Певческая башня: кирпичная сказка Царского Села
Дата публикации: 02.09.2022
1859
В последние годы в России появляется все больше примеров качественной реставрации объектов культурного наследия. В Пушкинском районе Санкт-Петербурга восстановлением старины активно занимается предприниматель, ресторатор и меценат Сергей Гутцайт, основатель холдинга Gutsait Group. Об одном из проектов холдинга – удивительном
замке «БИП» в Павловске – мы рассказывали в предыдущем номере. Еще один не менее интересный образец превращения запущенной исторической постройки в мощную культурную и гастрономическую точку притяжения – ресторанно-гостиничный комплекс «Певческая башня». Он создан 8 лет назад в стенах одноименной водонапорной башни XIX века в Пушкине и расположен в непосредственной близости к Екатерининскому дворцу.
История Певческой башни сродни многим российским объектам наследия, прошедшим путь от знакового инженерного строения, которое на заре индустриализации обеспечивало потребителей необходимыми ресурсами, до почти руин в наше время. В конце XIX века власти решили заменить Таицкий водовод, уникальное, но морально устаревшее гидротехническое сооружение длиной почти 16 км, на современный водопровод для бытовых нужд населения Царского села, а также устройства комбинированных пожарных и поливных кранов на улицах, которые позволили обезопасить небольшой город, ставший излюбленным дачным местом петербуржцев, от больших пожаров и всепроникающей дорожной пыли.
В 1887 году вблизи Екатерининского парка Александр Фомич Видов, старший дворцовый архитектор Царскосельского дворцового ведомства, построил две башни-близнеца – Орловскую и Певческую – и объединил их в общую систему водоснабжения. Певческая водонапорная башня расположена на перепаде рельефа и обращена на Лицейский (бывший Певческий, названный так потому, что в середине XVIII века здесь жили дворцовые певчие) переулок. Спустя несколько лет она была модернизирована – в ней дополнительно обустроили электростанцию. Паровые приводы насосов, качавших воду в резервуары башни, одновременно приводили в действие электрические генераторы, что в итоге сделало Царское Село первым городом в Европе, улицы которого полностью освещались с помощью электричества. Внутри шестиэтажного сооружения находились технические помещения для складирования угля, инженерного оборудования – паровых котлов, насосов, чугунных труб, а также резервуаров, вмещавших 10 тысяч ведер воды, которая подавалась насосами из Таицкого канала. С 1920 года Певческая башня стала резервной электростанцией, но главной водонапорной башней города оставалась вплоть до 1950-х, когда была перепрофилирована для размещения служб «Водоканала» и различных мастерских.
Архитектура здания – яркая эклектика, тяготеющая к готике и фабричному «кирпичному» стилю. Основной объем башни – восьмигранник 30-метровой высоты, снизу отделанный штукатурным рустом, а сверху облицованный красным кирпичом с декоративными лопатками, тягами, зубчатыми карнизами и сандриками. В процессе ввода нового инженерного оборудования нижний ярус башни расширяли пристройками для машин, котлов и склада угля с типовой для индустриальных построек конца XIX – начала XX веков архитектурой.
Время не пощадило башню. Наибольший урон принесли война и пожар, случившийся уже в мирное время, оставивший после себя только покрытые черной копотью стены. Восстановительные работы начались в 2009 году, когда здание в аренду получил холдинг Gutsait Group. Реконструкция производилась постепенно, во взаимодействии с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, с учетом сохранившихся чертежей и документов, и заняла около 7 лет. В 2014 году был восстановлен внешний исторический облик здания и отремонтированы помещения первого этажа, где открылся ресторан и магазин сувениров, через полгода сдали второй этаж, а работы на верхних уровнях продолжались еще несколько лет.
Сегодня «Певческая башня» объединяет несколько заведений разного формата.
Итальянская пицца выпекается в настоящей дровяной печи
Внизу находится магазин подарков и сувениров и ресторан «Сочи» с классическими русским, европейским и кавказским меню. Этажом выше – ресторан «Одесса» с морской тематикой и живой музыкой.
Залы ресторана «Одесса» оформлены в «морской» тематике и имеют совершенно индивидуальный интерьер – стеклянная крыша, декорирование тканью под «паруса» и дизайнерская мебель
Рядом с ним находится камерный «Караоке-бар». Как обойтись без него, если название у башни – «Певческая»! Конечно, учитывая его предназначение и расположение под жилыми апартаментами, при реконструкции здания большое внимание было уделено шумоизоляции.
На третьем этаже башни расположен зал «Китай»
Памятуя, что Россия – трансконтинентальное государство, раскинувшееся на территории Европы и Азии, линейку ресторанов дополняют еще два зала: «Китай» и «Индия» с аутентичными меню и, что немаловажно, но к сожалению, редко встречается, приглашенными из этих стран шеф-поварами.
Зал «Китай». За деревянным фасадом скрыта небольшая кухня, что необходимо для организации кулинарного мастер-класса
В зале «Китай» даже организуется кулинарное шоу, где можно посмотреть, как готовятся блюда национальной кухни на соответствующем оборудовании – газовые плиты повар заказывал у себя на родине. Поэтому за соблюдение оригинальной рецептуры беспокоиться не стоит. Качеству продуктов также уделяется огромное внимание. Несколько лет назад в Гатчинском районе Gutsait Group основала фермерское хозяйство – кибуц «Гутцайт» – для производства экологически чистой продукции, произведенной по традиционным технологиям, откуда осуществляются поставки в рестораны группы.
Интерьер детского ресторана и комнаты для игр
Для самых маленьких гурманов в «Певческой башне» работает детский ресторан. В нем специальное меню, работают аниматоры, проводятся мастер-классы и праздничные программы, сухой бассейн и развивающие игры, словом сделано всё, чтобы детям было также интересно и приятно, как и их родителям.
Нельзя не упомянуть и курительную комнату, появление которой связано с законодательным запретом курения в ресторанах. За прозаическим названием скрывается уютное клубное помещение, некоторые гости приходят сюда целенаправленно, отдыхают или работают, заказывают напитки и курят сигары, проводя здесь несколько часов.
Перечисляя заведения, расположенные в нижней «общественной» части здания, стоит отметить и оригинальный двухуровневый санузел, внутренняя лестница которого дополнительно соединяет первые два этажа. В его декоре мастерски обыграно индустриальное прошлое здания – дизайнеры разместили здесь на стенах целый лабиринт из водопроводных труб…
Четвертый, пятый и шестой уровни здания занимают апартаменты, по одному на этаже, поэтому приватность обеспечена. Каждый номер может похвастаться высокими потолками, выполнен в уникальном стиле и обставлен антикварной мебелью.
Интерьер гостевого номера «Марьяж». В апартаментах Певческой башни много пространства и света: потолки пять метров, сводчатые окна. В интерьере паркет и антикварная мебель, натуральные материалы и текстиль
Интерьер Vodka-bar
На самом верху работает Vodka-bar с более 300 видами водки в барной карте и другими напитками, из него можно пройти на венчающую здание на высоте 103 метра над уровнем моря смотровую площадку, на которой иногда проводятся джазовые вечера. Это самая высокая точка города, отсюда открываются красоты парадного Царского села, тихого малоэтажного Пушкина и нового, высотного Петербурга.
Интерьер гостевого номера «Делюкс» на шестом этаже
К слову, попасть на верхние этажи можно не только по лестнице, но и на лифте. Драматургия процесса тщательно продумана – во время движения лифта, через выполненную из стекла одну из его стен, можно полюбоваться дизайнерскими интерьерами караоке-бара и апартаментов, так как граничащий с лифтовой шахтой участок стены также сделан из стекла. Впрочем, когда бар и гостевые номера заняты, с их стороны стеклянные витрины закрываются плотными портьерами, обеспечивающими приватность и дополнительную шумоизоляцию.
Интерьер гостевого номера «Люкс» на пятом этаже. Дизайнерской находкой стала установка широкой прозрачной витрины в стене, отделяющей ванную комнату, благодаря этому решению помещение получает дополнительный свет
Оформлением интерьеров занимались дизайнеры Елена Бомаш и Ольга Стебакова, при этом их идейным руководителем и вдохновителем был непосредственно Сергей Гутцайт. Перед собой творческая команда ставила задачу максимально использовать архитектурные особенности здания, не потеряв при этом его уникальный образ. При восстановлении башни инвесторы старались максимально сохранить исходную неоготическую архитектуру и исконные материалы, в ряде случаев подбирали аналоги, внимательно следили за деталями. Поэтому стены везде преимущественно родные, кирпичные или оштукатуренные, тщательно отреставрированные, на лестницах и даже полах – антикварные кирпичи с клеймами известных мануфактур XIX века. В залах – арочные окна и веерная кирпичная кладка, тонкие металлические колонны и белоснежные изразцовые печи на манер усадебных. Но настоящими артефактами служат то здесь, то там возникающие чугунные трубы с мощными вентилями. Некоторые сохраненные в подвале элементы исторических водонапорных коммуникаций можно увидеть в фойе сквозь стеклянный пол.
Некоторые сохраненные в подвале элементы исторических водонапорных коммуникаций можно увидеть в фойе сквозь стеклянный пол
Все здесь сделано с любовью к истории места, перемещаясь по этажам «Певческой башни» можно почувствовать, что она хранит особую атмосферу. Гости могут быть уверены, что получат здесь особенное гастрономическое и эстетическое удовольствие.
ТЕКСТ: Елена РОМАНОВА ФОТО: GUTSAIT GROUP, ЖУРНАЛ «СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ»