По своей мерке
Дата публикации: 13.01.2020
797
Не каждому архитектору и дизайнеру удается построить загородный дом для себя, но если появляется возможность осуществить эту мечту, результат часто становится профессиональным манифестом, в котором отражается авторский стиль. Архитектор и дизайнер Екатерина
Ловягина построила личный дом за два года, что достаточно быстро по меркам статистики. Она разработала проект всех составляющих загородной резиденции: архитектуру здания, интерьер и ландшафт. Екатерина поясняет, что все сделала «точно по своей мерке, в проекте индивидуализм возведен в абсолют». Здание одноэтажное, высокие панорамные окна и практически полное отсутствие коридоров в планировочном решении помогли наполнить светом внутреннее пространство.
В интерьере основными отделочными материалами стали натуральные сланец и дерево, кирпич, цементная и керамическая плитка. Интересен и выбор доминирующего цвета окраски стен — классический синий. Кстати, по выбору института Pantone он является цветом 2020 года.
О собственном доме и своем профессиональном подходе к оформлению интерьеров Екатерина Ловягина рассказала редакции журнала.
С.Д. Вносит ли изменение в работу дизайнера или архитектора ситуация, когда заказчик и исполнитель одно и то же лицо? Как Вам был период пребывания в роли заказчицы?
Е.Л. Самым сложным для меня стал отказ от разных способов решения ремонтно-строительной проблематики. Мой багаж знаний разнообразных материалов и возможностей их применения в различных комбинациях порождает бесчисленное количество вариантов отделки. Заказчица я так себе, капризная, требовательная, настаиваю на самом лучшем за свои деньги. Но на красоте не экономила и знала, что все неотделимые улучшения должны быть максимально качественными и лучшими из того, что я могла позволить себе на момент стройки. Своим заказчикам я всегда рекомендую действовать также: мебель мы можем поменять без особых проблем и разрушений, а вот двери или плитку в ванной нет.
Когда Вы думали только о техническом задании, сложно ли было вербализировать то, что хотелось получить в итоге? Или — сели, нарисовали эскиз своего дома и без промедлений к исполнению?
Сначала я разработала архитектурный проект дома, к концу этой стадии вся эргономика и логистика внутри помещений была уже проработана детально, определены мебельные группы, естественно, сделаны санузлы и электрика. Потом постепенно определялась с основными цветами и отделочными материалами. Что-то стилистически было предопределено: например, лицевой кирпич внутри помещения для камина и перегородки. Его цвет и текстура задавали определенную цветовую гамму.
Работа над проектом собственного дома дала ли какие-то особенные осмысления?
Главным считаю бесценный опыт постановки макроцели и ее реализацию.
Изменили ли что-то в работе с клиентами?
Я абсолютно убеждена, что каждый человек строит свой дом, основываясь на собственных представлениях о мироустройстве, и вряд ли что-то его собьет с изначально прошитого в бессознательном курса. Поэтому стараюсь работать с теми клиентами, у которых картина мира не сильно разнится с моей.
Как и что определило стилистику интерьера Вашего дома?
Сложносочиненный микс из моего профессионального мировоззрения и финансовых возможностей на момент строительства.
Насколько этот проект характерен для Ваших проектов? Он - в авангарде или арьергарде того, что Вы обычно делаете или делаете сейчас?
Этот проект — отражение моей жизненной позиции, философии архитектора, если хотите. Он не в авангарде или арьергарде, он вне категорий и сравнений. Это пространство, где индивидуализм возведен в абсолют, которое сделано точно по моей мерке. Нет человека, который бы, оказавшись у нас в гостях впервые, остался равнодушным. И большинство влюбляются в него с первого взгляда.
Какие интересные находки случились в процессе работы? Что использовали впервые?
Поскольку мы много экспериментировали с некоторыми конструктивными решениями, можно сказать, что находки случались регулярно. Они не всегда были радостными, кое-что пришлось переделать. Плоская кровля потребовала к себе внимания, один инновационный материал показал свою несостоятельность в наших климатических условиях. Пришлось полностью переделать. Но в основном все мои конструктивные предложения прошли испытания временем.
Что самое любимое в доме? Какая его часть для Вас точка силы?
Не могу сказать, что какое-то место люблю сильнее всего. Дом спланирован так, что у каждого члена семьи есть свое персональное пространство, а общие зоны — гостиная, кухня, терраса — расположены так, что в них комфортно находиться самому и в компании. Есть масса вариантов проведения времени в доме и все они задействованы. Особенно люблю возлежать в гостиной на огромном диване у камина возле витражного окна в сад.
Планировка дома достаточно сложная. Вам комфортно в таких пространствах?
На мой взгляд, планировка совсем простая: по внешнему периметру расположены спальни, ванные, кабинеты и гардеробные, в центре гостиная и кухня с выходом на террасу и в сад. У меня получилось практически полностью отказаться от коридоров, в доме максимум полезной площади. Сложность обманчива — пространство получилось логичное.
Чье мнение для Вас авторитетно? Работы каких дизайнеров, архитекторов с мировым именем Вы считаете образцовыми? Интересными? Перспективными?
Бесспорно, моим кумиром среди декораторов может считаться Аксель Вервордт, любимые архитекторы — Рикардо Бофилл, Людвиг Мис ван дер Роэ, Фрэнк Ллойд Райт, Бобби МакАлпин. Люблю и Ники Хэслема, и Дороти Дрейпер, и Мадлен Кастен. Бесконечно высокий стиль, уровень, к которому должен стремиться каждый дизайнер и архитектор. Люблю простое и сложное, яркое и темное, примитивное и высокотехнологичное. Насчет перспективности того или иного направления скажу лишь, что уместность есть лучший показатель выбора стилистики.
Вы сторонник «зеленых технологий»? Если да, почему?
В своих проектах я применяю натуральные материалы по максимуму, но и против высокотехнологичных покрытий или предметов не выступаю. Всему свое место. Насчет экологии жилья в целом хочу отметить, что чем больше мы применяем природные материалы с минимальной обработкой, тем дороже выглядит интерьер/экстерьер.
Насколько для Вас важна работа с цветом? Кто из современных мастеров для Вас авангарден в этом вопросе?
Я постоянно использую широкую цветовую палитру. Нет цветовых табу, но однозначно не использую простые открытые цвета. Возможно, именно художественное образование позволяет мне так смело работать с цветом в проектах. Не могу никого назвать авангардным, считаю, что применение активного цвета в дизайне естественно и рассматривается только в контексте.
А важен ли тактильный параметр в дизайне интерьера?
Даже визуально поверхности, разные по текстуре, отличаются. Естественно, я учитываю этот параметр в подборе материалов. Когда покрытия, ткани, предметы отличаются по текстуре, но одного цвета, то будучи рядом все равно обогащают интерьер. Особенно важно подобрать приятные на ощупь материалы там, где они близки к телу, находятся в непосредственном контакте с человеком. Я никогда не использую неприятные на ощупь ткани. Обращаю внимание клиентов на ощущения от того или иного предмета.
В какой мере для Вас важна работа с тканевым декором?
Как завершающий штрих, акцент — безусловно. Но по значимости — на втором месте.
Часто ли Вы делаете мебель, свет, аксессуары по индивидуальному проекту? Что именно запомнилось за последний год-полтора? Есть ли такие вещи в Вашем доме?
Как правило, при подборе предметов интерьера мне достаточно предложений поставщиков. По индивидуальному проекту регулярно приходится выполнять столярку, встроенную мебель. Проектов много, и в каждом что-нибудь да приходится делать вручную, под заказ, в том числе и в доме.
Ваши проекты целостны. Это качество интерьера —целостность — очень важно и свидетельствует обычно о наличии личного почерка, стилевого стержня. Есть ли какие-либо позиции, которые Вы непременно будете использовать в любом интерьере.
Например, антикварные вещи или что-то еще?
Безусловно, это различная яркая керамика, плитка ручной работы. Обожаю метлахскую плитку, использую всегда. Антиквариат — да, считаю его практически необходимым для обогащения пространства. Если клиент отрицает подобное, нахожу новодел в духе старого предмета. Много этники, но и ультрасовременные предметы. Всегда будет арт — живопись, графика, авторские фотографии. Всегда качественные диваны, кухни. Не приемлю подделок.
Какие есть для Вас правила работы с антиквариатом и винтажем?
Ничего удивительного: грамотная пропорция в сочетании с современными предметами и материалами плюс подсказки от пространства.
В чем выражается ответственность дизайнера/архитектора?
Предпочитаю ответственность за красоту и эргономику. Остальное — в руках других.
Какие принципы в Вашей работе приоритетны и незыблемы?
Эстетика и функция во главе проекта.
Насколько для Вас важны принципы эргономики?
Это библия дизайнера и архитектора. Без понимания этих принципов и полного следования им на площадке проект как проект состояться не может.
Учитываете ли Вы психологические особенности клиентов?
Приходится, ведь наша профессия неразрывно связана с общением. Где мы в контакте с другим — возникает необходимость в компромиссе.
Если посмотреть вперед на десять лет, как Вы думаете, изменится лицо русского дизайна?
Уверена, что изменения будут. Но как? Здесь хочется верить в каждого конкретного человека и его индивидуальную способность к творческому развитию. Что стимулирует развитие? Потребность в креативе и жажда нового, яростная необходимость украсить свой мир? Также здесь завязана экономика и способность других оплачивать креатив дизайнеров, поэтому при благополучном сочетании политических, экономических и культурных факторов лицо русского дизайна, выражаясь Вашими словами, непременно приобретет здоровый розовый цвет на упитанных щеках.
ТЕКСТ: ЕЛЕНА РУБАН ФОТО: МИХАИЛ ЧЕКАЛОВ