Архив / 1-й номер Журнала «Современный Дом» за Январь-февраль, 2014 / Жизнь на природе - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Январь-февраль, 2014 / Жизнь на природе

Жизнь на природе

Дата публикации: 23.04.2014
429

Споры о том, каким должен быть современный загородный дом для среднего класса, не утихают. По мнению архитектора Андрея Оленева, концепция такого жилья основывается, во-первых, на прагматичном выборе строительных технологий и материалов, во-вторых — на рациональной планировке. Первое обеспечивает экономичное строительство и эксплуатацию, второе — комфорт. Конечно же, нужна качественная архитектура здания и желательно красивое природное окружение.

— Андрей Анатольевич, расскажите об истории строительства вашего дома. Почему выбрали именно это место?

— Мы обосновались тут, потому что участок в стародачном поселке рядом с Москвой в 30?х годах прошлого века приобрел мой прадед. Здесь счастливо проводили лето три поколения семейства Оленевых, а сейчас вы видите два дома — мой и сестры.

Старый деревянный дом сгорел несколько лет назад. А тот, в котором мы находимся, ровесник моему сыну. Я сделал проект тринадцать лет назад, как раз накануне его появления на свет, и сразу приступил к строительству. Всего за три месяца — с августа по октябрь — сделали фундамент, возвели коробку, крышу, вставили окна — в общем, полностью закрыли тепловой контур. Зимой шли отделочные работы и монтаж инженерного оборудования. В мае-июне мы уже всем семейством перебрались сюда жить.

— Как рождалась концепция проекта?

— Я занимаюсь частным проектированием и строительством еще с начала 90?х. За эти годы мне приходилось не только создавать дома самых разных типов — каркасные, брусовые, каменные, но и выступать в качестве подрядчика и снабженца. Поэтому к моменту, когда пришло время поработать для своей семьи, у меня уже было достаточно ясное представление как о практичности той или иной строительной технологии, так и (что не менее важно) об особенностях современного загородного образа жизни.

— В чем, на ваш взгляд, они заключаются?

— Если в советское время отсут­ствие в загородном доме нормального туалета, душа, ванны воспринималось вполне естественно, то пят­надцать-двадцать лет назад люди обнаружили, что на даче можно обеспечить те же бытовые условия. Зачем тогда жить в городе? (Кстати, именно такой вопрос встал и перед нами. Когда миновало первое дачное лето, мы поняли, что уже не хотим возвращаться в московскую квартиру.)

В то же время в современном подходе к загородному строительству мне не очень нравится ориентация на городской формат, к которому приближены и характер архитектуры, и фасады, и прочее. Территория современных поселков обычно представляет собой четко выстроенные, вылизанные искусственные ландшафты. Все это несет в себе элементы, присущие городской среде. На мой взгляд, уезжая из мегаполиса, человек тем самым выражает свое стремление убежать от строгих рамок, оказаться ближе к естественной природе, ощутить ее умиротворяющее воздействие.

Вид из окна, близость к земле, возможность утром выйти с чашкой кофе в сад — все это неотъемлемая часть загородного образа жизни. Не случайно в этом доме на 300 квадратных метров 30 окон. Сейчас вы видите желтые листья кленов и ягоды красной рябины, летом — зелень, весной — распускающиеся почки, и так далее. Поэтому когда я работал над проектом, то старался сохранить каждое дерево и расположить здание на участке так, чтобы солнце проникало во все комнаты.

Если вы обратили внимание, дом стоит очень низко: пол первого этажа находится практически на уровне земли. Это делает более прочной связь с естественным окружением. Если поднять строение на высокий цоколь, то вы будете, как в городской квартире, возвышаться над ландшафтом. Меняется характер перспективы, нет ощущения близости к природе.

— Как бы вы сформулировали основную концепцию проекта вашего дома?

— Это мое представление о том, каким должен быть современный загородный дом для среднего класса, правда, тринадцатилетней давности. Он не рассчитан на наличие прислуги, максимально прост и удобен в эксплуатации. При проектировании такого здания очень важно не только учитывать образ жизни каждого его обитателя, но детально продумать и предусмотреть основные действия прежде всего хозяйки, и уже исходя из этого, во-первых, сделать удобную планировку, во-вторых — разумные площади.

Еще Витрувий определил главные требования к архитектуре: польза, прочность, красота. Ими надо руководствоваться, когда вы задумываете строительство. Польза — это разумная площадь, необходимая и достаточная для удовлетворения потребностей человека. Параллельно рисуется план, продумывается конструкция и экономика дома. Все должно быть взаимосвязано и взаимоувязано, и обязательно красиво.

— Расскажите, как организация пространства облегчает жизнь вашей супруги.

— Обычно основное поле деятельности хозяйки — кухня, если еще точнее — зона приготовления пищи: мойка, разделочный стол. Я разместил эти предметы перед окном. Во-первых, там максимум естественного света, во-вторых, вид сада не сравнится ни с каким самым прекрасным кухонным фартуком. Правда, устанавливая мойку перед окном, вы теряете возможность повесить над ней традиционную сушку для посуды. Но чем-то неизбежно приходится жертвовать — сушку мы поставили на столе рядом.

Местом приема пищи могут быть: столовая, гостиная, площадка в саду перед домом и зона барбекю, расположенная с другой его стороны. Чай и кофе часто подаются возле камина. Все перечисленное сгруппировано вокруг кухни, прежде всего чтобы было удобно хозяйке. Даже если ей нужно отойти к плите, происходящее за столом остается в поле зрения: жена может решать свои задачи, не прерывая общения.

Часто заказчики отказываются от дополнительных входов, считая, что достаточно одного, и напрасно. В мой дом можно попасть с четырех сторон, и у каждой двери свой смысл и функция.

Главный, западный, вход организован со стороны въезда на участок и ведет в общий холл. Из кухни через застекленную дверь можно попасть в сад на небольшую площадку под навесом. Это восточный выход. Нет ничего приятнее, как солнечным утром выйти сюда с чашечкой свежеприготовленного кофе. Здесь же мы в ясные дни накрываем обед. Из столовой устроена дверь на улицу, в зону для барбекю, расположенную в южной стороне дома. Если погода позволяет, там можно расположиться с комфортом, а в не­настье удобно переносить мясо с мангала сразу в столовую. Через северный, четвертый, выход попадают в дом из га­ража через гардеробную.

— Все очень компактно, но в то же время нет ощущения зажатости. За счет чего это достигается? На что нужно обращать внимание при планировании внутреннего пространст­ва здания?

— Дом всегда полон жизни: в нем находятся члены семьи, к ним приходят гости. Очень важно продумать и логично срежиссировать пространство так, чтобы всем было удобно — никто никому не мешал и в то же время имелись общие места, где обитатели встречаются, общаются.

Первый этаж — это общественная зона. Помещения перетекают друг в друга, подчиняясь обычному сценарию: гости через парадный вход попадают в центральный — лестничный холл, к которому примыкает зона гардеробной с гостевым санузлом. Из холла проходят в гостиную, из гостиной — в столовую, оттуда в каминную или в сад. Единственное изолированное помещение на первом этаже — это ка­бинет. Здесь я могу уединиться с за­казчиками, перекурить с друзьями. Обратите внимание: в стене между кухней и центральным холлом сделано окно, через него хозяйка, находясь на кухне, видит входящих в дом гостей.

Второй этаж — приватная зона: хозяйская спальня, комната сына и гостевая. В основу планировки также положен определенный жизненный сценарий. Так, помимо отдельных входов из лестничного холла, между хозяй­ской спальней и комнатой сына суще­ствует дополнительный сквозной проход через большую ванную комнату и гардеробную. Это, во-первых, позволяет объединить детскую и взрослую гардеробные, во-вторых, удобно присматривать за ребенком, в-третьих, сын может пользоваться ванной, так как другой (гостевой) санузел, расположенный на втором этаже, оборудован только душевой кабиной.

Как видите, комнаты не очень большие, но за счет пропорций помещений и большого количества окон нет ощущения тесноты, но есть уют.

— Ванная комната на втором этаже — одно из самых светлых помещений. Большие окна на юг, великолепный вид на сад и окрестности!

— Так она на то и ванная, чтобы медитировать! Кто-то там телевизор ставит, другой — аудиосистему, а для нас главное — красивый вид на природу. Ведь в городской квартире редко бывают ванные комнаты с окнами, а в собственном доме мы можем себе позволить такую роскошь. К тому же это не просто вид из окна, но и меняющаяся картина природы — украшение любого помещения!

— Мансардный этаж целиком отведен под бильярдную. Вы увлекаетесь этой игрой?

— Бильярд — традиционный атрибут загородной жизни в России. Здесь, на даче, у нас был маленький бильярд с металлическими шариками, в который всегда играли, когда приезжали гости. Поэтому, когда в доме нашлось незадействованное пространство под крышей, решили, что нужно продолжить обычай и сделать настоящую бильярдную.

— Разнообразие материалов и технологий для загородного строительства часто ставит перед трудным выбором. Причем для среднего класса он особенно сложен, так как необходимо найти нечто прагматичное со всех точек зрения. Какую строительную технологию выбрали вы, и в чем ее преимущества?

— Мой опыт показал, что сочетание камня и дерева наиболее оптимально с экономической точки зрения и с позиции качества интерьеров. Поэтому для коробки дома были выбраны газобетонные блоки, а перекрытия выполнены из дерева. Это позволило сделать простой свайно-ленточный фундамент, на котором лежит монолитная плита перекрытия, являющаяся полом первого этажа. Благодаря такой конструкции дома не пришлось привлекать спецтехнику — подъемный кран, бетононасос, что сразу привело бы к серьезному удорожанию и увеличению сроков работы.

— Почему вы не стали строить дом целиком из дерева — из бруса или бревна? Ведь, казалось бы, именно дерево более всего отвечает вашему противопоставлению загородного жилья городскому?

— По нескольким причинам. Во-первых, брус или бревна дают усадку. Соответственно, такой дом нельзя быстро построить и ввести в эксплуатацию. Второй момент: если вас окружает только дерево — деревянные полы, деревянные стены, деревянные потолки,  то такой интерьер стано­вится похожим на избу. И третий важный момент — высокая пожароопасность деревянного дома. Не случайно Петр I запрещал деревянное строительство. Поэтому для стен — камень. А вот перекрытия я сделал деревянные, поскольку много строил деревянные дома и очень люблю потолки с деревянными балками. По балкам стелется лицевая доска, и вы сразу же получаете готовый потолок — долговечный, красивый и дающий дерево в интерьере, но в разумных количествах.

— Почему для стен выбран именно газобетон, а не кирпич?

— Во-первых, газобетонный блок быстро и легко кладется. Четыре человека возвели коробку этого дома всего за три месяца. Во-вторых, он отлично обрабатывается, а значит, из него легко сделать любую архитектуру и планировку. В газобетоне легко штробить отверстия под трубы, поэтому я не должен был «нанизывать» все туалеты, ванные комнаты, кухню, прачечную на один канализационный стояк, как это обычно делают в кирпичном или монолитном доме. Традиционный кирпичный дом обойдется существенно (на 20–30 %) дороже.

— Чем вы руководствовались при выборе материалов для внутренней отделки?

— Так как я строил дом для себя, то основными принципами были функциональность и практичность. Деревянный потолок придает тепло, загородный колорит и не требует дополнительных эксплуатационных расходов. Дерево будет только благородно темнеть. А вот отделку стен можно периодически обновлять — клеить обои, красить, штукатурить.

Второй принцип — подбор класса отделочных материалов в зависимости от значимости помещений. Например, для полов входной зоны выбрана более дорогая итальянская керамика, для санузлов — турецкая. Для полов в общественных зонах на втором этаже — более дешевый и практичный в эксплуатации ламинат, а в спальне, где, кроме хозяев, никто не ходит, но важны приятные тактильные ощущения от натуральной древесины, — массивная доска, обработанная маслом.

— У вашего дома довольно необычное архитектурное решение: сложная форма кровель, эркеры, башенки, пилястры, окна разных размеров и форм. В интерьерах и на фасаде использовано множество декоративных элементов, причем очень разноплановых — мозаика, лепнина, цветная керамика…

— Я считаю, что украшение необходимо любому зданию. Приведу пример. В одном из поселков на Новой Риге агенты продают дома, торговля идет из рук вон плохо. Приглашают архитектора, который изменяет дизайн одного из фасадов — использует плитку или еще какие-то декоративные элементы; в общем, этот объект приобретает теплоту, красоту и индивидуальность. И он моментально продается — в отличие от соседних! При этом затраты в масштабе общей стоимости строительства совсем незначительные.

— Красота — это обязательно башенки, мозаика, лепнина или еще какие-то декоративные детали?

— Вовсе нет. У архитектора очень широкая палитра приемов, которые позволяют сделать дом интересным. Башня как таковая — элемент, создающий определенную вертикальную доминанту, вокруг которой растет все здание. Это одновременно и украшение дома, и способ выстраивания правильной композиции. В интерьерах башни и эркеры также создают некий интерес, разнообразие форм и объемов. Здесь важно не переборщить. Архитектура подразумевает целостное, масштабное к жизни человека пространство. И оно не только для праздника и показухи, но и для нормальной, удобной повседневности.

Что касается декоративных приемов, то я здесь использовал их умеренно, исходя из самого скромного бюджета. Но в любых рамках можно и нужно найти возможность сделать что-то интересное. Это очень важно. Даже избы, на первый взгляд типовые, хозяева старались как-то выделить — необычной резьбой, наличниками… Стремление к красоте в человеке было, есть и будет. Поэтому современные архитекторы, которые занимаются только привязкой к местности, это нонсенс. Я такую работу называю полуфабрикатом.

Многие инвесторы, застраивающие поселки, ставят перед моими коллегами задачу сделать быстро, много и дешево. При этом архитектура — красота пространства для жизни — становится безликой, безразличной к жизни человека не только сегодняшнего, но и его детей и внуков. Последствия отказа от качественного проектирования необратимы. Практика показала, что сделать быстро, много и дешево можно, но вот как быть с изяществом и удоб­ством для нескольких поколений? Кельнский собор строят двести лет и плавно переходят к реставрации, но при этом он — гордость и украшение города. Как говорил мой дед, никто не запомнит, что ты сделал плохо и быстро, но все запомнят, если ты сделал хорошо и красиво.

— Ваш дом строился сразу или что-то было доделано и достроено позже?

— Вначале появилась основная жилая часть, позже мы добавили гараж, заранее предусмотренный в проекте, поэтому фундамент для него был заложен сразу. Недавно остеклили веранду над гаражом и добавили навес для второй машины.

— Такая возможность развития во времени всегда должна предусматриваться в проекте?

— Желательно, чтобы она была заложена. Каким бы состоятельным ни оказался заказчик, всегда существует определенный лимит средств, которые он выделил на строительство. Поэтому для многих своих клиентов я проектирую дома с перспективой. Назовем это «программа максимум» и «программа минимум».

— Как это происходит?

— Сразу рисую максимально удобную программу жизни на данном участке. Потом, исходя из выделенного бюджета, мы вместе с заказчиком обсуждаем проект и определяем, что надо сделать сразу, а что можно оставить на будущее. Например, одному человеку я предложил дом с верандой. Ее достроили позже, но фундамент заложили сразу. И в общий план дома эта деталь уже была интегрирована. Поэтому через несколько лет она стала естественным и необходимым дополнением основного объема.

Особенность проектирования загородного жилья в том, что вы обязаны думать не только о доме, но и о гараже, хозблоке, а также о проекте благоустройства и озеленения, тропинках, навесах и всем-всем том, что входит в представление об образе жизни конкретного заказчика на данном участке. Нашему поселку скоро будет сто лет, но изначально грамотно выполненный генплан с достаточно широкими дорогами, дренажными канавами, позволяющими сбрасывать в них снег зимой и отводить воду весной и осенью, служит людям и сегодня.

Правда, даже если вы все заранее продумали и предусмотрели, жизнь все равно всегда вносит свои коррективы.

— Есть какая-то разница в подходе, когда вы проектируете для себя или для заказчика?

— Каждый дом я создаю как для себя в рамках конкретного участка и образа жизни заказчика. В каждый проект надо вложить все знания, опыт и душу, при этом не испортив участок ни для живущих на нем, ни для соседей. Земля — наша величайшая ценность, и нужно из поколения в поколение украшать ее, не жалея ни сил, ни времени, ни средств. Архитектор в своей работе должен быть и консерватором, и авангардистом одновременно. Появление новых материалов и технологий не означает отказ от применения проверенных годами решений. Мода — явление временное, постоянно меняющееся, а архитектура, основанная на традициях, должна служить столетия для многих поколений. Ошибки архитектора дорого обходятся обществу.

Я плохо разбираюсь в воспитании детей и совсем не разбираюсь в медицине, но в архитектуре мне необходимо лишь понимание и поддержка заказчика, ведь мы делаем одно общее дело. 

Ирина Дмитриева

Фото: Павел Колосов

 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры