Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Полуостров Сен-Жан-Кап-Ферра — один из самых роскошных уголков Лазурного Берега. Именно в этом месте французской Ривьеры в начале ХХ века баронесса Беатрис Эфрусси де Ротшильд построила чудесную виллу, окруженную великолепными садами. Villa Ephrussi de Rothschild является в наши дни одной из самых известных открытых для публики достопримечательностей этого региона, в год ее посещают около 156 тысяч туристов.
Эксцентричная миллионерша
Шарлотта Беатрис де Ротшильд родилась в 1864 году в семье барона Альфонса Ротшильда, члена генерального совета Банка Франции. Семейным городским домом был дворец, возведенный в центре Парижа в ХVIII веке, а загородной резиденцией — огромный замок Ферьер, построенный архитектором Джозефом Пакстоном по заказу ее деда Джеймса, основателя французской династии Ротшильдов. Проживая в этих великолепных зданиях, можно было потерять представление о реальности и времени года. Однажды ее мать Леонора Ротшильд спросила у маркизы де Мен: «Скажите, что Вы делаете, чтобы у Вас в парке появились сухие листья?» Изумительные предметы искусства, собранные в поместье Джеймсом Ротшильдом, положили начало страсти Беатрис к их коллекционированию.
В 1883 году в возрасте 19 лет Беатрис вышла замуж за Мориса Эфрусси, выходца из одесской купеческой семьи, который был на 15 лет старше ее. В 1905 году Беатрис унаследовала после смерти отца огромное состояние. В 1906 году во время одной из морских прогулок на яхте она обратила внимание на красивый скалистый мыс Кап-Ферра. Узнав, что участок земли площадью 7 га на самом узком месте перешейка продается и что король Бельгии Леопольд II также заинтересован в его приобретении, чтобы расширить свои уже имеющиеся соседние владения, она купила его немедленно, решив создать идеальную виллу.
В проектировании и строительстве здания хозяйка приняла самое активное участие. По словам современников, впоследствии именно о себе Беатрис говорила как об истинном авторе дома. Заказчица обращалась к десятку архитекторов, среди которых были и знаменитости того времени: Анри-Поль Нено, Шарль Жиро, Эдуард-Жан Ниерман. Но она была особенно трудным клиентом и отклонила проекты, предложенные именитыми архитекторами. В итоге баронесса остановила свой выбор на Жаке-Марселе Обюртене и Аароне Мессии, которые скрупулезно выполнили все ее требования. Важнейшим из них было размещение собранных ею коллекций картин, старинной мебели и скульптуры. Беатрис была страстным коллекционером произведений искусства и во взыскательных поисках по всему миру преуспела, сделав виллу отражением своих разнообразных интересов. Некоторые заказанные ею предметы привозили поездом на вокзал города Больё-сюр-Мер, и баронесса совершала выбор прямо на перроне. В один из дней она купила развалины старинной часовни, чтобы сохранить одну фреску!
Строительство началось в 1907 году. Чтобы заказчица смогла лучше воспринять архитектуру и планировку здания, сначала был возведен макет из дерева, крашеного полотна и гипса в натуральную величину. Работы велись около шести лет, сопровождаясь различными проблемами и инцидентами. Один из них едва не стоил баронессе жизни — на нее чуть было не обрушились строительные леса, поваленные сильным порывом ветра.
Свой розовый дворец Беатрис назвала Иль-де-Франс (Íle-de-France), по имени роскошного корабля, на котором путешествовала по Средиземному морю. Интересно, что этим именем чуть позднее был назван еще один, возможно, самый изысканный французский океанский лайнер. Усадьба стала зимней резиденцией баронессы, куда она регулярно приезжала, разделяя свое время между Парижем, Монако и Довилем. И хотя к тому времени они с мужем уже расстались, Морис Эфрусси обустроил для себя одну из комнат на вилле.
В 1933 году, за год до смерти, Беатрис завещала виллу и все свои коллекции французской Академии изящных искусств (Académie des Beaux-Arts).
Розовая вилла
Особняк окрашен в любимый цвет Беатрис. Северный фасад здания напоминает итальянские палаццо и имеет четыре, особенно обращающих на себя внимание элемента. Слева в угловой «башне» с огромными окнами расположена парадная лестница, соединяющая два этажа здания. Низкое правое крыло черпает свое вдохновение из итальянского Возрождения, центральный вход построен в готическом стиле, а выступающий из стены эркер внутренней лестницы — в стиле флорентийского Ренессанса.
Южный фасад выполнен абсолютно симметрично под заметным влиянием флорентийской и венецианской художественных школ эпохи Возрождения. Более того, архитектурные элементы фасада используют те же типы мрамора: Bianco Carrara, Rosso Verona, а также светло-серый. Эти высокоточные репродукции были сделаны по слепкам и фотографиям, предоставленным итальянскими мастерами, и несколько адаптированы под современную композицию.
Центром первого этажа является крытый внутренний дворик, где Беатрис принимала своих гостей. Выполненный в стиле патио итальянских ренессансных вилл, он представляет собой весьма причудливую постройку. Несколько рядов римской черепицы над сводами второго этажа и потолок, изначально расписанный в технике тромплей в виде неба, поддерживали иллюзию двора под открытым небом. Оригинальная конструкция кровли позволяла проникать естественному свету внутрь парадного помещения через незаметные окна, расположенные по краям потолка. Большинство розовых колонн, поддерживающих арки, изготовлены из мрамора, но некоторые в действительности являются металлическими опорами для конструкции виллы. Они были искусно покрашены под веронский мрамор также в технике тромплей. В галерее второго этажа в дни приемов размещались музыканты.
Из окон самого роскошного на вилле большого салона открывается великолепный вид на Больё-сюр-Мер и бухту Фурми. Старинные деревянные панели, которые украшают стены салона, были привезены из парижского отеля Крийон, полностью отремонтированного в 1907 году. Беатрис выкупила и отреставрировала декоративные панели, роспись которых приписывается известному французскому архитектору и живописцу Пьеру-Адриену Пари. Интерьер дополняют редкие ковры из Версальского дворца и Лувра, сделанные по королевским заказам, замечательный мебельный гарнитур в стиле Людовика XVI и два столика для игр. Потолок в одной из частей салона украшен полотном венецианского живописца Джандоменико Тьеполо, изобразившего колесницу Венеры, запряженную голубями.
Личные апартаменты Беатрис Эфрусси, расположенные на первом этаже в юго-восточной части виллы, сохранились в том виде, в каком были при ее жизни. Будуар украшен расписанными в помпейском стиле деревянными панелями. Здесь находится изящный туалетный столик Марии-Антуанетты. Из спальни открывается изумительный вид на бухту Вильфранш-Сюр-Мер. В прилегающем гардеробе хранится коллекция нарядов XVIII столетия. Ванная комната представляет собой ротонду с отделанными расписными деревянными панелями стенами. Сантехника расположена в боковых отделениях, скрытых за дверями. В бывших апартаментах Мориса Эфрусси сейчас размещена коллекция французского фарфора.
Второй этаж был отведен под спальни для гостей, а также для размещения многочисленных коллекций. Здесь можно выйти на широкую лоджию, с которой открывается прекрасный вид на сад и окружающее полуостров море.
Девять садов
Беатрис считала себя автором не только архитектурного замысла виллы, но и ландшафтного дизайна. Место возведения виллы было изначально безжизненным, каменистым и обдуваемым всеми ветрами. С 1906 по 1912 год в этот участок земли был вложен поистине титанический труд. Скалу разрушали с помощью динамита, территория перекраивалась, на ней делались насыпи и обустраивались террасы. Баронесса консультировалась с лучшими ландшафтными архитекторами, среди которых были Ахилл Дюшен и Гарольд Пето. Она сосредоточила свои усилия на обустройстве видимой части сада, оставляя остальное пространство для сосен, оливковых деревьев и лаванды.
Страстная путешественница, Беатрис представляла главный сад, находящийся на верхней террасе у южного фасада виллы, подобно палубе лайнера, скользящего по водной глади. Действительно, выйдя на лоджию дома, можно убедиться, что по желанию баронессы сад обустроен как продолжение виллы. Рейд Вильфранш-Сюр-Мер по правому борту и бухта Больё по левому борту… Симметрия цветников упорядочивает весь ансамбль, благодаря чему сад называется французским. На осевой линии виллы возводят небольшой храм Амура, который становится как бы ростральной фигурой сада-корабля. Из лоджии «адмирал» Беатрис могла наблюдать за работой команды садовников из 30 человек, одетых в форму моряков в беретах с красными помпонами.
После того как имение перешло в ведение Академии изящных искусств, ландшафтные работы продолжились под руководством опытного садовника Луи Маршана, увлекающегося ботаникой и живописью. Он восстановил к тому времени уже запущенный французский сад, сохранив лишь часть прежней планировки. Но особенно облик парка поменялся после устройства тематических пространств. Новые сады, создание которых ранее ошибочно приписывали самой Беатрис, поочередно переносят посетителей в Испанию, Италию, Японию, Мексику, позволяя совершить кругосветное путешествие — практически трансатлантический круиз. Отметим также севрский и провансальский сады. Луи Маршаном был создан и сад камней — маленький музей под открытым небом. В нем находятся скульптуры и архитектурные элементы, приобретенные баронессой Эфрусси, но не нашедшие применения внутри виллы. В честь Беатрис, обожающей розовый цвет, был создан розарий — каскад из розовых кустов, окружающий небольшой шестиугольный храм.
В итоге виллу окружают девять великолепных садов, украшенных внутренними двориками, водопадами, декоративными прудами, цветниками, тенистыми аллеями и редкими видами деревьев. Музыкальные фонтаны добавляют сказочных ощущений.
Редакция благодарит компанию Culturespaces и Французское общество содействия искусствам SFPA за предоставленную информацию
Сергей Измайлов