Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный дом» Сентябрь, 2010 / «Люди! Будьте бдительны!»

«Люди! Будьте бдительны!»

Дата публикации: 06.03.2014

Время от времени мы печатаем мнения специалистов о состоянии рынка недвижимости, который, как и другие рынки, всегда в движении. Его активность зависит от общего уровня деловой активности и от сезона. Редакция журнала обратилась за комментариями к Василию Кузнецову, директору агентства недвижимости «МЕТРОПОЛИС», о состоянии рынка аренды квартир в Москве. Разговор получился долгим и интересным.

 

Справка

Агентство недвижимости «МЕТРОПОЛИС» существует с 2004 года. Входит в группу компаний «Современный Дом». У истоков создания фирмы стояли люди, хорошо знавшие друг друга. В работе решено было делать акцент на качество услуг и индивидуальный подход к каждому клиенту.

Новое качество решено было создавать на основе  объединения с одной стороны рекламно-информационных возможностей журнала «Современный дом», его деловой репутации, подкрепленной контактами в строительных фирмах, с другой — большого опыта работы в сфере недвижимости.

 

СД: Василий, повлиял ли кризис в экономике на уровень цен сдаваемых в Москве квартир?

ВК: В момент острой фазы, то есть с конца 2008 года, цены понижались. Сейчас они стабильны, а в некоторых сегментах даже повышаются. Проблема в другом: трудно найти хорошую квартиру по адекватной цене. Впрочем, кризис здесь ни при чем — так было всегда.

СД: А в чем проблема? Ведь есть спрос и предложение, сделки заключаются...

ВК: Да, это так. Но заключение сделки — это финал, результат. А сколько нужно усилий, чтобы его достичь. Спросите любого, кто искал себе жилье, сколько времени и усилий он потратил. К полученному ответу будет обязательно добавлено, что время потрачено «крайне неэффективно». Цены у хозяев квартир очень часто завышены. Их желание понятно: сдать жилье подороже. Но все-таки нужно учитывать, что и со стороны арендаторов (правильнее будет называть их нанимателями) требования значительно возросли — сейчас многие хотят жить рядом с метро, обязательно с евроремонтом, мебелью и техникой.

СД: А почему трата времени на поиск по-вашему будет «крайне неэффективна»?

ВК: А попробуйте найти квартиру, и поймете. Рынок аренды жилья всегда был, так сказать, немного «диковат». В отличие от рынка купли-продажи квартир, где порядка стало значительно больше, чем 15 лет назад. А в сфере «сдать-снять» все еще повсеместно встречаются нечистоплотные технологии, необязательность, обман, грубость, а порой и хамство агентов. Да и случаев мошенничества здесь меньше не становится.

С появлением Интернета, казалось бы, поиск квартиры должен стать легче, но, по-моему, Интернет только добавил хаоса. У ищущих квартиру появилась уверенность, что они могут элементарно ее найти. Стоит лишь набрать ключевое слово в поисковике, и вот они — номера телефонов, где сдается устраивающее их жилье. Но это всего лишь ощущение. Любой, позвонивший по номеру, найденному в Интернете, вскоре обнаружит, что базы данных в большинстве своем несовершенны, наполнены неточной или устаревшей информацией. Особенно обидно бывает, когда предварительно уточнишь по телефону все детали, подъедешь на просмотр, а на месте все оказывается не так. Зачем изначально писать и говорить неправду — вопрос риторический. Поэтому, окунувшись в процесс поиска, человек вскоре поймет, что, занимаясь своей основной работой, он использовал бы потраченное время гораздо эффективнее.

СД: Вы, Василий, ведете к тому, что надо обращаться в агентство, и все будет о`кей?

ВК: Каждую работу должен делать специалист. По идее, агентство должно избавить клиента от непривычной для него деятельности. Ведь если надо выдернуть зуб, то обращаются к врачу, хотя если поднапрячься, то можно это сделать и самостоятельно…

СД: Стоп, стоп… Смущает ваше «по идее». Обращение к специалисту разве не решит проблему гарантированно?

ВК: Специалист решит обязательно. Но его еще надо найти. Видите ли, в чем дело: почти никто не обращается только в одно агентство, все стараются позвонить сразу в несколько. Агенты, принимающие звонок, особенно опытные, чувствуют это. Не каждый из них захочет бегать наперегонки с другими. Поэтому часто бывает так: клиент по телефону получает вежливый ответ и показное внимание к своей персоне, а на самом деле им занимаются спустя рукава.

Далее происходит следующее. Одно из мест (а зачастую и несколько), в которые клиент успел позвонить, оказывается «информационным» агентством. Интересно, что некоторые из них в прошлом были обычными агентствами недвижимости, но поняв, что работать в сфере обслуживания клиентов нелегко, перепрофилировались. Они продают информацию о желающих сдать-снять как частным лицам, в том числе всяким черным маклерам, так и некоторым агентствам недвижимости, которые тоже покупают такие базы данных.

Таким образом о вашей проблеме узнает «вся Москва». Но вам от этого не станет лучше — телефон не будет умолкать. Вам будут звонить оттуда, куда вы не обращались, и предлагать не то, о чем вы просили. В общем, через некоторое время клиент захочет выключить телефон.

Поэтому если уж решили прибегнуть к помощи риелторов (что правильно), то надо обращаться только в ОДНО (!) агентство и лучше по рекомендации. Спросите имя агента, поинтересуйтесь, когда ждать от него звонка. И желательно заверить его, что никуда больше обращаться не намерены. Тогда есть надежда, что вашей заявкой будут заниматься. К сожалению, мало кто из клиентов поступает так в реальности.

СД: Да, но если поручать поиск риелторскому агентству, то ему надо и платить…

ВК: Конечно. Но здесь каждый решает сам. И хорошо, что есть выбор. Если бы сдать-снять было так просто, то риелторы давно уже не существовали, правда? За что агентство берет деньги? За экономию времени клиента, за поиск реального варианта, за избавление его от пустых перемещений по городу, за содействие в заключении договора найма между хозяином и клиентом, включая переговоры о цене, условиях проживания. Не забывайте, что по факту заселения между хозяином и клиентом заключается договор! А это все-таки юридический акт, здесь много тонкостей. Так что агентства свои деньги отрабатывают.

Я имею в виду только нормальные агентства, а не те, которые, взяв с клиента деньги за листочек с устаревшей информацией, считают, что они предоставили ему услугу.

К моему удивлению, есть люди, которые соглашаются на их условия. Правда, потом жалеют. Нормальные агентства берут оплату за свою работу только по факту заселения.

А клиенты, в свою очередь, тоже хороши. До сих пор клюют на элементарные вещи: ну не может квартира, которую можно сдать за 35 тысяч рублей в месяц, сдаваться за 25 тысяч. Какой хозяин пойдет на это? Это противоречит здравому смыслу. Поэтому такие предложения суще­ствуют только на бумаге, чтобы привлечь клиента.

СД: А кто платит агентству сдающий или снимающий?

ВК: Чаще всего платит снимающий. Это в случае если квартира типовая, недорогая, не относящаяся к элитному сегменту. Дорогие или эксклюзивные квартиры сдавать сложнее. Поэтому, если хозяин хочет сдать дорогую квартиру с помощью агентства, оно попросит с него оплату. Но здесь опять же платить надо только по факту заселения.

СД: А какова ответственность агентства?

ВК: Прежде чем ответить, я бы еще раз напомнил о роли агентства. Как только между хозяином и клиентом заключен договор найма, так агентская работа выполнена. Если между сдающим и снимающим через полгода возникнет конфликт, или, к примеру, сдающий захочет больше денег за квартиру, или снимающий решит по каким-то причинам досрочно съехать, то в этом случае отношения клиента и хозяина регулируются договором между ними. Агентство в данном случае ни при чем, оно ведь сделало свою работу. А вот предусмотреть в договоре все нюансы, исходя из реальной ситуации, чтобы избежать возможных конфликтов между клиентом и хозяином в будущем, — в этом одна из риелторских задач.

Ну и добавлю отдельно, что агентства должны обращать внимание на то, что сдающий жилье не мошенник. Если произошел случай мошенничества и риелтор его просмотрел, то агентство должно нести ответственность.

СД: А что-нибудь про налоги скажете? Здесь есть какие-то тонкости?

ВК: Тонкостей всегда много, но отвечу просто. Тот, кто сдает квартиру, получает доход, а значит обязан платить с него подоходный налог — 13 процентов. На практике так происходит не всегда. Не все хозяева, сдающие квартиры, платят налоги, но агентства в это обычно не вмешиваются — не их компетенция отслеживать уплату налогов. Тем не менее если клиенты интересуются данной темой, то стараемся растолковать налоговое законодательство, ответить на их вопросы.

СД: Ну а какие сейчас тенденции на рынке сдачи-съема квартир в Москве и что следует помнить сдающим и снимающим?

ВК: Рынок активен всегда, но имеет четко выраженную сезонность. Осенью он обычно оживляется. Пожелания к сдающим-снимающим такие: господа, будьте реалистами, не ищите нереально дешевых вариантов! И не забывайте слова Юлиуса Фучика: «Люди! Будьте бдительны!»

 
Все права защищены. 
© 1998-2021 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры