Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
О строительстве дома из цельной древесины как о дешевом способе заполучить собственное жилище ныне подумывают многие. При этом подразумевается, что бревенчатый дом будет не только теплым и уютым, но и легко обеспечит уровень комфорта, привычный для современных горожан. Увы, в реальности все обстоит несколько сложнее. Мы можем наглядно убедиться в этом на примере реализации проекта сельской усадьбы, расположенной в 40 км от столицы Литвы, созданного вильнюсскими архитекторами Мигле Шалнайте и Юрате Норкуте.
Процесс проектирования и возведения деревянного жилого дома площадью 330 кв. м занял без малого десять лет. Поскольку речь шла о строительстве в зоне регионального парка, для начала пришлось два с лишним года ждать уточнения условий застройки и выискивать на участке хоть какие-либо следы старинных зданий. В конце концов остатки фундамента были найдены, но полученные техусловия крайне ограничивали масштабы строительства как по этажности занимаемой площади, так и по отделочным материалам. В итоге вместо современного коттеджа авторам, уже имевшим определенный опыт деревянного зодчества, пришлось проектировать архаичную бревенчатую избу под соломенной крышей. Еще несколько месяцев ушло на поиски компетентного подрядчика, и «всего» через четыре года со времени получения заказа строительные работы все же начались.
В планировочном отношении дом представляет собой традиционную избу с двумя жилыми частями: «белой», то есть репрезентационной, парадной, и «черной», предназначенной для ежедневного проживания и домашних работ, с главным входом в центральной части здания. По первоначальному проекту в «белой» части намечалось оборудовать кухню, столовую и гостиную, а в «черной» две спальни. Но в итоге вместо двух сделали одну главную спальню со своей ванной комнатой и гардеробной, а также кабинет, в который можно попасть из прихожей. Еще несколько спален для гостей и два санузла были оборудованы на втором этаже непосредственно под крышей. Подсобные помещения, в том числе и баню разместили в подвале, благо, глубина фундамента техусловиями не регламентировалась. Фирме-подрядчику было поручено возвести стены и перегородки из лафета — отесанных с двух сторон стволов северной сосны, соединенных между собой так называемым норвежским замком, устойчивым к усушке и деформации древесины. При этом сборка, подгонка и годичная (!) выдержка коробки осуществлялась не на месте строительства, а в производственном ангаре фирмы-подрядчика, где архитекторы могли на месте решать проблемы электропроводки и развода коммуникаций. Все бы хорошо, но вид отесанных массивных бревен в интерьере поверг заказчиков в уныние, после чего было решено хотя бы в «белом» крыле провести внутреннюю отделку гипсокартонными листами. Увы, решить оказалось гораздо легче, чем сделать: несмотря на предварительную выдержку и «норвежские замки», короб здания на первых порах подвергался значительным деформациям, для компенсации которых гипсокартон приходилось загонять в специальные пазы и использовать «плавающие» соединения. Аналогичная проблема возникла с деревянными оконными рамами, а также с плиточным покрытием пола первого этажа. Вывешивать верхнюю часть кухонного гарнитура пришлось на специальных продольных петлях, чтобы уберечь от деформации короб встроенного холодильника. Весь душевой блок в ванной комнате, подключенный к местным коммуникациям, пришлось монтировать отдельным блоком, не соединенным с общей коробкой.
После всех перипетий было решено отказаться от полной облицовки гипсокартоном стен и потолка, сосредоточив внимание на внутренних перегородках, промежутках между балками и таких автономных обьектах, как каминная топка. С одной стороны, это существенно сократило обьем монтажных работ, а с другой, позволило беспроигрышно сыграть на декоративном контрасте белых гипсокартонных плоскостей и натурального дерева. В зоне кухни были использованы столешница из искусственного камня и фасады темного дерева, а в зоне спален — декорированные двери из безрамного стекла.
Благодаря усилиям архитекторов интерьер получился не только функциональным, но и весьма респектабельным. Он понравился не только хозяевам, которые намерены окончательно обосноваться здесь после выхода на пенсию, но их детям, регулярно наведывающимся в усадьбу со своими семьями. По признанию Мигле Шалнайте, полностью каменная конструкция дома все-таки не создала бы стольких проблем и позволила полнее реализовать архитектурное решение.
Материал подготовлен в сотрудничестве с журналом «Interior» (Латвия)
Йонас Малинаускас
Авторы проекта архитекторы Мигле Шалнайте и Юрате Норкуте
Фото: Лина Фишай