Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Иногда архитектор при создании проекта не связан практически ничем, кроме заданной площади и объема всей квартиры, иногда доставшийся ему «плацдарм» уже спланирован и единственное, что ему позволено, крайне незначительно изменить пространство квартиры или дома. Понятно, что первый вариант много желаннее — творческие люди очень ценят возможность свободного самовыражения. Но также понятно и то, что гораздо чаще приходится работать со вторым. Впрочем, здесь есть свои плюсы. Чем сложнее задача, тем почетнее для архитектора выполнить ее так, чтобы в готовом интерьере ничто не напоминало об объективно существовавших ограничениях.
Когда архитектор-дизайнер Алена Шилина (архитектурно-строительная компания «Диприс») начинала работу над этим проектом, владельцы квартиры оговорили, что им бы хотелось получить привлекательный, но практичный и не слишком дорогой интерьер. Соответственно, было решено оставить часть уже имевшейся у хозяев мебели и ограничиться минимумом перепланировок, не перестраивая пространство полностью.
В первоначальной версии планировки перегородка между гостиной и санузлом выступала острым углом в гостиную. Алена предложила убрать неэстетичный угол и слегка уменьшить санузел. Это помогло сделать гостиную более просторной и пропорциональной. Еще одна небольшая перепланировка, также значительно улучшившая геометрию одной из комнат, касалась выхода из спальни хозяев на балкон. Первоначально балкон был присоединен к спальне, что было не слишком практично, да и нарушало технические нормативы. Архитектор отделила застекленный балкон раздвижными дверями-ширмами. Это придало спальне более правильную форму и позволило изолировать кабинет от спального места. После того, как двери на балкон частично скрыли за текстильной драпировкой, возникла иллюзия обычного окна, и спальня стала выглядеть более уютной.
Для того чтобы украсить спальню и обыграть ее сложную форму, дизайнер предложила украсить стену над изголовьем кровати оригинальным 3D-панно. Его изготовили из гипса, поэтому места стыковки составных частей совершенно не видны. Чтобы усилить сходство рельефа, имитирующего барханы, с настоящей пустыней, гипс покрыли декоративной штукатуркой с фактурой песка. Встроенная верхняя подсветка подчеркивает рельефность панно.
Аналогичный прием — частичное декорирование стен материалом с интересной фактурой — Алена Шилина использовала везде, где надо было визуально зонировать или расширить пространство. Площадь квартиры относительно невелика, поэтому подобная уловка оказалась весьма кстати. Очень удачно этот прием реализован в детской. В одной комнате живут два брата, и для каждого из них хотелось сделать максимально уютное и индивидуальное пространство. Благодаря сложному декору стен и выстроенной из пеноблоков декоративной ширме-перегородке длинное прямоугольное помещение превратилось в две небольших квадратных комнаты. Широкие проемы в перегородке прекрасно пропускают свет, но тем не менее она достаточно четко разделяет комнату пополам. Чтобы визуально расширить пространство и дополнительно разделить его, половину длинной стены отделали такой же темной инженерной доской, как и пол. Граница проходит параллельно ширме-перегородке. На противоположной стене отделка в разных частях помещения также отличается: половина оклеена обоями в полоску, на второй половине красуется фреска (использована готовая фреска на флизелиновой основе).
В результате, несмотря на то, что мальчики живут в одной комнате, у каждого из них есть свое приватное пространство и изолированные спальное и рабочее места.
Частичный заход отделки пола на стену использован и в прихожей. Здесь, в отличие от детской, это сделано не только для визуального эффекта, но и из сугубо практических соображений. На стене закрепили крючки, чтобы вешать промокшую одежду, придя с прогулки под снегом или дождем. Керамическая плитка под травертин — практически вечный и «неубиваемый» материал и ничуть не пострадает от мокрых курток и пальто, а теплый пол в прихожей поможет быстро просушить вещи.
Но больше всего труда и усилий, разумеется, архитектор вложила в гостевую зону. Гостиная — центр любого дома, место, куда приходят родные и друзья, где по вечерам собирается вся семья. Очень хотелось, чтобы гостиная, столовая и кухня выглядели «на миллион». Удалось достичь этого эффекта достаточно скромными средствами. «Я подумала, что можно использовать определенные приемы из стиля ар-деко, — рассказывает автор проекта. — Он очень театрален и красив. О точном соответствии всем канонам этого стиля речи не шло, конечно, это неоправданная роскошь для обычной городской квартиры, где проживает семья с детьми. Однако отдельные приемы, характерные для ар-деко, — использование ярких драматических контрастов между черным и белым, нетрадиционных дорогих материалов, симметрии, когда композиция формируется вокруг некой центральной точки — превосходно вписались в интерьер. Стену в гостиной я предложила отделать натуральным ониксом. Его полупрозрачная структура и фантастический узор очень украсили парадную часть». Чтобы камень одинаково декоративно смотрелся даже вечером, по периметру ТВ-зоны встроена подсветка.
Еще один запоминающийся элемент гостиной — камин. Огонь в нем выглядит живым, но на самом деле в портал просто встроили хороший электрический камин с парогенератором, позволяющим имитировать настоящее пламя. Поскольку электрический камин не нуждается в дымоходе, пространство над порталом занято скрытым встроенным баром. Полки выдвигаются сбоку. Когда бар закрыт, о его наличии сложно догадаться. Рядом с баром, конечно, разместили стойку и стулья.
Алена Шилина искренне любит ар-деко, и это видно. Только благодаря ее пониманию этого непростого стиля гостевое пространство заиграло. Точное дозирование акцентов и выверенность композиции делают гостиную произведением искусства. Сочетание светлого (большой и очень удобный диван, стулья, портал камина, ковер) и темного (пол, барная стойка и журнальный столик, броские светильники) очень пропорционально и заставляет вспомнить один из традиционных для ар-деко орнаментов — полосы в виде фортепианных клавиш. Доминируют светлые тона (как и на клавиатуре), а темные призваны создать контраст и подчеркнуть объем композиции, разбить ее на фрагменты. Дополнительный акцент — легкий намек на позолоту (ар-деко любит блеск и роскошь!). Едва заметная золотящаяся пыльца покрытия на декоративной штукатурке в гостиной, золотистая охра обивки массивного классического кресла в углу и близкая по расцветке к обивке кресла подушка на диване — казалось бы, незаметные, но очень важные для цельности композиции детали.
«Для ар-деко характерны крупные интересные геометрические узоры. Поэтому я дополнила композицию узором из разноразмерных квадратов на полу в холле и в каминной зоне. Плитку резали лазером и выкладывали по моим эскизам», — поясняет архитектор.
Те же ненавязчивые, но легко читаемые намеки на ар-деко фигурируют и в отделке кухни (настенное панно из плитки с изображением капителей колонн, контрастное сочетание цветов), и в обстановке ванной. Большое зеркало с фасеточным узором по периметру и хрустальными бра по бокам служит центром композиции. Благодаря тому, что для отделки ванной выбрана светлая плитка с фантазийным узором, имитирующая мрамор, ванная не только выглядит роскошной, но и кажется больше (блики на полированной поверхности зрительно размывают пространство, добавляют света и фактуры).
Этот проект — прекрасный пример грамотного, дозированного использования очень популярного исторического стиля. Архитектор не пыталась создать интерьер в стиле ар-деко в обычной небольшой квартире, прекрасно понимая, что подобная стилизация выглядела бы не очень естественно. Она просто использовала наиболее характерные для ар-деко приемы, чтобы сделать практичный современный интерьер более насыщенным, ярким и запоминающимся. Оказалось, что в подобных дозах ар-деко великолепно сочетается с лаконичным современным стилем и вовсе не выглядит неуместно роскошным. По всей видимости, аксиома средневековых врачей, гласящая, что между лекарством и ядом разница лишь в количестве, применима и к дизайну интерьеров…
Ирина Сабинина
Автор проекта архитектор-дизайнер Алёна Шилина (архитектурно-строительная компания «Диприс»)
Фото: Александр Камачкин