Архив / 7-й номер Журнала «Современный Дом» за Октябрь-ноябрь, 2020 / Дача «Чайка» - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Октябрь-ноябрь, 2020 / Дача «Чайка»

Дача «Чайка»

Дата публикации: 20.11.2020
830

 «Я обхожу дом с запада, от Гарусово и Касково , куда ушел сторож. Иду вдоль ограды, останавливаюсь.  Дом отсюда не светло-серый, как со стороны террасы, не белый, как казалось со стороны Удомли, когда стоял у колодца в саду, — отсюда он светло-розовый, особенно зарозовел второй этаж, окно в мастерской, крыша; понятно: дом розовый от солнца, севшего где-то за Касковым. Солнце уже село основательно, даже горизонт на закате успел остыть. Солнечную теплоту излучал не горизонт, не небо — ее излучал сам дом.» Игорь Грабарь
 
На высоком берегу озера Удомля вознесся к небу построенный в 1913 году  в стиле «северный модерн» (редкий его образец) великолепный дом «Белые чайки», ныне дача «Чайка» художника лирического пейзажа, академика живописи Витольда Каэтановича Бялыницкого–Бирули, являющийся сегодня  Центром культуры и искусства, филиалом Тверской областной картинной галереи. Облик дома сохранился в первоначальном виде, как его задумал сам автор Витольд Бялыницкий–Бируля. Построен он из хвойных пород деревьев. Крыша и дом были покрыты дранкой, стены выбелены. Планировка дома сохранилась до наших дней без изменений. Нижний этаж состоит анфилады комнат, на втором этаже флигеля расположились мастерские художника. Украшением и местом притяжения дома является большая терраса с видом на озеро и выходом в парк. 
 
Открываем для наших небезразличных и любящих природу людей небольшой экскурс в историю этого удивительного места, связанного с живописью, театром и охотой. 
 
В начале 1900-х годов Витольд Бялыницкий–Бируля вместе со своей женой Ольгой, получившей вместе с ним художественное образование в Училище живописи, ваяния и зодчества, «с появлением первых теплых весенних дней» приезжает в Тверскую губернию по приглашению помещика Колокольцова в его имение Ворониха, что на озере Кезадра. «Я был поражен неисчерпаемым разнообразием и милой задушевностью красот здешней природы и благодарил случай, который забросил меня сюда.  Вскоре по приезде мне посчастливилось познакомиться и прожить многие годы с людьми, среди которых жил и работал Исаак Ильич Левитан». Он живет «многие годы» на Удомельской земле, «слушает тишину и говор природы», создавая свои великолепные поэтические пейзажи. «Правда, простота, свобода» — вот действительно три основных компонента творчества Бялыницкого-Бирули, лежащие в основе его работ с начала и до конца творческого пути.  Певец весны, певец тех радостных дней, когда все пробуждается в природе, когда бегут талые снега, вот–вот зазеленеют вербные кусты, зацветет калужница.  Воздух чист, прозрачен, наполнен ароматом… 
 
Витольд Бялыницкий-Бируля родился 31 января (12 февраля) 1872 года в семье дворянина Каэтана Бирули и его жены Антонины Романовны, урожденной Черноцкой. С раннего детства мальчик начинает рисовать, в 1885 году посещает городскую рисовальную школу Н. Н. Мурашко (Киев), а с 1890-го учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. «…Это был второй год учебы, когда нам разрешили участвовать в ученической выставке. Первая попытка —-  и сразу же успех; сам Павел Михайлович Третьяков приобретает мою картину» (Окраины Пятигорска). «... Спустя мгновение я уже был в Большом зале. Моя картина висела рядом с полотнами самого Левитана. Я потерял голову… Так я был признан самим Третьяковым! Что это значило? Имя Третьякова было для нас святым... Вспоминаю наших учителей: Маковского, Левитана, Коровина, Сорокина, Степанова, Поленова, Невреева ...  Как же мы им верили! Они были с нами безгранично открытыми. Они отдавали нам все, что имели, что знали. Великие учителя и великие художники. Каждый из них  корифей, личность! Любимые…».
В начале ХХ века Витольд Бялыницкий-Бируля много путешествует —Швеция, Голландия, Франция, Германия, Бельгия, Дания, Норвегия. Он изучает творческий опыт знаменитых живописцев Запада, продолжая свой путь в искусстве. В 1908 году становится академиком Императорской академии художеств.  
 
«Продолжатель левитановского пейзажа настроения, Бялыницкий-Бируля выступал как мастер лирических, преимущественно элегических образов природы. Он подчеркивал в нашей северной природе щемящую хрупкость, нежную блеклость красок, переходных состояний ранней весны и поздней осени». К нему на дачу «Чайка» приезжают на этюды и охоту художники, писатели, музыканты (Степанов, Жуковский, Коровин, Грабарь, Книппер-Чехова, Шаляпин, Подгорный, Моравов…).
С 1919 года на даче были открыты первые в Советской России государственные свободные творческие   художественные мастерские (одни из прародителей всех творческих школ), в которых учились 400 крестьянских детей. Их обучали не только арифметике, чтению, русскому языку, резьбе по дереву, вышивке, но и живописи, рисунку и композиции «всего лишь» академики Императорской академии художеств: Жуковский, Богданов-Бельский, Моравов, Бялыницкий-Бируля, Рождественский, Архипов, Коровин...
 
В 1921 году мастерские были закрыты (по доносу). В годы Великой Отечественной войны дача «Чайка» пустовала, а после ее окончания жизнь вернулась. В июне 1957-го  в возрасте 85 лет Витольд Бялыницкий-Бируля ушел из жизни. «Только ему, Бялыницкому-Бируле, присуще раскрывающее его внутренний мир чувство и понимание природы, определявшее его «палитру» и отграничивавшее его от других, заключалось в особенном, только его дарованию присущем тончайшем, воспринимаемом и ощущаемом как музыка лиризме» (В. М. Лобанов). 
 
Дом остался у наследницы, второй жены художника, Елены Бялыницкой-Бируля. Она 13 лет вела переписку с Министерством культуры, Союзом художников РСФСР и органами власти всех уровней, пытаясь убедить создать на даче «Чайка» музей Витольда Бялыницкого-Бирули, но все было тщетно. Тем не менее дача жила и принимала у себя творческих людей. В конце 60-х было принято решение о создании музея художника на его родине в Могилеве. Осенью 1970 года дачу «Чайка» посетили сотрудники Государственного художественного музея БССР, и все живописные работы, личные вещи Бялыницкого-Бирули, ценные предметы интерьера и мебели были переданы в дар белорусскому музею. Дом ветшал и был продан за символическую сумму. Новые хозяева сделали самое дорогое — спасли дачу «Чайка», ведь деревянный дом мог разрушиться. Заменили покрытие крыши, самостоятельно провели электричество (хотя у Бялыницкого-Бирули были благодарственные письма от председателей соседних колхозов о том, что он помогает (субсидирует) электрификацию близлежащих деревень). Ухаживали за парком — памятником садово-паркого искусства, но через некоторое время решением Удомельского суда «Чайку» отобрали...    
 
Переходя из рук в руки, без должного внимания в очередной раз этот волшебный дом стал разрушаться. В 1995 году появилась надежда —неравнодушные люди проявили инициативу, подключились и чиновники. В полуразрушенный дом приехала молодая чета с маленькой дочкой. Жильцы и автор статьи открыли, не без помощи местной администрации, одну выставку, другую, создали муниципальный историко-культурный центр, а с 2003 года — Центр культуры и искусства художника В. К. Бялыницкого-Бирули, филиал Тверской областной картинной галереи. Сейчас здесь проводятся выставки, пленэры, различные мероприятия, прогулки по парку, балы, конференции, вечера русского романса, «Уроки в музее», «Семейные чтения за круглым столом», театральные представления и многое другое ... Дача «Чайка» продолжает традиции, начатые Витольдом Бялыницким-Бирулей.
 
В период с 2013 по 2014 гг. за счет областного бюджета Тверской области на даче были проведены комплексные реставрационно-ремонтные работы. В рамках реставрации были выполнены: укрепление конструктивных элементов здания, замена кровли, фасадные и внутренние работы, устройство инженерных сетей; установлены датчики движения, видеонаблюдение, пожарная сигнализация.  Дача «Чайка» встала на крыло.
 
«Наследник  Левитана  Бялыницкий-Бируля воспринял у него  и еще более углубил лирическую ноту русского пейзажа. Он по праву может считаться поэтом ранней, наступающей весны с ее тающим снегом, первой бледной, почти желтой зеленью и первыми цветами. Он поэтизирует зимние ночи и умирающую осеннюю природу... С большой чуткостью воспринимает и передает настроения природы и умеет вызвать в зрителях эмоции, связанные с тем или иным ее состоянием... В его поэтических произведениях, отмеченных высоким художественным мастерством, чуждых пассивного натурализма, мы находим образец того, как следует понимать и передавать природу» (А. М. Скворцов).
 
«Ранняя зелень хороша …тонкая-тонкая, с розовыми и фиолетовыми полутонами. Необыкновенная деликатность. Необходимо прежде всего почувствовать эту мелодию. Вот из молодых у вас к ней прислушивается Бялыницкий-Бируля» (И. И. Левитан).
 
ТЕКСТ: ЕЛЕНА ТИМАКОВА, заведующая Центром культуры и искусства —дачей «Чайка» В. К. Бялыницкого-Бирули
 
 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры