Архив / 6-й номер Журнала «Современный Дом» за Июль-август, 2013 / За железным занавесом - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Июль-август, 2013 / За железным занавесом

За железным занавесом

Дата публикации: 17.10.2013
347

ГАРАЖНЫЕ ВОРОТА. Современный загородный дом трудно себе представить без размещения семейного автопарка. Он выполняет две функции: охраняет от незваных гостей и бережет от превратностей погоды. Надежные ворота — неотъемлемая часть гаражного убежища для автомобилей.

С точки зрения конструктивного исполнения современные воротные системы для гаражей индивидуального пользования бывают трех типов: рулонные, секционные и подъемно-поворотные. Всесторонние технические требования в этой области комплексно освещены в отечественном ГОСТе 31174‑2003 «Ворота металлические. Общие технические условия», а также в европейском стандарте EN 13241‑1. Кратко рассмотрим все типы конструкций гаражных ворот, их электромеханические приводы, а также наиболее интересные технические решения, появившиеся в последние годы.

РУЛОННЫЕ ВОРОТА
Самый экономичный вариант современных гаражных ворот представляет собой полотно, состоящее из горизонтально расположенных и шарнирно соединенных между собой ламелей (профилей). Высота последних чаще всего бывает 45, 55 и 77 мм. Вся конструкция наматывается на приводной вал и в сложенном состоянии приобретает форму цилиндра. Рулонные ворота могут быть холодными или утепленными. Однако утепление весьма формальное, так как несколько миллиметров пенополиуретановой пены-прослойки, утопленных внутри ламели, не обеспечивают термосопротивление, требуемое для современных ограждающих конструкций. Поверхность ламелей обычно покрывается двойным слоем высокостойкой к негативным атмосферным явлениям краски. Кроме того, возможно использование экструдированных пластин со стенкой толщиной 1 мм; они не заполняются утеплителем, зато обладают повышенной прочностью. (Термин «экструзия» подразумевает технологию получения изделий путем продавливания расплава материала через формующее отверстие.) Именно поэтому рулонные ворота логичнее применять в холодных гаражах, особенно там, где геометрия проема далека от стандартной (стальная кон­струкция регулируется по высоте и подгоняется под суще­ствующий уровень). Заметным отличием рулонных ворот от иных конструкций является инвариантность их монтажа: перед проемом гаража, в проеме и внутри помещения. Поэтому и высота полотна ворот тоже может варьиро­ваться. Рулонные ворота управляются с помощью электродвигателя. При его включении начинает вращаться приводной вал, расположенный в барабане ворот, и профили наматываются на него и поднимаются вверх. Наряду с электромеханическим приводом предусмотрено и ручное управление (при перебоях с электроэнергией).

СЕКЦИОННЫЕ ВОРОТА
Конструктивно секционные ворота состоят из несколь­ких горизонтальных панелей, соединенных мощными петлями. Панель представляет собой сэндвич из двух металлических листов (применяется холоднокатаная оцинкованная сталь, покрытая грунтом и полимером) и слоя пенополиуретана (утеплителя) высокой плотности. Именно толщиной сэндвич-панелей и определяется уровень энергосбережения всей конструкции. Посудите сами, площадь металлического воротного полотна может быть до 10 кв. м. Потери тепла в холодное время года с такой площади внушительныe. Поэтому качественные секционные ворота утепляются основательно. Например, компания «АЛЮТЕХ» использует ламели толщиной 45 мм. Сопротивление теплопередаче такой конструкции равно 1 м2 • °С / Вт, что сопоставимо с аналогичным параметром кирпичной стены толщиной 60 см.

У торцов панелей устанавливают ролики со встроенными подшипниками, которые катятся по стальным направляющим, обеспечивая плавность хода конструкции. Все механические компоненты — направляющие, ролики, петли — обычно выполняют из устойчивой к коррозии гальванизированной стали. К слову, упомянутый выше «АЛЮТЕХ» применяет в своих воротах ролики и петли из нержавеющей стали. Это значительно повышает стойкость к коррозии всей конструкции. На воротах шириной более 4,0–4,5 м для увеличения стойкости к ударным и ветровым нагрузкам устанавливаются стальные усиливающие профили. Особая конфигурация оголовка панелей обеспечивает защиту от случайного защемления пальцев при эксплуатации ворот. Однако такая предусмотрительность наличествует не у всех производителей.

В подвижной конструкции, которой являются гаражные ворота, трудно переоценить роль пружинного механизма и системы направляющих. Эти узлы определяют их надежность и долговечность. Для размещения указанных элементов по периметру проема предусматривают свободное пространство (по бокам — от 140 мм, сверху — от 100 мм). На боковых стенах гаражного проема закре­пляют вертикальные направляющие, предназначенные для движения панелей. Пружинный механизм обычно устанавливают непосредственно над полотном ворот.

Пружинный механизм подвески независимо от положения конструкции обеспечивает баланс массы гаражных ворот. С одной стороны, такая схема позволяет существенно снизить мощность и размеры электродвигателя, а с другой — без заметного напряжения вручную открывать и закрывать ворота. Конструкция не дает полотну опу­скаться при открытых воротах. Рабочий ресурс пружин превышает десятки тысяч рабочих циклов. Другими словами, на четверть века о пружинах можно забыть. Разве этого мало?

Панели ворот подвешивают на двух стальных тросах, которые наматывают на барабаны, соединенные с витой пружиной. Когда ворота полностью опущены, она закручена на несколько оборотов, и создаваемый момент уравновешивает массу конструкции. Поэтому при отключенном приводе ворота легко приподнять или опустить вручную. Также в механизме балансировки предусмотрен узел, исключающий падение «железного занавеса» при обрыве подъемного троса или поломке пружины.

Среди технических новинок последних лет нельзя не отметить неожиданную конструкцию открывающихся в сторону секционных ворот HST производства компании HÖRMANN. Они стали альтернативой секционным воротам, традиционно поднимающимся вверх. Такое решение имеет смысл, если потолок гаража должен быть свободен, чтобы крепить доску для серфинга или если из-за технических особенностей (сточных труб либо скошенного потолка) полотно ворот не может располагаться и крепиться под потолком. Необходимое пространство в зоне перемычки ворот составляет всего 95 мм, благодаря чему они могут устанавливаться в гаражах с небольшим расстоянием между нижним краем перемычки и потолком.

Еще одна новинка — секционные ворота для гаражных проемов шириной до 6 м производства компании «АЛЮТЕХ». Конструктивные особенности обеспечивают дополнительную прочность, жесткость и безопасность. При желании устанавливаются калитка, вентиляционные решетки, а также окна и т. д. Направляющие, по которым движутся секции, и механизм балансировки могут по-разному располагаться относительно помещения гаража и проема, который занимают ворота. На выбор предлагаются стандартный, низкий и высокий типы монтажа.

ПОДЪЁМНО-ПОВОРОТНЫЕ ВОРОТА
Обычно конструкции изготавливают из гофрированного оцинкованного стального листа белого или коричневого цвета (чтобы ворота сочетались с рисунком окон загородного дома, поверх полотна можно нанести фриз). Основой служит несущий каркас, который крепится в проеме или позади фасадной стены гаража. К нему примыкает полотно, состоящее из рамы, стального листа и пружин растяжения. Когда ворота открываются, их верхняя часть отъезжает по направляющим внутрь гаража под потолок, а нижняя сначала немного выдвигается вперед, а затем направляется вверх и назад, освобождая проем. В такой кинематике есть свой минус — она не позволяет ставить автомобиль вплотную ко въезду. Значит, придется несколько расширить размеры предгаражной площадки.

На строительном рынке можно найти модели подъемно-поворотных ворот, которые не имеют потолочных направляющих внутри гаража. Разумеется, за счет этого удается немного сэкономить пространство. Вместо них применяются дополнительные рычаги с роликами. Среди недостатков подъемно-поворотных конструкций отметим необходимость замены всего полотна при случайном наезде автомобиля, а также обустройство порожка (до 30–40 см) со стороны въезда.

Можно назвать несколько причин, по которым стоит выбрать подъемно-поворотную конструкцию: требование установки жестких и прочных ворот, отсутствие возможности монтажа секционных версий (недостаточный размер притолоки, узкие заплечники, выступающие конструкции на потолке и пр.), разработка оригинального дизайна с отделкой деревом и другими материалами.

ПРИВОДЫ
Представленные выше конструкции гаражных ворот управляются вручную или при помощи электромеханического привода. Благодаря последнему владелец получает возможность легко закрывать и открывать ворота, воспользовавшись пультом ДУ, не выходя из машины, либо расположенным в помещении кнопочным выключателем. И даже если хозяин забудет опустить ворота, они затворятся сами в автоматическом режиме благодаря специальной функции на приводе «автоматическое закрывание».

Как правило, электромеханический привод гаражных ворот (секционных или подъемно-поворотных) состоит из тягового механизма, электродвигателя (переменного или постоянного тока) и блока управления (с электронными либо электромеханическими концевыми выключателями). Последние останавливают гаражные ворота в положениях «открыто-закрыто». В качестве приводного элемента зачастую используется зубчатый ремень, благодаря которому привод действует практически бесшумно. Попутно он обеспечивает автоматическую подсветку гаража с помощью специальной лампы, срабатывающей в момент открывания ворот и гаснущей спустя несколько минут. За это время автовладелец успевает выйти из машины и включить центральное освещение.

Несколько сугубо технических данных. Мощность привода ворот редко превышает 260 Вт, класс защиты IP50, температурный диапазон эксплуатации: –20…+55 °C. Даже для таких скромных по мощности приводов все чаще используются энергосберегающие электродвигатели. Время открытия ворот варьируется от 13 до 25 с, хотя есть и рекордсмены — им достаточно 6 с.

Весьма полезным и обязательным в случае отсут­ствия дополнительного входа (калитки) является устройство аварийного отпирания (разблокиратор), позволяющее проникнуть внутрь при незапланированном отключении электричества. Разблокиратор выполняется в виде троса, один конец которого прикреплен к узлу двигателя, второй — к внутренней стороне замка. Используя его, ворота открывают вручную с помощью ключа. Также привод можно укомплектовать резервным аккумуляторным электропитанием. Тогда в случае прекращения подачи централизованного электроснабжения у вас не возникнет проблем.

Стоит также упомянуть функцию «частичное открывание», которая предусмотрена в этом приводе. Она предназначена для поднятия ворот на высоту, достаточную для прохода пешехода, а не на весь проем. Немало создано конструкторами новшеств для запирающих устройств. Тут и 128-битовая кодировка замка, и помехоустойчивый сигнал ДУ пульта, и многое другое. К слову, блок управления воротами удачно встраивается в систему «умный дом», если таковая предусмотрена при сооружении и комплектации коттеджа.

В завершение заметим, что ворота любого типа нуждаются в периодическом осмотре и плановом ремонте. Кроме того, их можно повредить неправильной эксплуатацией или неосторожным обращением. Чтобы избежать лишних проблем и волнений, нужно заключить договор на послегарантийное обслуживание, которое предлагают большинство крупных производителей.

Олег САНЬКО

 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры