Архив / 2-й номер Журнала «Современный дом» за Март-апрель, 2020 / Каталонский модернизм: мечта о свободе - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Реклама
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный дом» Март-апрель, 2020 / Каталонский модернизм: мечта о свободе

Каталонский модернизм: мечта о свободе

Дата публикации: 29.03.2020
449

Каталонский модернизм — уникальное явление в мировой культуре, которое ярче всего проявилось в архитектуре. Зародившись в Барселоне, за несколько десятков лет оно полностью изменило представление о респектабельном жилье буржуазии, превратив город из средневековой крепости в наполненный яркими красками, изогнутыми формами и экспрессивными орнаментами самобытный живой организм.
 
В конце XIX века Европу охватил бум на красоту и подарил новый стиль, который в разных странах получил свое название. Ар-нуво во Франции и Бельгии, либерти в Италии, югендштиль в Германии и Скандинавии, русский модерн в царской России — все эти направления объединяют стремление выйти за рамки строгих правил академического историзма, дать волю фантазии, добавить ремесленного мастерства.
 
Особое место в этом ряду занимает каталонский модернизм — яркий и декоративный стиль, в котором парадоксальным образом соединилась приверженность к католическим традициям и жажда свободы. Толчком к его рождению стала промышленная революция и первая всемирная выставка, которая проходила в Барселоне в 1888 году. Она вдохновила молодых архитекторов на поиск новых форм и дала стимул для кардинальных градостроительных изменений. 
 
Особенности планировки и декора
Расширение границ города привело к созданию новаторского плана в виде сетки с прямоугольными ячейками, который сегодня является «визиткой» Барселоны. Первым районом с новой структурой стал Эшампле, где местная буржуазия начала строить собственные особняки и доходные дома. Соревнуясь друг с другом в пышности, заказчики предоставляли зодчим полную свободу: чем фантастичнее был проект, тем больший энтузиазм он вызывал. Новая застройка поражает изощренными орнаментами, растительные формы ар-нуво в ней переплетаются с отсылками к национальной самобытности. Здесь и арки каталонской готики, и ажурный кованый металл, изразцы и скульптуры с изображением сражающегося с драконом Святого Георгия,  средневекового покровителя Каталонии и символа независимости региона.
 
Каталонские мастера изменили восприятие жилого дома, превратив его в цельную структуру: от фасада до террасы на крыше  каждая деталь продумана и подчинена единой стилистике. Они вывели на первый план буферные зоны (холл, лестница), оснастили жилые помещения встроенной мебелью и сделали из сугубо утилитарных вещей (вентиляционные люки, наружное освещение) произведения искусства. Вместе со структурой здания они трансформировали его декоративное оформление, сделав голый кирпич, чугун, цветную керамику и художественное стекло «фирменными» материалами каталонского модернизма.
 
Архитектор, инженер, романтик
Проектировать дома в новом фешенебельном квартале приглашались лучшие архитекторы, среди которых особо отметим Антонио Гауди, Жозепа Пуч-и-Кадафалка, Льюиса Думенек-и-Мунтане. Кадафалк запомнился как талантливый зодчий, инженер, историк искусства и политик. Годы его обучения совпали с волной каталонского ренессанса. Вдохновленный идеей перемен, в новой архитектуре он видел идеальную модель, которая могла бы объединить классическое искусство с современными материалами и социальными устремлениями. Источником вдохновения для него была не только испанская природа, а сумрачная северная архитектура: замки Англии и Шотландии, соборы Фландрии, королевские резиденции Баварии. Остановимся на двух самых известных постройках мастера подробнее.
 
Дом Амалье, или сказочный замок кондитера
История Дома Амалье (Casa Amatller) с ярким ступенчатым фронтоном в духе голландских построек началась в 1898 году, когда успешный кондитер Антонио Амалье купил старый готический особняк на улице Пасео-де-Грасия и решил его полностью переделать. Семья Амалье заработала свое состояние на производстве шоколада.
 
Антонио Амалье был человеком деятельным, много путешествовал по Европе, отлично разбирался в инженерной науке и искусстве. Незадолго до покупки дома он построил новую фабрику, оснастил ее современным оборудованием и вел рекламную кампанию: лучшие художники, работающие в стиле модерн (в том числе Альфонс Муха), создавали для него плакаты и дизайн упаковок для сладостей из кубинского какао. Свое жилье он воспринимал как подтверждение высокого социального статуса, оттого и доверил  реконструкцию дома Жозепу Пуч-и-Кадафалку. За два года архитектор с командой, состоящей из более 50 мастеров-ремесленников, радикально изменил экстерьер и интерьер рядового здания, превратив его в эпатажную виллу. Он облегчил фасад, наполнил светом помещения, виртуозно соединил в здании романскую готику и экспрессивный мавританский стиль.
 
Архитектор сделал два разных по размеру входа в стиле ар-нуво (для въезда карет и входа гостей с гербовым щитом на портале). Надстроил ступенчатый фронтон, всю плоскость которого украсил цветными керамическими изразцами. Окна на верхнем этаже намеренно оставил небольшими: здесь располагалась мастерская хозяина дома, где он проводил опыты с фотографией. В интерьерах вестибюля использовался местный серый камень, из него сделана главная лестница, колонны и декоративные скульптуры с библейскими сюжетами. Витражи из цветного стекла, темные потолочные балки, мавританская керамика, ажурная роспись на стенах и потолках, кованые лампы и люстры формируют облик парадных помещений. В жилых зонах к ручной росписи, камню и буазери добавляются обои с восточными мотивами и шелковые панели. Камин, обрамление дверей украшают детали, которые символизируют изобилие и величие. Внутренний двор накрыт стеклянным куполом и превращен в атриум.
 
Дом Амалье сохранил свой изначальный вид благодаря дочери Антонио  Терезе, которая жила в нем до своей смерти в 1960 году. В 1942 году она создала фонд «Институт испанского искусства Амалье», который владеет зданием в настоящий момент. В 1976 году дом Амалье получил статус памятника национального значения.
 
Дом с шипами, или родовое гнездо трех сестер
После громкого успеха Дома Амалье в 1901 году к архитектору обратилась вдова текстильного магната Бартомеу Террадас, которая решила построить дом для трех дочерей: Ангелы, Жозефы и Розы. Ей хотелось создать одно большое здание, которое объединило бы три индивидуальных жилых блока. Большой и статный особняк должен был выглядеть как единое целое и стать яркой доминантой площади на пересечении трех улиц: Брук, Росельо и Проспект Диагональ. Архитектор принял вызов и построил на треугольном участке здание с шестью башнями, в котором каждая из сестер получила отдельный фасад. Вдохновением ему послужила музыка Вагнера и баварский замок Нойшванштайн. Именно островерхие башни подарили Дому Террадас еще одно название — Дом с шипами (по-каталонски   Casa de les Punxes).  
 
В облике здания соединились готические мотивы, формы Ренессанса и мавританская орнаментика. Фасады выполнены из типичного для каталонского модернизма красного строительного кирпича и тесаного серого камня. Конические башни, расположенные по углам шестиугольного здания, облицованы черепицей с узором в виде зеленых с черным ромбов на ярко-красном фоне. Несмотря на массивную архитектуру экстерьер полон декоративных подробностей: изящная резьба по камню, панно на аллегорические темы украшают балконы, окна, входные группы. Мощный акцент фасада, выходящего на  улицу Росельо, трехметровое изразцовое панно с изображением Святого Георгия и вымпела, надпись на котором призывает вернуть Каталонии свободу... Интерьеры дома демонстрируют очарование эпохи ар-нуво: темой витражей, росписей, кованого декора является пышный цветочный орнамент. 
 
В 1975 году здание получило статус Национального исторического памятника. В 2003 году оно было полностью отреставрировано, и для свободного доступа открыт ряд пространств, включая парадный вестибюль с лифтом, воссозданным по чертежам архитектора. На одном из этажей организована мультисенсорная экспозиция, рассказывающая легенду о битве Святого Георгия со змеем, а в башнях верхней террасы, открывающей панорамный вид на город, расположена выставка, посвященная истории дома и творчеству Жозепа Пуч-и-Кадафалка. 
 

ТЕКСТ: АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВА   ФОТО: INSTITUT AMATLLER D'ART HISPANIC, ПРЕСС-СЛУЖБА CASA DE LES PUNXES, ЖУРНАЛ «СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ»

 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры