Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
В испанской Валенсии в конце января состоялась 37-я международная выставка керамической плитки и оборудования для ванных комнат CEVISAMA.
Выставка Cevisama проводится ежегодно и является одним из крупнейших отраслевых событий в мире. В 2019 году она уверенно подтвердила свой интернациональный статус: организаторы зарегистрировали в качестве посетителей более 91,1 тысячи профессионалов из 155 стран (для сравнения на прошлой сессии было зарегистрировано 90,5 тысячи посетителей из 145 стран). Многие приехали из-за рубежа. Интерес вполне практичен, и цифры статистики подтверждают большой успех испанских керамистов на зарубежных рынках: в 2018 году экспорт испанских керамических изделий в 187 стран превысил 2,7 миллиарда евро, составляя около 75 % от всего объема произведенной продукции. Значительное число гостей приехало из России. Уместно упомянуть, что на пресс-конференции, посвященной открытию выставки, было отмечено, что по объему импортируемой из Испании плитки наша страна находится в десятке крупнейших покупателей.
На 10 % по сравнению с прошлым годом увеличилось и число участников: 793 компании, 542 из которых испанские, продемонстрировали свою продукцию в рамках экспозиции общей площадью 120 000 кв. м. Достаточно велика была доля зарубежных компаний — 251 бренд из 36 стран.
Помимо коммерческой составляющей, в рамках которой демонстрируются и заключаются контракты на поставку новых и популярных коллекций керамической плитки, сантехники, натурального камня, мебели, сырья и оборудования, на Cevisama проходит широкая деловая программа с разнообразными мероприятиями, обогащающими опыт посетителей. Одно из них, занимающее площадь 600 кв. м в атриуме выставочного пространства, традиционная экспозиция Transhitos посвящена архитектурным и оформительским проектам, основанным на использовании керамики как основного конструктивного и выразительного материала. В этом году ее название «Агора» прекрасно соответствовало цели экспозиции — созданию места, где люди могут собираться и обсуждать различные темы. Отметим и форум по архитектуре и дизайну, в рамках которого прошли лекции всемирно известных архитекторов, среди них были лауреат Притцкеровской премии Жан Херцог и Доминик Перро.
Важным событием деловой программы стало награждение победителей XVII Международного конкурса «Керамика в архитектуре и дизайне интерьера» (Tile of Spain Awards of Architecture and Interior Design), организаторами которого являются Испанская ассоциация производителей керамической плитки (ASCER) и коллективный бренд Tile of Spain. Председателем жюри конкурса в этом году был архитектор Хорхе Сильветти.
Итоги XVII Международного конкурса Tile of Spain Awards
В номинации «Архитектура» первый приз получил проект крытого входа на транспортную станцию в городе Пальма-де-Майорка испанского архитектора Жоана Микеля Сеги Коломара. Изначально подземный переход на станцию был открытым, и в случае неблагоприятных погодных условий из-за подтоплений требовался частый ремонт эскалаторов. Решить проблему помогла установка конструкции, которая представляет собой оригинальный решетчатый навес из керамических блоков. Сооружение органично вписывается в окружение, его границы находятся примерно на одном уровне с карнизами старинных соседних зданий, а теплая терракотовая цветовая гамма не слишком выделяется на общем фоне. Особенно эффектно вход на станцию выглядит ночью за счет подсветки, расположенной по внутреннему периметру конструкции.
Также высокую оценку жюри получили проект студенческой резиденции в Амстердаме от архитектурного бюро Studioninedots, где использовалась крупноформатная керамика, и проект многофункционального спортивного комплекса в университете Franciscode Vitoria в Мадриде, разработанный Альберто Кампо Баесой, где лаконичная светлая плитка применяется для внутренней отделки залов.
Победителем в категории «Дизайн интерьера» был признан проект под названием «Дом c видом на море», созданный архитекторами Хавьером Марти и Лусией Ферратер из студии OAB. Напольные керамические покрытия насыщенного терракотового оттенка объединяют все помещения дома, расположенного в Каталонии, и гармонично сочетаются с другими материалами. Своей формой и цветом они напоминают традиционную для Каталонии плитку толщиной 13 мм.
Отдельного упоминания жюри в интерьерной категории удостоился проект реконструкции апартаментов Casa Artium в испанском городе Альбасете, разработанный Марией Фернандес Торрадо. После детального исследования конфигурации здания и естественного освещения было принято решение оптимизировать пространство внутренних коридоров и проходов, которые казались слишком темными и имели абсолютно утилитарное назначение. Наполнить их особой «скульптурной» эстетикой удалость за счет использования ультратонких керамических плит крупного формата (120 х 250 см при толщине всего 6 мм). Линейная светодиодная подсветка преображает внутреннее пространство, усиливая ощущение легкости и воздушности.
Среди дипломных проектов первый приз достался Мануэлю Боусас Баркала, выпускнику Высшей технической школы архитектуры в Мадриде, предложившему амбициозный экспериментальный проект по реконструкции церкви Iglesia del Buen Suceso, построенной в 1868 году и разрушенной в 1975-м.
Керамический сектор традиционно один из наиболее динамичных и инновационных разделов выставки. Для испанских брендов «домашняя» Cevisama является значимой платформой для демонстрации новых коллекций и разработок. В этом году национальная керамическая экспозиция объединила более 180 компаний, представивших напольную и настенную плитку самых разнообразных форм и текстур, технологичные решения для контрактного сегмента и пространств outdoor, мозаику. Для архитекторов и дизайнеров выставка Cevisama это прежде всего источник творческого вдохновения. Основной лейтмотив предстоящего сезона — заметная трансформация тенденций, актуальных в последние годы. Обновленная цветовая палитра, усиленная декоративная составляющая, свежий взгляд и поиск оригинальных решений — испанская экспозиция ярко и выразительно продемонстрировала основные направления развития керамической моды, представив целую серию трендов, которые стоит взять на заметку. Расскажем о некоторых из них.
Сохраняя нейтралитет
Хотя в меньшей степени, чем на предыдущей Cevisama, в интерьерной отделке по-прежнему популярны сдержанные оттенки серого и бежевого. Главные фавориты — имитация бетона и цемента, а также почти однородная каменная поверхность без ярко выраженного рисунка. Часто в таких ахроматических коллекциях акцент делается на фактуре поверхности.
На темной стороне
Сегодня дизайнеры смело говорят «да» темным оттенкам. Покрытия, стилизованные под черный мрамор и камень, признанная классика жанра. Для приверженцев эстетики industrial предлагаются более брутальные решения — имитации металлических листов со следами ржавчины, царапинами и потертостями, а также видавшие виды каменные и бетонные плиты.
Добавить красок
Цвета в новых керамических коллекциях стало гораздо больше. Лаконичные моноколоры или элементы с ярким орнаментом, причудливая мозаика или майолика — вариантов множество. Интересно добавить яркие и сочные краски к геометрическому декору, который и без того обладает собственной индивидуальностью и способен задать тон всему интерьеру. Розовый, желтый, а также насыщенный синий и зеленый, бирюзовый и салатовый, голубой, фиолетовый — ставка делается не только на определенный цвет, но и на их эффектные комбинации.
Цветной камень
Природные мотивы в дизайне керамических покрытий как всегда вне конкуренции. Наиболее широко представлены вариации на тему камня. В новом сезоне дизайнеры решили добавить цвет. Теперь гранит и травертин переливаются оттенками синего и зеленого, мрамор пестрит яркими прожилками, а разнообразие палитры опала, оникса и агата выглядит поистине фантастическим.
Мрамор навсегда
Имитации белого с серыми «венами» итальянского мрамора «Статуарио» и «Калаката», а также темно-коричневого с белыми прожилками «Имперадора Дарк» не теряют своей популярности.
Растительный принт
В этом году красок становится заметно больше, одновременно получает развитие растительная тематика. Иногда заметно, что растительный принт потускнел и местами стерся, но в эстетике несовершенства скрыт особый шарм и очарование.
Терраццо: новый взгляд
Покрытия, имитирующие старинную венецианскую технику терраццо, которые в последнее время переживают пик популярности, видоизменились. Если раньше хаотично собранные фрагменты были мелкими и скорее напоминали мраморную крошку, то теперь они выглядят гораздо крупнее, внушительнее и весомее.
Крупноформатные покрытия и слэбы
Производство крупноформатных покрытий достигает новых высот. Размер плит уже превышает 3 м. При внушительных габаритах покрытия имеют уменьшенную толщину. Предпочтение отдается универсальным дизайнерским решениям под мрамор, цемент, металл, дерево и обои.
Блестящая роскошь
Отдельные точечные вкрапления похожи на драгоценные камни или линии, отливающие золотом и серебром. Современные технологии позволяют добавить блестящие «элементы роскоши» не только в декоры, но и базовые плитки.
Внимание к ар-деко
Сочетание графики, причудливых геометрических форм строгого и роскошного стиля ар-деко, расцвет которого пришелся на 20-е — 30-е годы прошлого столетия, способно сделать пространство живым и динамичным. Данная стилистика многогранна: одни элементы могут быть перенасыщены узорами, а другие, наоборот, отличаются некоторой монотонностью.
ТЕКСТ: ДМИТРИЙ РОМАШКОВ ФОТО: ЖУРНАЛ «СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ», ПРЕСС-СЛУЖБЫ КОМПАНИЙ