Архив / 6-й номер Журнала «Современный Дом» за Июль-август, 2014 / Мощение: что, чем и зачем мостят - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Июль-август, 2014 / Мощение: что, чем и зачем мостят

Мощение: что, чем и зачем мостят

Дата публикации: 29.07.2014
288

Потребность в создании дорог с каким-либо всесезонным покрытием возникала во всех обществах, начиная со стародавних времен. Грунт от воды раскисает, теряет несущую способность, превращаясь в топкую суспензию. Поэтому весной и осенью (в период снеготаяния и дождей) в России наступает распутица. Необходимо все поверхности, по которым передвигаются круглый год, стабилизировать каким-либо покрытием или замостить

Издревле для укладки каменных мостовых использовались местные материалы. Песчаник и известняк, обладающие высоким водопоглощением, в северных регионах показали даже меньшую долговечность, чем дощатый настил. У нас в России каменные мостовые были булыжными. «Цокот копыт по мостовой» в Санкт-Петербурге воспел не один поэт. В Западной Европе с XVI века для мощения стали применять клинкерный кирпич. У этого материала очень много достоинств, но основное из них долговечность. В Летнем саду в Петербурге в хорошем состоянии сохранились фрагменты клинкерного мощения, выполненные еще при жизни Петра I. Сегодня, когда материалы в строительстве мы используем в основном не природные, а произведенные промышленностью с разной глубиной переработки, существует много способов мощения поверхности. Промышленная продукция отличается разнообразием, а перечень технологий устройства дорог и площадок «с покрытием» можно читать с тем же любопытством, что и ресторанное меню: подробный список обязательно будет содержать слова, значение которых большей части аудитории неясно. Обсудим наиболее распространенные способы создания мощеных поверхностей.

Выбор материала для мощения
Требования к материалам для мощения зависят от назначения мостимой площадки. Одно дело дороги общего назначения в поселках, другое — проезды на участках и третье — пешеходные зоны.

Во-первых, водоотвод. Все площадки и проезды должны либо дренировать воду, оставаясь с сухой поверхностью, либо иметь выпуклый профиль для стока воды к краям.

Во-вторых, истираемость. Парковочные площадки, на которых крутятся в тесноте легковые машины с шипованной резиной, очень быстро превращаются в испо­лосованные неряшливые зоны. Для таких площадок не годится ни гранит, ни бетонная плитка, ни цемент­ный бетон.

В-третьих, эстетика внешнего вида. Тут сложно описать четкие критерии, но некоторые выводы очевидны даже без обсуждения: эстетическое восприятие серой доски, намывного песка, травяного газона и клинкерного мощения совершенно различно. Если последнее универсально, то первые три имеют ограниченные сферы применения.

При осуществлении выбора всегда следует сформулировать для себя цели и определить ресурсы для их достижения. Необходимо сопоставить ценности тех или иных целевых параметров с объемом наличных ресурсов на их достижение.

Несколько соображений о клинкере
При производстве дорожного клинкера нормируется девять основных его эксплуатационных характеристик: плотность; водопоглощение; морозостойкость; прочность при сжатии; прочность при изгибе; истираемость; высолообразование; сопротивление скольжению; характеристики формы и внешнего вида изделий.

Но первое и главное, что нужно знать: клинкерный кирпич больше не является чем-то недоступно дорогим. Например, открытие линии по выпуску клинкерного кирпича RAUF на новом заводе в Ленинградской области сделало его доступным каждому. Цена для рядового потребителя сходна с ценой обычной бетонной брусчатки.

Мощение и дизайн
Дорожки и мощеные площадки на участке всегда являются важным элементом дизайна, а нередко и системообразующим. При этом тип мощения должен соответствовать как общей ландшафтной композиции, так и архитектурному стилю строений. Одновременно с этим в каждой зоне мощения должна учитываться предполагаемая нагрузка. Особенно ответственно нужно подойти к мощению въезда на участок. Въезд — это то самое пресловутое первое впечатление, которое, как известно, не произвести дважды. Жесткие материалы для мощения (камень, бетон, клинкер) в этом плане позволят вам не ударить в грязь лицом. Клинкер — наиболее долговечный вид покрытия, даже более чем черная брусчатка из габбро-диабаза. Во-первых, клинкер прочнее натуральных камней (например, известняка в 5–7 раз), его прочность выше 450 кг / см2. Во-вторых, клинкер имеет почти нулевое водопоглощение (около 2 %). Это не дает камню впитывать воду, в результате с наступлением морозов не происходит его разрушение расширяющимися кристаллами льда.

Теперь о достоинствах скрытых, о которых говорят редко, но они очень важны для пользователя. Одно из них: клинкер не полируется при эксплуатации. В отличие от натурального камня, который шлифуется под ногами и со временем неизбежно становится скользким при увлажнении, клинкер сохраняет шероховатость. Это обеспечивает ему нескользящие свойства даже через десятки лет работы. Другое преимущество: не царапается шипованной резиной автомобильных колес. Поверхность клинкера усеяна кристаллами и микрокристаллами кремнезема, который тверже закаленной легированной стали автомобильных шипов. Еще из неявных достоинств клинкера: возможность многоразового использования и смены назначения. Если бетонные дорожные камни и известняковые или гранитные плиты приобретают неравномерный окрас при длительном нахождении в качестве дорожного покрытия, то клинкерный кирпич остается ровноокрашенным и может быть переложен, например, на ребро или с дорожки в отделочную кладку цоколя либо в стенки колодца.

Что же касается дизайнерской фантазии, то широкий выбор формы и размеров современных материалов позволяет реализовать практически любую композицию.

Прямоугольные, квадратные и клиновидные кирпичи могут укладываться елочкой и плетенкой, перпендикулярными, диагональными и перевязанными рядами, кругом, с крестовым швом и т. д. Различные конфигурации и мелкоштучность материала идеально подходят для плавных дорожек с изгибами и поворотами, характерными для де­ревенского стиля, а также все более популярных в современном ландшафтном дизайне японских мотивов. Для небольших участков, кстати, линии дорожек с плавными изгибами — хорошее средство зрительно расширить простран­ство. В то же время и на больших участках, где может быть более уместен рисунок строгой геометрии, можно использовать тротуарную плитку большего размера или плитняк. Извилистые дорожки из плитняка, напротив, трудоемки в монтаже: плиты нужно будет резать для подгонки друг к другу и выравнивания краев дорожек. Булыжник, обладающий специфической декоративностью, не всегда применим из-за того, что такое покрытие может быть неудобным для ходьбы. Нередко бывает ситуация, когда требуемые в дизайнерских или технических целях площади мощения ограничивают зеленую зону участка. Компромиссным вариантом в этом случае будет плитка с отверстиями, которые после ее укладки заполняются плодородным грунтом, смешанным с семенами газонных трав. Образно говоря, и плитки целы, и травка растет.

Цвет является важным элементом дизайна, поэтому колористика современных материалов для мощения включает практически все оттенки от белого до черного. Можно выбрать спокойные тона для кантри или восточного ландшафта либо использовать различные цветовые сочетания с резким переходом, свойственные, к примеру, модерну. У клинкерного кирпича окраска очень стойкая, поскольку обеспечивается минералами, образующимися при обжиге исходной глины, а не красителями. Цвет равномерен по всей толще клинкерного кирпича и не меняется внутри партии.

При выборе оттенка стоит учитывать тот факт, что неокрашенные материалы стоят значительно дешевле. Бюджетные сорта песчаника имеют скучный серый цвет, а серая тротуарная плитка также дешевле красочной. 

 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры