Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
На первую встречу с архитектором Светланой Герасимовой владелец квартиры в одной из московских новостроек — молодой мужчина, преуспевающий в жизни и пока не обремененный семейными узами, — пришел довольно хорошо подготовленным, что в 20-летней практике Светланы встречалось не так уж и часто. Обычно клиенты ограничиваются просьбой, чтобы им сделали красиво. В данном случае заказчик имел при себе подборку фотографий из интерьерных журналов и достаточно четко сформулировал требования к своему будущему жилью. Все, что касается работы, остается за порогом квартиры — примерно так звучала одна из его главных установок. По стилю это не должен быть минимализм, но и классика в чистом виде молодого человека не привлекала.
Выслушав все про и контра, архитектор предложила концепцию интерьера с элементами ар-деко, в котором классика органично сочетается с футуризмом, брутальность смягчается чувственностью, а в атмосфере праздности и роскоши ощущается энергия успеха.
Квартира площадью около 130 квадратных метров представляет собой в плане практически ровный прямоугольник с окнами на две противоположные стороны. Лишенную естественного освещения центральную часть еще до того, как Светлана Герасимова приступила к работе над проектом, распределили между двумя санузлами, гардеробной и прачечной. Это практически предопределило логику дальнейших планировочных реше-ний. Удаленное от входной двери и наиболее освещенное место было отдано под приватные функции. В спальне оказалось большое окно, в смежной зоне отдыха — зимний сад. Выходящая на ту же сторону застекленная лоджия используется как техническое помещение, а прилегающая к ней комната зарезервирована под библиотеку.
В оставшемся 40-метровом пространстве, которое открывается сразу за входной дверью, архитектор объединила общественные функции: небольшую прихожую, гостиную и кухню-столовую. Внутреннее зонирование подчинено в первую очередь особенностям естественной освещенности этой части квартиры. Единственное окно досталось столовой. К ней прилегает зона кухни. Центральную часть занимает гостиная, в которой роль «окна в мир» с успехом исполняет большой телевизионный экран. Подобный подход вполне оправдан привычками хозяина дома: одно из его любимых занятий в свободное от работы время — просмотр вместе с друзьями телевизионных спортивных передач.
В переводе с французского «ар-деко» (art dеco) — декоративное искусство. Для данного стиля характерны не только внешняя орнаментальная роскошь, но и использование очень дорогих и качественных изделий из материалов в основном природного происхождения — металлов, художественного стекла, древесины экзотических пород и т. п. То есть ар-деко — это как раз тот редкий случай, когда эпитет «эксклюзивный» не просто фигура речи, а ключевой фактор.
Такой интерьер всегда свидетельствует об успешности его владельца. Неслучайно ар-деко называют стилем звезд и миллионеров. Разумеется, наша нынешняя повседневность с трудом вписывается в подлинные исторические интерьеры «Титаника» или «Великого Гэтсби», поэтому стоит говорить лишь об отдельных элементах, характерных для ар-деко, вокруг которых выстраивается функциональное оформление, отвечающее образу жизни современного человека. Однако даже в такой облегченной интерпретации воплощение стиля требует серьезных финансовых затрат. К счастью, заказчик к этому оказался готов, и представленный архитектором эскизный проект был одобрен и исполнен практически без изменений.
В любом интерьере должно присутствовать что-то, сразу обращающее на себя внимание, «цепляющее» взгляд, поясняет архитектор Светлана Герасимова. В данном проекте в качестве основного дизайнерского приема она использовала игру фактур, сопоставление мягких и твердых, теплых и холодных поверхностей, материалов с разным характером светоотражения. Выразительность этого приема усилена разнообразными источниками искусственного освещения.
Приватная и общественная зоны противопоставлены друг другу по колориту, тактильным и эмоциональным ощущениям. Расслабляющая атмосфера спальни, переходящей в зону отдыха, создается мягкими светлыми бежево-жемчужными тонами. Восприятие общественной зоны загадочно-брутально. Ее основную колористическую тему автор проекта определила как «цвет состаренного чугуна». Известно, что из него делаются не только канализационные трубы и радиаторы отопления, но и предметы декоративно-прикладного искусства. В первой трети XX века (когда собственно и зародился ар-деко) чугунное литье — статуэтки, лестницы, огра-ды — было очень популярно. Образ массивного металла в его художественно-винтажной ипостаси потянул за собой не только цветовую гамму, но и общую концепцию дизайна общественной зоны. Для отделки стен в небольшой прихожей, в холле и кухне-столовой использована фактурная декоративная штукатурка — цвета серого чугуна с тусклым «чугунным» блеском. Особая парадность гостиной зоны подчеркнута роскошной линкрустой с растительным орнаментом.
Линкруста, или линкруст, (англ. Lincrusta) — особый вид дорогих обоев с тисненым рисунком. Материал был создан в конце XIX века англичанином Фредериком Уолтоном. Он же изобрел и запатентовал технологию изготовления натурального линолеума. Оба материала делаются на основе натурального льняного масла и по схожей технологии. Первоначально линкруста так и называлась — Linoleum Muralis, то есть «линолеум для стен». Позже его переименовали в линкрусту: linum — от лат. «лен» и crusta от лат. «кора». Богатые декоративные возможности и натуральные компоненты, из которых изготавливается линкруста, отвечают традициям ар-деко. После монтажа обоев на стену фактурную поверхность окрашивают масляными, на основе натуральной олифы, или акриловыми красителями. Для гостиной архитектор в качестве основного фона выбрал глубокий синий цвет, декоративный рельеф подчеркнут специальной восковой пастой — темно-серебристой, с матовым чугунным блеском. Благородный синий повторен в обивке кресел и подушек на диване.
Для зонирования внутри общественного пространства используются разные уровни и разные приемы дизайна пола и подшивного потолка, особая для каждой функциональной зоны система освещения. В кухне уровень потолка опущен не только для зонирования, но и для размещения полноценного вентиляционного оборудования.
Границы функциональных зон также маркированы колоннами. Некоторые из них несут конструктивную функцию, другие — чисто декоративную. Колонны, двери, окна и плинтусы отделаны темной древесиной венге. Из темного дерева выполнена и корпусная мебель.
«Статуэтки, фотографии, картины, зеркала, вазы, свечи, салфетки и тому подобные, на первый взгляд незначительные, детали вносят в интерьер стилистическую определенность», —поясняет архитектор. Эту функцию маркировки «эпохи ар-деко» взяли на себя восточные статуэтки, разместившиеся в нишах одной из колонн, черно-белые фотографии с изображением Парижа и сценок из китайской или японской жизни начала прошлого века, серебряные сосуды и другие аксессуары.
Отзвук ар-деко слышится в низких столиках с гнутыми ножками, в изящно прочерченных матовым серебром линиях стульев столового гарнитура. А вот кухонный уголок стал образцом хай-тек: современные материалы и технологии, глянцевые фасады, сталь. Впрочем, идеологии ар-деко это совсем не чуждо. Ведь своим рождением и названием он обязан парижской Международной выставке современных декоративных и индустриальных искусств 1925 года (Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes). В результате сокращения слов Arts Decoratifs и появилось название стиля. На выставке демонстрировались предметы роскоши, изготовленные с применением передовых на тот период технологий, а новации того времени — радио, телефон и другие — служили достижению высшего уровня комфорта. Сегодня то, что служит повышению удобства и безопасности, принято объединять общим термином «умный дом». В данном случае «умные» технологии используются для дистанционного управления освещением и шторами на окнах, режимами и температурой воды в душе, для программирования телевизионной системы. Квартира также оборудована встроенным пылесосом и рядом других удобных функций.
Когда дизайнер работает над интерьером в современной стилистике open space, ему всегда приходится решать две в некотором смысле противоположные задачи: выделять в общем открытом помещении разные функциональные зоны и одновременно искать, чем это пространство будет объединено. Также важно найти и элементы, которые будут связывать оформление квартиры в целом. Велюровая обивка дивана и занавеси из тафты теплого светло-песочного цвета, прохладный жемчужный атлас столовой группы, отделка полов из выбеленного дуба и керамическая плитка под травертин в зоне кухни — светлые детали смягчают «чугунную» тяжесть интерьера общественной зоны и одновременно перекидывают мостики к приватной половине.
В приватной зоне стилистика несколько смещается к неоклассике: теплая бежево-жемчужная гамма, мягкий блеск шелка и тафты создают уютную, расслабляющую атмосферу. В отличие от общественной зоны, где светлый пол контрастирует с темными стенами и мебелью, здесь архитектор использовал схему «светлый верх — темный низ». Характерный для прямолинейного геометризма ар-деко ступенчатый гипсовый фриз визуально поднимает потолки. Положение телевизионной панели, которая подвешена на специальной шине между спальней и будуаром, регулируется с пульта дистанционного управления. Также с пульта можно управлять гардинами на окнах.
Со спальней соседствует ванная комната площадью почти 12 квадратных метров. Значительную ее часть занимает громадная в контексте городской квартиры ванна-бассейн. Помимо нее здесь есть еще и душевая кабина. Несмотря на ее внушительные габариты, ограждение из прозрачного бескаркасного стекла позволяет сохранить ощущение просторности помещения.
Любопытно, что классическая черно-белая «джазовая» тема, геометричность глянцевых, отражающих свет поверхностей ванной комнаты рифмуются не только со стилистикой ар-деко, но и с дизайном расположенной непосредственно за стеной кухни. На черном глянцевом подстолье в духе конструктивизма установлена чаша умывальника. Этот роскошный образчик современного итальянского дизайна и технологий сделан из стекла и достоверно имитирует старый помятый, потемневший от времени алюминиевый таз. Сложный коричневый цвет напольной керамической плитки и мозаики с вкраплениями перламутра несколько смягчает контрастность основной черно-белой гаммы.
Яркие точки и подвесные стеклянные «стаканчики» светильников многократно отражаются в зеркале, вмурованном в раму из мозаики, дробятся в глянцевых поверхностях стен и черного натяжного потолка. Мозаика, перламутр, стекло и металл, прямоугольная геометрия форм — все это дань традициям ар-деко. Однако за стилистическими экзерсисами не должна теряться функциональность, обращает внимание автор проекта Светлана Герасимова. Ниша для банных принадлежностей в зоне смесителя для ванны, металлический полотенцедержатель на стеклянном ограждении душевой — все детали необходимо продумать и предусмотреть заранее, особенно в таких помещениях, как ванная комната, поясняет архитектор. Иначе в процессе эксплуатации хозяину придется навешивать дополнительные полочки, крючочки и прочие не предусмотренные проектом аксессуары, и в результате единство стиля и композиции будет утрачено.
В отличие от роскошной хозяйской ванной комнаты, гостевой туалет оформлен сдержанно и нейтрально. Серо-голубая керамическая плитка коррелирует с цветовой гаммой общественной зоны. В качестве декоративных элементов использованы вставки с умиротворяющим рисунком в японской манере.
Когда заказчик хорошо представляет себе, что ему нужно, а архитектор готов понять и принять желания, успех практически гарантирован.
Данный случай не стал исключением: работа над проектом и процесс его дальнейшей практической реализации доставили удовольствие обеим сторонам.
Ирина Дин
Автор проекта архитектор Светлана Герасимова
Фото: Надежда Серебрякова