Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Почти сто лет назад, в 1920 году Казимир Малевич выпустил книгу о супрематизме. Расположенные попарно на двойном складном листе 34 рисунка стали манифестом нового художественного языка. Эти эскизы меняли существующее представление о художественности, о классической гармонии, ознаменовали конец традиционных форм, указав на необходимость развития искусства и архитектуры, где средства выразительности — цвет, свет, форма, линия — становятся самодостаточными элементами нового языка, где простые формы — квадрат, круг, прямоугольник — и их сочетания создают асимметричные, но вместе с этим уравновешенные композиции, где яркий открытый колорит выражает определенные эмоциональные состояния. Такой этюд, но только развернутый в трехмерном пространстве, в дизайне интерьера загородного дома площадью 680 кв. м, построенном в республике Беларусь, недалеко от Минска, создал архитектурный тандем Анны и Станислава Макеевых.
Первоначально «супрематия» в переводе с польского, родного языка Малевича, означало «превосходство», «главенство» и фиксировало доминирование цвета над всеми остальными выразительными элементами. Так и в дизайне интерьера загородного дома важной составляющей, подчеркивающей архитектонику пространства и каждого конкретного элемента меблировки стала именно колористика. Три цвета — белый, черный, красный и их оттенки определили цветовую палитру интерьерного полотна. Красный и черный использованы в качестве акцентного, а большие плоскости белого, как в картинах Казимира Малевича, подчеркнуты линеарностью конструктивных элементов — лестничных маршей, оконных проемов, дверей, лаконичными формами мебели и простотой декора.
«Вне зависимости от типа проекта — частный это дом или общественное заведение — интересно работать с разными средствами выразительности, — рассказывают авторы проекта Анна и Станислав Макеевы. — Нам нравится придумывать неожиданную композицию, нестандартное объемно-планировочное решение со сложной или простой тектоникой, работать с изменением масштаба и играть с пропорциями, ломать или подчеркивать ритм, выстраивать пластику объемов, подчеркивать фактуру и цвет материалов. В частной архитектуре взаимосвязь функционального, технического и эстетического начал должна быть, по нашему мнению, особенно четко выражена».
Общая архитектурная концепция загородного дома определила дизайн интерьера, соединив природный контекст и жилую среду посредством обширного остекления. Большие светопрозрачные конструкции позволили сделать пейзаж частью минималистского интерьера, что внесло дополнительное колористическое разнообразие в монохромный дизайн. «Значительная площадь остекления, с одной стороны, позволяет облегчить архитектурный объем коттеджа, с другой — создает интересную световую среду в доме, — рассказывают архитекторы. — Освещение сильно влияет на восприятие пространства, и большие окна позволяют максимально использовать естественный источник света, который, так же как и пейзаж, меняется в зависимости от времени года и суток. Вечерний закат или рассвет зимой и летом, в марте или мае совершенно разный и имеет свои оттенки. Кроме этого, объем пространства и его эмоциональное выражение меняется в зависимости от особенностей светодизайна. Например, если источники света установлены высоко или светильники имеют большие по размеру плафоны, длинные штанги, крупные основания, то помещения кажутся просторнее, четче выражены пластические характеристики пространства. Самое важное в работе с масштабом — помнить правило: его увеличение ведет к уменьшению количества деталей и их укрупнению». Окна имеют солнцезащитное покрытие без дополнительной тонировки и прозрачны на 100 %. Они декорированы римскими шторами, которые регулируются по высоте, не закрывая при этом вид на участок. В столовой дополнительно висит портьера из ткани Andrew Martin, позволяющая подчеркнуть атмосферу уюта и усилить декоративный эффект.
Коттедж, предназначенный для семьи с двумя детьми, имеет соответствующую планировку, деление на салонную и приватную части. На первом этаже размещены гостиная, объединенная с кухней и столовой, гостевой санузел, кабинет, прихожая, бассейн, сауна, гараж, на втором — спальня, гардеробная, ванная и прачечная, две детские и детская ванная комната. Причем салонная часть имеет два бассейна, один из которых крытый, другой — уличный.
«В основе концепции дизайна, — рассказывает Станислав Макеев, — стилистика органического минимализма, согласно которой декоративных деталей минимум и все они обладают природными формами. Причем любой эстетически проработанный элемент имеет одновременно и четкую функциональную нагрузку. Например, сложная ограждающая конструкция, созданная по авторским эскизам, многофункциональна: со второго этажа она переходит в лестничные перила, затем трансформируется в скамью в гостиной, на которой можно не только сидеть, но и лежать. Тематика природных форм повторяется. Плафон центрального светильника в гостиной имеет вытянутую сферическую форму, подчеркивающую пластичную графику лестничного пролета».
Камину уделено особое внимание. «Мы считаем, — делится Анна Макеева, — что для загородного дома идеален камин с открытой топкой. Выбор такого типа домашнего очага принципиален, поскольку приятно его растопить, а затем наблюдать за игрой языков пламени, слышать треск березовых дров. Ведь эти простые и одновременно символические действия позволяют создать особенную уютную атмосферу в доме». Каминная полка и подоконники выведены в один уровень. Портал камина украшен росписью, созданной минским художником Александром Домановым.
Большая перегородка с выраженной ячеистой структурой, которая зонирует кухню и гостиную, выполнена по эскизу архитекторов и изготовлена минским скульптором Дмитрием Врублевским. Авторы проекта приписывают ей несколько функций. «Перегородка, — замечает Анна Макеева, — кроме деления пространства на несколько частей и зонирования, может восприниматься как арт-объект благодаря сложности своей формы и уникальности. В тандем к ней для меблировки объединенной зоны гостиной-кухни-столовой выбраны кресло и стулья итальянской фабрики Matteograssi, сиденья которых сделаны из тонких кожаных лент».
Спальня имеет значительную высоту потолков, что, с одной стороны, большой плюс, который позволяет оформить помещение в оригинальном ключе, а с другой — это минус, поскольку создать уютное гнездо в вытянутом по вертикали помещении не так просто. Следовало использовать разные способы визуального уменьшения помещения и гармонизации пространства. Задача была решена за счет отделки одной из стен обоями английской фабрики Andrew Martin яркого вишневого цвета, введения в дизайн интерьера предметов гипермасштаба (ростовое зеркало, крупные плафоны люстры и торшеров, внушительная корпусная мебель). Спальня меблирована кроватью с большим прямоугольным изголовьем и комодом с глянцевыми фасадами французской компании Ligne Roset. Лаконичность и простота дизайна мебели контрастирует с оригинальными формами полусферической потолочной люстры. Тонкие стеклянные капли плафона смягчают графику линий.
«В минимализме особенно важна тактильная составляющая проекта, так как количество деталей невелико и каждой из них придается особая значимость. Особенно важен контраст материалов и фактур — глянцевых поверхностей с матовыми, холодных с теплыми. Поэтому в интерьер, — рассказывают авторы проекта, — мы ввели дерево, которое использовано в облицовке лестницы, кухонной мебели, дверей. Также применены и необычные ткани. Например, декоративное покрывало в спальне сшито из трендового материала французской компании Hermès. Ткань двуслойная: нижняя часть из шерсти, а верхняя из натурального шелка».
К спальне примыкает ванная комната. Отправной точкой оформления этого помещения стало наличие окна и прекрасный пейзаж. Расположение оконного проема определило и местонахождение ванны, созданной Филиппом Старком для международного концерна Duravit. «При комплектации любого проекта, — замечают авторы архитекторы, — мы стараемся использовать разные дизайнерские вещи. У нас есть любимые мэтры — это Филипп Старк и дизайнер номер один прошлого столетия Пьер Полен».
В цоколе находится развлекательная зона, которая объединила домашний кинотеатр и бильярдную. Демаркационной линией стала барная стойка, созданная из полимербетона. Этот пластичный материал позволил создать оригинальную бионическую форму с плавным скруглением основания.
«Работа над проектом загородного дома от момента получения технического задания до декорирования заняла два года, — рассказывают архитекторы. — Следование главным принципам: функциональность плюс простота позволило получить отличный результат нам и прекрасный загородный дом — заказчикам!»
Елена Смирнова
Авторы проекта Анна и Станислав Макеевы
Фото: Дмитрий Калашников