Архив / 6-й номер Журнала «Современный дом» за Июль-август, 2016 / Модернистский дом в дюнах - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный дом» Июль-август, 2016 / Модернистский дом в дюнах

Модернистский дом в дюнах

Дата публикации: 20.07.2016
453

Архитектурное бюро SAOTA (Stefan Antoni Olmesdahl Truen Architects) совместно со студией дизайна интерьеров Cécile & Boyd построили и оформили частный загородный дом Beachyhead в курортном городе Плеттенберг-Бей в ЮАР. Расположенная на берегу Индийского океана вилла задумана как органичная часть впечатляющего природного окружения и идеально вписана в сложный береговой ландшафт.

Дома на крутых прибрежных склонах — «конек» южноафриканской архитектурной компании SAOTA, творческий коллектив которой состоит из почти сотни специалистов: архитекторов, инженеров, конструкторов, дизайнеров, на протяжении последних лет построивших значительное количество со­временных знаковых сооружений на юж­ной оконечности ЮАР от Кейптауна до Йоханнесбурга. Но Плеттенберг-Бей — место особенное: близость к диким дюнам, первозданным лесам, нетронутым цивилизацией пляжам и бухтам, где плещутся дельфины, требовала особенно вдумчивого и бережного подхода к выбору архитектурных приемов и декоративных решений. 

Трехэтажный дом с модернистской архитектурой построен на самой верхней точке скалы у границы с природным заповедником; его нижний этаж уходит в горный массив, а верхние нависают над серыми каменными дюнами. Сложный рельеф обыгран как каскадная терраса, которая спускается к берегу, подобно слоеному пирогу, открывая уровень за уровнем новые жилые функции с открытыми патио и террасами. 

Вытянутая по горизонтали форма дома была продиктована конфигурацией каменного плато, завершающего крутой склон. Засаженная мелкими кустарниками-камнеломками плита образует своего рода навес, который обозначил входную группу. С проезжей части вилла выглядит как скромная загородная постройка с прямоугольными жилыми объемами и плоской кровлей, но со стороны ведущего к океану склона она превращается в сложный архитектурный организм, разделенный надвое центральной скульптурной стеной. За счет перепада высот отрезанная от северной части дома южная секция кажется выше и светлее, она обращена на полуостров Робберг и фантастической красоты горную гряду Утениква. Центральный скульптурный объем получил зигзагообразную расщелину, она насквозь прорезает все здание, формируя в кровле пластичный проем, сквозь который свет пронзает все уровни дома. В этот объем встроена парящая на тонких металлических тросах лестница, ступени которой крепятся на центральном косоуре. Устремленную ввысь лестницу акцентирует оригинальная люстра в виде молекулы.

При проектировании дома перед архитекторами была поставлена задача создать современное жилье с открытой планировкой и головокружительными природными видами; следовало впустить пейзаж в дом, сделать его частью интерьерного решения. Именно поэтому  важную роль в архитектурном облике дома играет панорамное остекление — использовать огромные витражи заподлицо с полами и стенами стало возможным благодаря мощному фундаменту и усиленному металлическому каркасу. В ряде помещений стеклянные стены превращаются в раздвижные двери, сквозь которые попадаешь на открытое патио. В одной из спален и вовсе была установлена бесшовная угловая стеклянная конструкция. Защищающее от ветра, дождя и холода ограждение не отвлекает от созерцания природного пейзажа, единого и непрерывного.

Структура здания образована тремя уровнями: верхний этаж занимают спальни,  средний — входная группа, общая гостевая зона с кухней, столовой и каминной, нижний — зона отдыха с выходом на огромное патио с бассейном, спальней хозяев, летней кухней и собственным спуском к океану. Характерная деталь архитектуры здания — открытая веранда, проходящая вдоль гостевой части, с вынесенной на фасад каменной лестницей с прозрачным ограждением, которая связывает два нижних уровня здания. Центральный элемент открытой конструкции второго этажа — выдающаяся к океану галерея-палуба с закругленным «островом»; здесь так приятно наслаждаться видами прибоя и наблюдать за происходящим в океане.

Яркий модернистский облик вилле придают отделочные материалы, они же подчеркивают многоуровневость постройки. Оформляя фасады, архитекторы в единой композиции смело совместили различные по фактуре и смысловой нагрузке дерево и бетон, брутальный местный камень и стекло. Интересное решение найдено в дизайне верхнего этажа: стеклянные элементы фасада дополнены вертикальными деревянными панелями; расположенные под углом к стеклянным плоскостям они напоминают масштабные жалюзи. В интерьерах использование подобных деревянных конструкций (помимо задачи инсоляции помещения) позволяет создать интересную игру света и тени на стенах и полах.

Внутреннее пространство виллы организовано вокруг невесомой лестницы на металлических тросах. На втором этаже с одной стороны от нее находится открытая гостиная со столовой и кухней, а с другой телевизионная комната, отделенная от лестницы стеллажами библиотеки, имеющими ячеистую структуру. Таким образом достигается необходимое зонирование огромного единого помещения. На нижнем этаже с нее можно выйти в центр обширной зоны отдыха. На приватном верхнем этаже биоморфная пластика лестничного холла, который венчает модернистский световой фонарь, акцентирована перилами, облицованными белым искусственным камнем. Непрерывная текучесть линий, округлость форм здесь ассоциируется с природным началом. Элементы урбанистической стилистики вносят закрепленные по диагонали металлические тросы, они придают конструкции жесткость, создают динамику, зрительно увеличивают высоту.

С пластичной тектоникой потолка гостиной рифмуются природные отделочные материалы: пол выложен широкой массивной доской из светлого, будто ничем не обработанного дерева. Стены и потолок покрыты декоративными штукатурками с единообразной фактурой шершавого на ощупь камня. Входная группа акцентирована ступенчатой композицией из необработанных буро-серых булыжников, она напоминает грот. Столешница массивного кухонного острова сделана из толстого мраморного слэба. Отметим необычные журнальные столы, выполненные из стволов многовековых деревьев. Чрезвычайно эффектно в таком окружении выглядит эклектичный камин в виде черной подковы, центральная часть которого (на уровне открытого очага) выложена сине-зеленым пиленым сланцем. 

По другую сторону от лестницы и сквозного книжного стеллажа на небольшом подиуме расположена зона отдыха, которая с улицы продолжается полукруглой смотровой палубой. Основным материалом ее декора является необработанный камень; им облицована фронтальная стена, боковая решена на контрасте: обшита гипсокартоном и окрашена в белый цвет.

Преобладание дерева, камня, стекла и бетона в отделке сочетается с оригинальной мебелью, большая часть из которой была изготовлена на заказ дизайнерами студии Cécile & Boyd. В ее числе и кухонный гарнитур с натуральными деревянными фасадами, и журнальные столы из поперечных спилов старого дерева, и обтекаемых форм ультрасовременные пластиковые стулья и табуреты.

В оформлении приватных помещений авторы руководствовались теми же принципами, что и при дизайне основного пространства, совмещая красоту природных материалов с современным уровнем комфорта. Чтобы зони-ровать помещения и в то же время не перекрывать естественный свет и вид из окон, они использовали оригинальные деревянные перегородки и стекло. Ими обозначены включенные в жилые помещения ванные комнаты — ведь так приятно, принимая ароматную ванну, наблюдать заход солнца над океаном. Цветовая гамма дома максимально приближена к природе: оттенки земли, камней, песка определили его мягкую приглушенную бежево-коричневую палитру.

Открытые участки — террасы и патио — оформлены палубной доской (она прекрасно сочетается с брутальным серым камнем фасада), обставлены мебелью для релакса из ротанга, белыми льняными диванами, шезлонгами, мобильными беседками с белыми тканевыми полотнами, которые защищают от солнца. Теми предметами, которые ассоциируются с отдыхом и создают атмосферу безмятежности и покоя в стране бескрайних дюн.

Анастасия Дмитриева

Архитектура: ведущий проекта Филипп Фуше, команда проекта — Стефан Антонии, Грэг Труэн, Миас Клаассенс (Phillippe Fouché, Stefan Antoni, Greg Truen, Mias Claassens), бюро SAOTA

Интерьеры: студия Cécile & Boyd

Фото: Адам Летч (Adam Letch)

 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры