Архив / 7-й номер Журнала «Современный Дом» за Сентябрь, 2013 / Дорожная карта для усадьбы - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Сентябрь, 2013 / Дорожная карта для усадьбы

Дорожная карта для усадьбы

Дата публикации: 17.10.2013
377

Важной частью любого ландшафтного проекта является планировка дорог, дорожек и тропинок на территории земельного надела. Сначала на участке определяются функциональные зоны, постройки, крупные элементы с учетом природного или рукотворного рельефа. Заметную роль в ландшафтном проектировании играет мотивированный и технически грамотный выбор материалов для мощения дорог.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Одно из первых требований, предъявляемых к планировке дорожной сети в загородной усадьбе, это удобство как для въезда на территорию машин, так и для хождения людей. Также необходимо, чтобы схема дорог и тип их мощения соответствовали архитектуре капитальных строений и оформлению ландшафта. Продуманная трассировка поможет эстетически исправить некоторые недостатки имеющейся территории. Так, изломанную границу надела логично оформить плавно изгибающейся мощеной дорогой. Узкий участок удастся зрительно расширить благодаря диагональной планировке дорожной сети или вьющемуся от забора к забору прогулочному маршруту. Сад можно сделать более «глубоким», слегка расширив мощеную ленту у крыльца и плавно сузив ее в дальней части надела.

Вместе с тем наряду с обдуманным ландшафтным проектированием в мировой дизайнерской практике существует и спонтанное, эмпирическое отношение к организации садового пространства. В этом случае владельцы загородного участка (или же специалисты) стихийно протаптывают тропинки от одного объекта к другому, а уже затем покрывают их долговечным материалом.

ХАЙВЕЙ И ТРОПИНКИ
При планировании территории в первую очередь намечают подъездные пути и тропу между крыльцом и калиткой. Дороги, связывающие дом с въездом и входом на участок, как правило, сплошь вымощенные, прямые или плавно изогнутые, без резких поворотов. Обычно твердое покрытие на 2–3 см превышает уровень окружающих газонов и цветников, что препятствует загрязнению дорожки вымытым грунтом и не мешает скашивать траву. Благодаря бордюру мощение становится более прочным, регулярные цветники и декоративный огород не расползаются, приподнятые бортики задерживают сор. Ширина проезда для авто должна составлять не менее 3 м. Если дорога одновременно выполняет функцию пешеходной зоны, ее увеличивают до 3,5–4,5 м. Кроме того, узкую полосу расширяют на трудных участках пути, а также у ворот и гаража.

Основные прогулочные маршруты планируют таким образом, чтобы на них могли разойтись встречные пешеходы, проехала колесная садовая техника, тачка или тележка. Ширина часто используемой пешеходной дорожки должна составлять минимум 0,7 м, однако путь между домом и, например, летней кухней лучше расширить или же на протяженной узкой трассе сделать несколько площадок. В укромных уголках сада устраивают тропы с твердым покрытием шириной 0,4–0,5 м, причем кратной размеру тротуарной плитки (с учетом шва).

ВЫБОР ПОКРЫТИЯ
Далее определяется материал для дорожно-тропиночной сетки. Обычно на одном участке ландшафтные дизайнеры используют несколько типов мощения. Для площадок перед домом и широких проездов отдают предпочтение сплошному твердому покрытию, иногда с контрастными вставками, а в отдаленных уголках сада пошаговому (натуральным или искусственным спилам) или сыпучим материалам. Достоинства сплошных твердых покрытий — удобство в эксплуатации, долговечность и надежность. В пейзажном саду более органично смотрится мощение с подсевом травы, пошаговые покрытия или тропинки из сыпучих материалов. Но они нуждаются в регулярном ремонте, летом могут пылить, а зимой с них трудно убирать снег. Поэтому сыпучие варианты не могут рассматриваться для трасс с мало‑мальски оживленным движением, тем более для подъезда автомашин.

На маленьких участках, а также для извилистых до­рожек выбирают элементы меньшего размера — мелкую брусчатку, клинкер, тротуарную плитку. Бордюр здесь необязателен, в некоторых случаях делают рваный край. На площадках иногда комбинируют крупные штучные элементы с мелкими.

В настоящее время выбор современных материалов для мощения усадебных дорожек значительно расширился — используются гранитная и клинкерная брусчатка, тротуарная плитка, природный и искусственный камень и даже уложенная мозаикой галька.

Автомобильные проезды, пешеходные зоны, террасы, лестницы, пандусы можно покрыть экологически чистым, высокопрочным и морозоустойчивым (до 300 циклов) клинкерным тротуарным кирпичом или тротуарной плиткой, заметно уступающей клинкеру по морозоустойчивости и прочности. Высококачественный натуральный клинкер с нескользящей поверхностью не впитывает жировые загрязнения, почти не истирается и отличается минимальным водопоглощением. (Считаем необходимым дать точный смысловой перевод упомянутого несколько раз технического термина «клинкер». Википедия предлагает несколько толкований. Для нас ближе то, которое в разделе «Дорожное строительство» идентифицируется как высокопрочный кирпич, получаемый из специальных глин обжигом до спекания. Термин «клинкер» употребляется под разными именами: клинкерный кирпич, тротуарный клинкер, клинкерная брусчатка, обозначающими один и тот же материал — высокопрочный керамический кирпич.)

Тротуарный клинкер также считается одним из лучших декоративных материалов для садово-паркового строительства и благоустройства территорий. Его преимуще­ства заключаются не только в отличных физико‑механических и эксплуатационных свойствах, но и в том, что он органично сочетается с природным ландшафтом. Клинкерная брусчатка долгое время сохраняет цвет и рисунок дорожного покрытия. Клинкерный кирпич способен выдерживать большие статические и динамические нагрузки, благодаря чему его рекомендуется использовать для мощения территориальных участков даже с интенсивным транспортным движением. Однако именно в тротуарной брусчатке клинкер как материал достигает оптимума своих технологических преимуществ. Ведь обычная брусчатка страдает от постоянного намокания, неравномерной нагрузки, попеременных морозов-оттепелей и даже в последние годы кислотных дождей. И только клинкер со своими стабильными во времени свойствами в состоянии служить десятилетиями в таком экстремальном режиме. Единственное, что может повредить керамическому кирпичу, это влага внутри него. Однако благодаря глубокому обжигу клинкер имеет водопоглощение менее 4 %, что практически исключает постепенное разрушение изнутри при замораживании и оттаивании. Даже в тяжелейших условиях работы в качестве тротуарной плитки срок службы такого материала более 100 лет. И это цифра не расчетная, а реальная, подтвержденная текущей эксплуатацией клинкерной брусчатки, изготовленной еще в конце XIX — начале XX века в Нидерландах. Разве от таких преимуществ можно отказаться?

Дополнительным аргументом в пользу широкого применения этого «не знающего сноса» материала является то, что в текущем году начала давать продукцию первая отечественная линия по производству клинкера RAUF («ЛСР-Стеновые»). В предшествующие годы клинкерная продукция в России была исключительно импортная, преимущественно из Эстонии и Германии.

Еще одно покрытие для мощения дорог-тротуаров, приобретшее популярность в последнее время, искусственный камень. Например, материал «Бельгийская мостовая» (KAMROCK®) по фактуре и цвету неотличим от натуральной каменной брусчатки. В процессе изготовления искусственный камень прокрашивают в массе, поэтому незначительные повреждения, появившиеся на по­крытии после грубой расчистки снега, напоминают природную шероховатость. Для мощения главных дорожек рекомендуем брусчатку «Испанский дворик» того же производителя. Обе коллекции брусчатки KAMROCK® помимо основных элементов кладки включают прямые и поворотные бордюры различной высоты, а также прямые и поворотные водоотводы.

Продуманное использование приведенных в статье материалов обеспечит дорожную усадебную сеть надежным и долговечным покрытием, а прогулки по ней будут приятными и безопасными.

Игорь ГАНИН

 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры