Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Старая циничная поговорка гласит, что любой героизм лишь следствие чьей-то безответственности. Как ни забавно, к созданию частных интерьеров этот принцип тоже вполне применим. Разве что в данном случае, скорее, речь может идти не о безответственности, а о некомпетентности.
Начиналась эта история стандартно. Семейная пара с ребенком приобрела новую квартиру. На площади в сто тридцать семь квадратных метров предполагалось создать удобную планировку: две спальни (родительскую и детскую) с примыкающими санузлами, гостиную с кухней, кабинет, гардеробную и небольшой гостевой санузел. Ольга, хозяйка квартиры, не любит вычурности и чрезмерно броских деталей, ценит спокойную элегантность и светлые, нежные цвета. Идеальный интерьер представлялся ей спокойным, уютным, хотелось видеть сочетание классики с элементами традиционного английского стиля.
Естественно, был приглашен архитектор. Поначалу ничто не предвещало проблем — специалист вел себя уверенно, продемонстрировал неплохое портфолио и был готов немедленно приступить к работе. Правда, по ходу этой «работы» достаточно скоро заказчица заподозрила неладное. «Опытный профессионал» уговаривал ее отказаться то от одного, то от другого замысла, объявляя их нереализуемыми на данном объекте из-за особенностей первоначальной планировки. Например, пожелание уменьшить нежилую часть площади, пожертвовав частью холла, и разместить в спальне полноценную гардеробную показалось ему невыполнимым. Кроме того, создание интерьера специалист почему-то предложил начать с подбора текстиля, не задумываясь ни об отделочных материалах, ни о мебели, и так и не предложил ни компьютерной, ни даже рисованной визуализации проекта, невзирая на неоднократные просьбы заказчицы. Разумеется, дальше так продолжаться не могло, и от услуг архитектора Ольга была вынуждена отказаться. Правда, другого искать не стала, решив, что справится и сама.
Сейчас она смеется, вспоминая, как проходила работа, и уверяет, что нипочем не справилась, если бы невезение при выборе архитектора не компенсировалось несомненным профессионализмом приглашенных для выполнения отделочных работ и подбора текстиля специалистов. Мастер, изготовлявший гипсовую лепнину, узнал, что заказчице хотелось бы украсить потолки витражами и фресками, и порекомендовал занимавшихся подобным декором знакомых. На потолках в ванной при детской и в гостевом санузле появились светящиеся яркие витражные плафоны. Сияющие цветочные орнаменты — беспроигрышное украшение, даже скромное помещение с таким потолком будет выглядеть нарядно и слегка кокетливо. В ванной, примыкающей к хозяйской спальне, потолок отделали аккуратными неглубокими кассетонами с фресками. Сдержанный, но элегантный и достаточно сложный декор дополнили не самым обыденным для ванной светильником — подвесной трехрожковой люстрой в классическом стиле, благо, высота потолков позволяла.
С Ириной Титаренко и Оксаной Панюковой, дизайнерами по текстилю, Ольга очень легко нашла общий язык. В результате они занимались не только подбором тканей и созданием полного комплекта текстильного убранства для дома, но и помогали хозяйке выбирать обои. Они могли что-то подсказать, посоветовать, но, разумеется, выбор оставался за заказчицей. Увлекшись созданием интерьера, Ольга не только подобрала отделочные материалы, мебель и аксессуары, но и решилась немного поэкспериментировать с переделкой готовых предметов. С помощью мастера по лепнине были перекрашены этажерка в комнате ребенка и рама для зеркала в ванной. Казалось бы, небольшое изменение даже не цвета, а оттенка, но преобразившаяся этажерка стала намного лучше сочетаться с обоями и текстилем, а рама визуально приобрела дополнительную глубину рельефа.
С самого начала Ольга хотела, чтобы в квартире достаточно отчетливо читались элементы английского стиля. Правда, жестко выдержанный в одном ключе интерьер представлялся ей немного скучным. Так и получилось, что где-то, как в спальне хозяев, достаточно точно передан дух, а не буква классического английского стиля, где-то, как на кухне и в гостиной, интерьер представляет собой гармоничное сочетание современной классики и отдельных элементов, ассоциирующихся с английским стилем (на кухне это массивный деревянный стол-остров с каменной столешницей и высокие буфеты, в гостиной — обеденная строгая группа у окна). А где-то с самого начала заложена изрядная доля эклектики, и Англия читается разве что в подборе материалов (массив ореха, натуральные, очень дорогие ткани) и узоров (цветочный рисунок на обоях, ткани в широкую полоску и в цветочек).
«Британскими аристократами», проживающими во всех комнатах квартиры, можно назвать изготовленные вручную из массива дерева крепления для подхватов штор и карнизы с интересными декоративными навершиями. «Эти вещи почти невозможно купить в Москве. Их производит маленькая британская компания, представляющая собой небольшой семейный бизнес, которая разрешила торговать своими изделиями только одной из московских фирм», — с законной гордостью поясняет Ирина Титаренко. Чтобы придать интерьеру английскую добротность и основа-тельность, дизайнеры предложили использовать натуральные ткани (тончайшей выделки шерсть для детской, смесовую хлопковую ткань для спальни), максимально точно подобранные под цвет обоев. Сложнее всего оказалось, подыскивая материал для штор и покрывала с подушкой, точно повторить сочетание голубого с коричневым, фигурирующее в принте на обоях в детской. Несмотря на кажущуюся классическую простоту сочетания, оба цвета должны были идеально совпасть по оттенкам, а этого достаточно трудно добиться, если не использовать готовые коллекции тканей и обоев, изначально выпускаемые вместе.
Разумеется, все шторы шились с подкладкой. По мнению профессиональных дизайнеров, занимающихся текстилем, это единственный способ получить портьеры с красивыми объемными складками, и при этом долговечные, не деформирующиеся в процессе эксплуатации. Поскольку ставка делалась на максимальное удобство и комфорт, а не на точную интерпретацию стиля, Ирина и Оксана предложили добавить к классическим английским портьерам на подкладе, драпирующимся мягкими складками, нетрадиционный для англичан, зато привычный для нас тонкий тюль. Ткань нужной фактуры и плотности нашлась только в ассортименте итальянских фабрик — английские производители тканей верны вековым традициям, и тюль не жалуют.
Привлекательное, чуть ироничное сочетание английских традиций и космополитичной современности дизайнеры продолжили обыгрывать и дальше. Например, классическое стеганое покрывало в детской намеренно сделано очень большим, его углы лежат на полу. В результате застеленная этим «одеяльцем» кровать превращается в роскошное ложе. Эффект достигается без дополнительных декоративных деталей, складок, оборок —только за счет свободно ниспадающего на пол покрывала. Еще одна очаровательная находка: «двойное» покрывало в родительской спальне. Верхняя его часть — аккуратное стеганое покрывало, напоминающее то, что делалось для детской. Но, несмотря на сходство фасонов, силуэт застеленной кровати выглядит принципиально иным: нижняя часть покрывала выполнена из ткани в широкую полоску. Полосы контрастируют с однотонным покрывалом, гладкость «однослойной» нижней каймы заставляет верхнюю, стеганую часть казаться более толстой, объемной и теплой даже на вид. Чтобы поддержать классическую английскую полоску в спальне, такой же тканью, что пошла на тонкое покрывало, обтянули кресло. Получилась классическая спальня с обоями в розах и добротной мебелью лаконичных очертаний, выкрашенной в нежные пастельные тона. Композиция и подбор цветов творческому коллективу, состоящему из хозяйки квартиры и текстильных дизайнеров, удались превосходно. Результат вызывает в памяти английские интерьеры начала ХХ века, только не реальные, а какие иногда встречаются в кино, например в экранизациях произведений Агаты Кристи.
Довольно очаровательный элемент Ирина Титаренко добавила для шкафа со стеклянными дверцами, находящегося в ванной ребенка. Стекло изнутри задернуто тонкой цветастой шторкой. Это практично: не остается на виду косметика и прочие мелочи. Кроме того, шторку при желании легко сменить, добавив в интерьер ванной новый цветовой акцент.
Очень эклектично решена детская. На первый взгляд, шкаф-купе с зеркальными дверцами и резной ажурной панелью из листвы в стиле ар-нуво поверх зеркала выбивается из общей концепции. Однако если приглядеться не к самому шкафу, а к тому, как он вписан в антураж, становится очевидным, что выбор был неплох: в зеркальных фрагментах панели отражается, дробясь, обстановка комнаты, и шкаф визуально сливается с пространством, заметным остается только переплетение белых стеблей и листьев. Комната кажется просторнее благодаря этому невинному обману.
Конечно, строгие критики, возможно, могли бы найти в этом уютном мирке какие-то несоответствия канонам стиля и сообщить, что профессиональный архитектор на месте предприимчивой владелицы квартиры многое реализовал бы иначе. Возможно. Но, как нам кажется, главное все же достигнуто. Пространство получилось очень живым, своеобразным и обаятельным. Полностью избавленное от любых недочетов стилистическое решение, скорее всего, лишило бы интерьер изрядной доли присущего ему шарма, сообщив реальному семейному обиталищу выверенность картинки из учебника по дизайну интерьеров. Картинкой, наверное, приятно любоваться. Однако, согласитесь, для жизни куда приятнее органично сложившееся пространство, нежели сухая, пусть и очень профессионально сделанная композиция.
Ирина САБИНИНА
Авторы текстильного дизайна Ирина Титаренко и Оксана Панюкова
Фото: Денис Россиков