Одна крыша, три поколения
Дата публикации: 02.09.2022
843
Архитектурное бюро
noa* разработала проект виллы для семьи трех поколений, переосмыслив культовую типологию A-образных домов, создав сложную последовательность частных и общественных пространств, в которых могут быть учтены потребности всех жителей.
Дома-шалаши, в которых роль стен исполняет простирающаяся до земли крутая скатная крыша, были издавна распространены в юго-восточной Азии. В современную архитектуру одним из первых этот тип постройки внес американский архитектор австрийского происхождения Рудольф Шиндлер, спроектировав в 1934 году дом для отдыха на озере Эрроухед. В то время в США начинался бум на «вторые» дома – недорогие уютные убежища от городской суеты на выходные дни, расположенные в красивых местах у воды или в горах.
В чистом виде каркасные А-образные (A-frame) дома имеют форму равностороннего треугольника. Его вершина образована стропилами, которые соединяются в коньке и крепятся к балкам пола внизу. Кровля накрывает стропила и уходит до самой земли. Поперечины многочисленных «букв А», составляющих дом, образованы горизонтальными балками, предназначенными для стабилизации конструкции, а также служащие основанием пола чердачного помещения.
В дизайне дома Шиндлера были отражены идеи органической архитектуры его бывшего работодателя Фрэнка Ллойда Райта, считавшего, что здания должны находиться в гармонии с окружающей средой. Фасад деревянного дома был полностью стеклянным. Внутри фанерные стены и стропила остались открытыми, а фундамент из камня переходил в пол дома. Двухсветная гостиная занимала всю переднюю часть здания, за ней на двух этажах располагались спальные и вспомогательные помещения.
Через некоторое время стали появляться более сложные конструкции, где отличительной чертой являлись А-образные составные части, например, два дома-шалаша с разным функционалом объединялись террасой. Кому-то это могло напомнить палаточный лагерь, что, впрочем, соответствовало концепции домов «выходного дня».
Значительно более сложный проект с применением А-образных модулей разработан итальянским бюро noa* для дома, строящегося в самом сердце Скалистых гор в Колорадо (США) в окружении заснеженных вершин и обширных сосновых лесов, где часто можно встретить архетипичный американский дом отдыха, так называемый «А-фрейм».
Проектируя виллу, в которой будут проживать три поколения одной семьи, архитекторы переосмыслили культовую типологию и создали сложную последовательность приватных и общественных пространств, в которых учтены потребности всех членов семьи.
В связи с задачей обеспечения комфортного сосуществовании трех поколений в том, что визуально должно было быть единым объемом, внутренняя планировка помещений сочетает общие пространства с независимыми зонами приватности для каждой из семей. Команда дизайнеров решила применить типологию треугольного дома к более сложному взаимодействию объемов, создав многогранное пространство с возрастающим к верхним этажам уровнем конфиденциальности.
«Мы реализовали четкую геометрию и открытость природе, типичные для А-образной формы, но в то же время разместили меньшие, в какой-то степени даже неожиданные, но все же очень удобные пространства внутри большего объема. Это концепция пространства, похожая на принцип матрешки", пояснил руководитель проекта и один из партнеров бюро Андреас Профантер.
В результате получилась треугольная призма длиной 30 м, пересеченная в нескольких местах объемами одинаковой геометрии. Архитектура в своей четкой структуре воспринимается как единое целое и образует полностью независимую частную виллу для старшего поколения и семейную виллу для их детей и внуков.
Входная дверь с восточной стороны дома ведет в холл. Отсюда можно попасть в три пространства: цокольный этаж с парковочными местами и служебными помещениями, частную виллу хозяев и семейную виллу с большой общей гостиной. На первом этаже хозяйской виллы находится гостиная, лестничный холл, кухня с островом и два кабинета с видом на внутренний двор, где установлена площадка для барбекю. Сердцем семейной виллы является большой камин на первом этаже, который служит центром между просторной кухней, расположенной в восточной части дома и обширной гостиной в западной. Парадная двухсветная столовая примыкает к кухне с северной стороны. Связь с окружающим ландшафтом постоянно поддерживается: большие стеклянные фасады открывают постоянно меняющиеся природные картины. Границы между внешним и внутренним размыты по всему зданию, к примеру, в жилой зоне часть скалы интегрирована в интерьер.
На верхнем этаже здания под коньками крыши расположены пять спален. Комнаты имеют открытую планировку. Чтобы малыши могли выкроить для себя пространство, на мансардном этаже созданы игровые площадки. Доступ к ним осуществляется непосредственно из комнат родителей. «По согласованию с клиентами мы спроектировали каждую комнату с максимальной автономией и комфортом», заключает участник проекта архитектор Андреа Даль Негро.
Архитектура и интерьеры, разработанные южно-тирольской дизайн-студией, передают экспрессивную силу и утонченную связь с природой. В проекте соединены интимность и единение, а жители могут оказаться в уникальном симбиозе с окружающим ландшафтом.
ТЕКСТ: АННА САВИНА ИЛЛЮСТРАЦИИ: noa*