала и оформила семейную усадьбу, где каждое помещение — погружение в свою историческую эпоху, путеводитель по регионам Средиземноморья, энциклопедия уникальных авторских декоративных решений.
В поисках родового гнезда семья заказчика с четырьмя детьми купила готовый двухэтажный дом с мансардой и гаражом и для дизайна его помещений пригласила декоратора Марию Абрамову — знатока и ценителя исторических интерьеров и авторского декора. В процессе работы дом был серьезно реконструирован, обрел внятные строгие фасады в духе английской классики, а его площадь увеличилась в два раза!
Изначально особняк с ломаной геометрией плана, мансардными этажами со скошенной кровлей и роскошным двухсветным залом имел не такую уж и малую по современным стандартам площадь в пятьсот шестьдесят квадратных метров. И все же, принимая во внимание весьма рациональные и практичные идеи заказчиков, автор проекта предложила ее увеличить за счет второго этажа, существенно подняв его высоту (благодаря этому удалось разместить полноценный детский блок), а также расширить мансарду третьего уровня, превратив ее в детскую игровую со своим домашним кинотеатром и гостевыми спальнями. Большая площадь участка натолкнула на мысль о дополнительных постройках. Так появился двухэтажный флигель с помещениями для отдыха и развлечения (банным комплексом, бильярдной, зимним садом, винотекой), с основным домом его связал стеклянный объем бассейна с плавательной дорожкой и детскими горками. В итоге дом разросся, а полезная площадь увеличилась до тысячи квадратных метров. «И тут встал закономерный вопрос: как оформить столь обширную площадь? Если сделать ставку на единый стиль в декоре всех помещений, то получится монотонно и утомительно для жизни, и мы пошли другим путем и выбрали эклектику, которая позволила миксовать стили и смешивать в единую композицию различные фактуры и орнаменты», — рассказывает декоратор Мария Абрамова. В итоге получился сложный интерьер с обилием авторских элементов и художественного декора, выполненного вручную. Ведущую партию в нем исполняет итальянская неоклассика. Образ общего гостевого пространства — смыслового и визуального центра большого семейного дома — навеян ассоциациями с прогретыми землями Средиземноморья, с их теплой колористикой, непафосной роскошью и доведенными до совершенства художественными ремеслами.
Стены шестиметрового в высоту зала, где находится гостиная, парадная обеденная зона, музыкальный салон и круглый будуар, отделаны декоративной штукатуркой теплого песчаного цвета с фактурой травертина. Имитирующий натуральный камень декоративный состав с легкой шелковой структурой и деликатным свечением наносился в несколько слоев и закреплялся цветным лаком. Чтобы избежать монотонности, сверху стены дополнительно были отделаны лепными молдингами «а-ля буазери», которые украшены трафаретной росписью с цветочным орнаментом. Со светлыми стенами рифмуется художественный паркет из клена с инкрустацией экзотическими породами дерева. Клен декоратор вместе с заказчицей выбрали потому, что он, в отличие от другой светлой древесины, имеет чистый цвет, без желтого оттенка, который позволил добавить свет в парадную зону. Бук и карельская береза, использованные в орнаменте, сочетаются с фурнитурой мебели от итальянского производителя. Столовую группу, комоды, буфеты, журнальные столики — все эти неоклассические нарядные предметы с резьбой и перламутровой патиной заказчик увидел на мебельной выставке и решил приобрести. «Вместе с диванами и креслами, обитыми лиловым и сиреневым шелком, они задали линию оформления гостиной. Наполняя помещение деталями, мы каждый раз «примеряли» их к мебели», — отмечает декоратор.
Бесспорно, центральным элементом двухсветного зала является ажурная кованая лестница. Сложно поверить, что столь изящное кружево из металла появилось скорее из соображений практичности, нежели красоты. Исходная конструкция лестницы в строительном исполнении не выдерживала расчетных нагрузок, поэтому ковка стала прежде всего мощным опорным элементом. «Построенный по современным технологиям дом имеет очень сложный пирог. В целях увеличения энергосберегающих показателей его стены сделаны практически полыми, а поскольку лестница изначально крепилась именно к стенам, нам пришлось ее укреплять. Чтобы визуально не перегрузить занимаемое лестницей пространство, мы решили использовать металлические элементы и художественную ковку», — вспоминает Мария Абрамова. Вертикальное кованое полотно опорных элементов и изысканное кованое ограждение выполнены по эскизам автора проекта с применением ручного патинирования. Текучий цветочный орнамент из металла со вставками цветных витражей продолжается в оформлении трехметровой люстры, напоминающей о дворцах эпохи Возрождения, настенных бра, камина и дверного портала холла.
На декоре камина хочется остановиться подробнее: он отделяет зону отдыха от музыкального салона и в то же время является интересной видовой доминантой, которая просматривается из гостиной, холла и расположенной в круглом эркере приватной зоны отдыха. Лаконичная топка с правильной геометрией облицована бежевым мрамором, поверх камня наложено контрастное кованое полотно. За счет того, что между ковкой и мрамором оставлен зазор в полтора сантиметра, создается глубина и игра теней, а сама композиция камина выглядит легче и воздушнее.
Природные материалы с богатой фактурой, изделия с резьбой и инкрустацией по камню и дереву, предметы мебели с парадным декором, художественная ковка, витражные плафоны, тканый текстиль, лепные гипсовые изделия, росписи — все это складывается в чрезвычайно подробный интерьер, уникальный и на сто процентов авторский. Наполняя его деталями, Мария стремилась не утяжелить пространство, сохранить воздух. Ее основной задачей было гармонично соединить большое количество оригинальных декоров и протянуть общую неоклассическую орнаментику. При столь плотном наполнении колонны и двери намеренно решены предельно просто и не броско.
Следуя пожеланию заказчика создать нескучный дом, приватные помещения и территорию отдыха декоратор исполнила в принципиально иной стилистике. Например, расположенную на втором этаже хозяйскую спальню с ванной комнатой первоначально планировалось оформить в духе ар-деко. Уже были закуплены черно-белая плитка и черный глянцевый умывальник с перламутровыми ножками, как хозяйка увидела в мебельном салоне роскошную необарочную кровать с фурнитурой из белой эмали с патиной и изогнутым изголовьем, обитым бархатом оттенка кофе с молоком. В итоге каждое из смежных помещений обрело свой неповторимый облик: эстетская ванная с подиумом и круглым джакузи выглядит строго и рафинированно, а спальня с резными итальянскими пилонами и теплыми отделками располагает к неге и отдыху.
Интерьеры детских комнат также отражают характер своих владельцев. Комната девочки напоминает покои сказочной принцессы, среднего сына, романтика по натуре, — затерянный в дикой природе лагерь охотников сафари с домом на дереве. Но с точки зрения архитектуры наиболее интересна спальня старшего сына — почти монохромное (белое, красное, черное) помещение в стиле хай-тек. Его «фишка» — высокий подиум (1,2 м), который появился в результате пристройки дополнительного объема второго этажа и делит комнату на спальную и рабочую зоны. Подиум — конструкция вполне функциональная: помимо того, что здесь спрятаны инженерные коммуникации, обслуживающие весь дом, он является скрытой системой хранения (как называют его сами хозяева, «детским гаражом»). Каждая ступень подиума — это выдвижные ящики, а стены — разделенные на секции шкафы. К блоку детских комнат примыкает санузел, в чьем интерьере воплощена космическая тема. Об этом свидетельствуют настенные росписи с изображением планет, футуристическая сантехника и выполненный из облегченных материалов крепления потолок в форме кратеров.
Многие идеи дизайна интерьеров были предложены хозяевами дома, декоратору оставалось лишь их грамотно реализовать. А в каких-то ситуациях они предоставили автору проекта возможность для самовыражения, определенную свободу творчества. Так, например, при оформлении бассейна и гостевого дома после обсуждения с заказчицей было решено использовать декоративные мотивы, характерные для средиземноморских вилл. По своей сути помещение бассейна представляет собой стеклянный павильон с витражными стенами и крышей. Одной стороной он соединен с гостиной основного дома, другой — с первым этажом флигеля. Чтобы создать преграду распространению влажного и теплого воздуха в гостиную, чашу бассейна предваряет декоративная горка. С гротами, ступенями и фонтаном, она выполнена из архитектурного бетона, оформлена росписью, украшена эффектной ночной подсветкой и служит излюбленным местом для игр детей. Мозаичный декор чаши бассейна цвета лазури повторяет натяжной потолок с имитацией волн. Натяжная глянцевая конструкция устойчива к влажному климату и отлично маскирует инженерные коммуникации. Настроение отдыха на побережье создают и детали отделки: ноздреватый, аутентичный травертин и декоративная роспись с морской тематикой.
Миновав украшенный росписями с цветущими деревьями холл, оказываешься на летней кухне. Белоснежность шкафов здесь оттеняет яркий рисунок свежевыловленной рыбы на керамической плитке. Взяв легкую закуску, выбираешь, куда сначала отправиться: на второй этаж в английскую бильярдную с уникальным щитовым паркетом с инкрустацией и камином из мрамора цвета малахита или на цокольный в оформленную в духе модерна сауну с мозаичными перегородками в виде барашков волн. Там же, внизу, останавливаешься, чтобы заглянуть в винотеку, которая спроектирована по всем правилам итальянских виноделов, и представляет собой настоящий мужской клуб с дегустационной зоной. Так каждый раз путешествуя по этому гостеприимному дому, не можешь не удивляться тому, насколько он разный и при этом цельный и самодостаточный. Как и все, что создано с пониманием и любовью.
Ольга Соколова
Автор проекта интерьера дома декоратор Мария Абрамова
Отделочные работы под руководством Дмитрия Сергеева и Эдуарда Кетлера
Фото: Евгений Лучин