Архив / 8-й номер Журнала «Современный дом » за Октябрь, 2015 / Фермерский дворец - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный дом » Октябрь, 2015 / Фермерский дворец

Фермерский дворец

Дата публикации: 06.10.2015
530

В прошлом номере вниманию читателя был представлен материал о загородном доме императора Николая I («Коттедж»). Предлагаем продолжить знакомство с архитектурой Петергофа. Речь пойдет об еще одной знаковой постройке, расположенной в парке Александрия, — Фермерском дворце Александра II.

Судьба каждого человека связана с особыми, дорогими сердцу местами, которые формируют его характер и определяют стиль жизни. Если для императора Николая I любимым петергофским домом был Коттедж, то его сын — великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II — прикипел душой к другой, не менее знаменитой постройке в парке Александрия — Фермерскому дворцу.

Необычное его название определено историей бытования старого дома. По европейской традиции пейзажные парки эпохи романтизма часто украшались «сельскими сооружениями» — молочнями, пастушьими хижинами, скотными дворами. Небольшой павильон — Ферма — возник по моде своего времени и на территории царской усадьбы в Александрии. Построенный в 1828 году по проекту шотландского архитектора Адама Менеласа, он был украшен декоративными деталями, выполненными в модном в то время стиле неоготики. Прилегающие к центральной части фасада галереи опирались на сти­лизованные березовые столбы, а железная кровля по цвету походила на соломенную.

В восточном флигеле Фермы в мансарде родители оборудовали небольшие скромные комнаты для наследника престола. Это решение взрослых определялось их намерением дать старшему сыну большую самостоятельность, научить жизненной независимости. Великий князь Александр Николаевич стал первым представителем правящей династии, которого подготовили для нелегкого бремени власти. С юных лет рядом с ним на­ходился мудрый наставник поэт Василий Жуковский, человек редких душевных качеств, которому удалась задача пробудить в воспитаннике чувства любящего свое Отечество человека и гражданина.

«Он отличался от своих ближайших предшественников отсутствием наклонности играть в царя. Александр II по возможности оставался самим собой и в повседневном, и в выходном обращении. Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался…», — писал впоследствии об императоре Александре II историк Василий Ключевский.

Жуковский подобрал мальчику первоклассных наставников и разработал специальную программу его обучения и воспитания, не допускавшую поблажек и снисхождения. Император Николай I, рано осиротевший, всегда жалел, что не получил от своего отца необходимого для монарха образования. Воспитывая сына для престола, он дал ему основательные знания на уровне науки своего времени.

В начале 1838 года архитектор Андрей Штакеншнейдер разработал проект двухэтажной пристройки к павильону Фермы — близилось время женитьбы наследника. Скоро в Петергофе появилась молодая хозяйка Фермы немецкая принцесса Августа София Мария Гессен-Дарм­штадская, в православии великая княгиня Мария Александровна.

К 1845 году у великокняжеской четы было уже трое детей, и Александрия наполнилась звонкими го­лосами обитателей нового поколения — внуков императора Николая I. Вскоре Фермерский дворец вновь претерпел изменения, перестроенный тем же Штакеншнейдером для разросшегося семейства. У Александра II родилось восемь детей — шесть мальчиков: Николай, Александр, Владимир, Алексей, Сергей и Павел и две девочки: Александра и Мария.

Приезжая каждое лето в Петергоф, семья останавливалась в Фермерском дворце, где на первом этаже находились комнаты Марии Александровны, на втором — покои Александра Николаевича и детские. Император и императрица много работали, принимали гостей, занимались детьми. В быту жизнь вели простую, почти сельскую: к столу подавались свежие сливки, молоко, масло и яйца с собственной фермы. Венценосная чета не стремилась к роскоши, не любила шумных и многолюдных собраний. Может быть, именно по этой причине Фермерский дворец стал любимым местом императора Александра II, где он мог уединиться и отдохнуть.

После смерти Николая I в 1855 году его старший сын взошел на престол. Для России это было нелегкое время, и главным вопросом, мучившим молодого императора, стало продолжение Крымской войны. Поняв, что экономически отсталая страна находится в неравном военном противостоянии с Англией и Францией, Александр II принял тяжелое решение и согласился на перемирие. Оскорбительное решение Парижского кон­гресса привело императора к мысли о необходимости коренных преобразований.

Пребывание на престоле требовало перемены жизненного уклада всей семьи. Теперь в Александрии вместо скромных апартаментов летней дачи появились покои, более представительные и соответствующие новому высокому положению владельцев. К восточному флигелю дворца пристроили двухэтажный корпус, замыкавшийся с севера просторным Синим кабинетом. Здесь император работал и принимал различные делегации.

 А жизнь Фермерского дворца текла дальше… В 1866 году архитектор Эдуард Ганн оформил территорию перед западным флигелем дворца, устроив вместо цветочной клумбы бассейн для рыб, позже дополненный небольшим гротом с миниатюрным каскадом и украшенный бронзовой группой «Мальчик и гусь». Рядом появилась изящная и легкая беседка?мостик из тонких березовых стволов, перекинутая над гротом.

Для своих детей император приказал построить вокруг дворца разнообразные миниатюрные сооружения для учебы и игр. Здесь появились крестьянская избушка, водяная мельница, пожарная каланча, игрушечная крепость, а на берегу залива детская фермочка. В 1858 году Штакеншнейдер возвел к западу от Фермерского дворца сельский домик в русском стиле, предназначавшийся для наследника цесаревича Николая Александровича.

Интерьеры Фермерского дворца были типичны для своего времени, нарядны и комфортны. Их хозяева стремились к личному удобству, нередко жертвуя репрезентативной стороной своей жизни. Уютная мягкая мебель, изысканные по цветовой гамме драпировки, изящные фарфоровые изделия Императорского фарфорового завода, частных и европейских мануфактур располагали к семейному отдыху, совместному чтению вслух.

«Сколько было разговоров, самых разнообразных, задушевных всегда. Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и находила, что ответить, успокоить и побранить, одобрить, и всегда с возвышенной христианской точки зрения», — вспоминал о семейных вечерах император Александр III.

Во дворце размещалась большая коллекция живописи. В помещениях императора находились принадлежавшие лично ему полотна. В гостиной важное место занимали виды Италии, которой цесаревич пленился на всю жизнь во время своего европейского путешествия. Заказанные им в Италии работы неаполитанского мастера Джачинто Джиганте обрели свои места в гостиной и столовой. В Германии в Дюссельдорфе заказы для украшения покоев Фермерского дворца получили 15 живописцев. До сегодняшнего дня украшают столовую дворца две работы Ивана Айвазовского из исторической коллекции.

В доме, как отмечалось, соблюдалось четкое деление на две части —женскую и мужскую. У императрицы главной комнатой была гостиная, у императора приемная. Жизнь царской семьи в Фермерском дворце строго регламентировалась. Император вставал в семь утра, просматривал почту и документы, совершал конную прогулку с любимой собакой. Встречала его с прогулки вся семья и вместе пили утренний кофе. Затем император принимал доклады министров, а супруга занималась благотворительными делами. В час дня в столовой сервировали завтрак из трех блюд: суп, жаркое и пирожное. После этого подавали кофе, а в день рождения кого-то из членов семьи шоколад. В два часа императорская чета совершала прогулку в экипаже. По возвращении пили чай с фруктами. Обед с приглашенными гостями проходил в семь часов.

Вполне естественно, что именно в Фермерском дворце применялись все технические новинки эпохи. Для супругов были оборудованы две ванные комнаты. У императрицы стояла открытая мраморная ванна, у императора цинковая, деликатно спрятанная в футляр красного дерева под выдвижным диваном. Он, как правило, предпочитал ванне душ. Одинаково были устроены ватерклозеты с фаянсовой чашей. Во дворце появился первый в России лифт.

С Фермерским дворцом связаны многие события государственной и частной жизни двадцатилетнего правления царя Александра II. Дворец был для него вторым домом, он сам приобретал мебель и произведения искусства. Фермерский дворец стал воплощением вкуса императора и местом принятия важнейших государственных решений.

За короткое время одна за другой в России произошли важнейшие реформы: судебная, земская, военная, народного образования, управления уездами и финансовая. Популярность Александра II быстро достигла наи­высшей точки. Казалось, что его цар­ствование будет спокойным и либеральным.

Однако в январе 1863 года вспыхнуло очередное Польское восстание, перекинувшееся на Литву, часть Белоруссии и правобережную Украину, и авторитет царя был подорван. Вскоре нашлись люди, считавшие, что император обманул народ, не дал крестьянам обещанной земли и не намерен вводить конституционную форму правления. В 1866 году было совершено первое покушение на его жизнь.

С годами изменились отношения императора с женой. За милый и добрый нрав и занятия благотворительностью Марию Александровну уважали на новой родине, а дети просто боготворили мать. Однако она много и тяжело болела, слабела, и весной 1880 года ушла из жизни. К этому времени императора уже четырнадцать лет связывали близкие отношения с его возлюбленной Екатериной Долгорукой, родившей ему трех детей. Уже через сорок дней после смерти жены Александр II вступил в новый брак, не принятый ни в семье, ни при дворе. У императора в это время были уже большие внуки.

Долгорукой и ее детям был дарован княжеский титул и фамилия Юрьевские, в честь их дальнего предка Юрия Долгорукого. В начале романа 47-летний Александр II обещал девочке, бывшей моложе его на 30 лет, что женится на ней, когда это станет возможно. И слово свое сдержал.

В последние годы жизни Александр II стал живой мишенью для террористов, которые обвиняли его в том, что реформы не доведены до конца. 1 марта 1881 года, после шести неудачных покушений на его жизнь, царь-освободитель был убит.

Александр II как царь прожил свою жизнь в походах и войнах, государственных заботах и трудах. Но он прожил и настоящую человеческую жизнь, и в ней самым дорогим его сердцу местом, где он работал, думал, страдал и сострадал, любил и был любим, нянчил детей и внуков, имел верных друзей и ненавидевших его лютых врагов, был Фермерский дворец в парке Александрия в Петергофе.

Елена Кальницкая

Фото: Вячеслав Королёв и Михаил Лагоцкий

 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры