Архив / 1-й номер Журнала «Современный дом » за Январь-февраль, 2016 / Приоратский дворец - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный дом » Январь-февраль, 2016 / Приоратский дворец

Приоратский дворец

Дата публикации: 24.12.2015
555

В пригороде Санкт-Петербурга, бывшей резиденции российских императоров Гатчине на берегу Черного озера стоит небольшой дворец, который называют Приоратским. Несмотря на то, что срок его службы был рассчитан всего на двадцать лет, история отсчитывает уже третий век его существования. Приоратский дворец настолько удивителен, что вполне заслуживает занесения в Книгу рекордов Гиннесса. В этом здании необычно все: название, архитектурный облик, материал и техника строительства, а также легенды, с ним связанные. Романтическая страница в истории России связана с рыцарями Ордена Иерусалимского, Родосского и Мальтийского Святого Иоанна. В 1999 году исполнилось 900 лет самому Ордену, ныне насчитывающему почти 12 тысяч кавалеров, и 200 лет со времени избрания императора Павла I Великим магистром.

На рубеже веков, меж двух озер, в необычной для России технике землебита было воздвигнуто это здание в Гатчине, в 40 км от Петербурга. Приорат, Приоратский дворец, Земляной дом. Дворец или аббатство? Приют рыцарей? Романтическая игрушка императора? Название «Приорат» указывает на связь зда­ния с Орденом мальтийских рыцарей-иоаннитов, но не раскрывает загадку,  для чего именно был сооружен Приорат. Нехарактерный для петербургских пригородов облик средневекового замка притягивает взгляд и провоцирует на сочинение легенд. Между тем, история этого здания не нуждается в приукрашивании.

Авторство принадлежит архитектору Николаю Львову, человеку энци­клопедических знаний и разнообразных интересов. Создание проекта При­ората относится к 1797 году. Выбор места император Павел доверил самому архитектору. Львову пришлось при­ложить немало усилий, чтобы убедить управляющего Гатчиной обер-прокурора Обольянинова, который первоначально предоставил для постройки другое место, болотистое. Решающим стало экономическое обоснование того, что укрепление топкой местности для постройки фундамента обошлось бы казне в значительную сумму. По замыслу архитектора здание Приората появилось в уединенном месте, в низине между Черным и Глухим озерами. Дворец замыкает перспективу Чер­ного озера и уже третье столетие привлекает взоры проезжающих по центральной улице Гатчины.Комплекс расположен на насыпной террасе и состоит из разнообъемных помещений: основного здания, кухни, двух караулок. От парка дворец отделен землебитной стеной с расположенными в ней караулками, со стороны озера устроен парапет.

Уединенное расположение, прин­цип объединения разных архитектурных объемов вокруг замкнутого внутреннего дворика-клуатра, стрельчатые окна и высокие шпили, а также навершия-пинакли — все эти детали подчеркивают сходство со средневековым монастырем или небольшим замком. Принцип симметрии игнориро­ван, а точнее, сознательно нарушен. Нет одноразмерных помещений. Нет оди­наковых уклонов кровель. Однако в отличие от средневековых монастырей, где подобное разнообразие возникало часто стихийно в течение длительного времени, здесь композиция тщательно продумана автором и во-площена по единому плану с крайней деликатностью. Львов применил и детали современного ему стиля классицизма: дорическая колонна у запасного входа (первоначально земляная), кессонированные потолки, руст на караульных помещениях и углах опорной стены. 

Оригинальная архитектурная идея имеет не менее интересное техническое воплощение. Применение землебитной техники строительства поставило перед Львовым целый ряд серьезных инженерных задач. Прежде всего это близость воды, казалось бы, несовместимая с землебитом. Для лучшей гидроизоляции Львов насыпает под будущее сооружение торфяную подушку, а не крупнозернистый песок. Сторона, обращенная к Черному озеру, укрепляется опорной двойной стеной из пудостского камня, что препятствует сползанию здания. Этот материал — известняк местного происхождения, один из видов травертина, добывается недалеко от Гатчины, в местечке Пудость. Камень очень мягкий, легко режется пилой или ножом, затем на воздухе приобретает прочность, сравнимую с кирпичом. Между каменными стенками засыпаны бут и известь. Нижняя часть фундамента, состоящая из свай и бревен-лежней, должна обязательно оставаться под водой. Подпорная стена, выходящая из озера, переходит в цокольную часть и огибает весь дворец. В стене предусмотрен выход к озеру на пристань. 

Верхняя часть фундамента, как и опорная стена, выполнена из пудостского камня. Для предохранения стен от влаги по фундаменту идет каменный цоколь в 50 см, сверху расположен слой глины, смешанной с соломой, который служит отличной гидроизоляцией. Предусмотрена и система дренирования, предохраняющая подвалы от затопления.

Ограда, стены дворца, кухня, караулки изготовлены из прессованной земли (землебит). Работы по сооружению землебитных стен следовало провести в сжатые сроки: до дождей и заморозков. Для их выполнения из Моск­вы приехали сорок рабочих с приставом и мастером. Основное строитель-ство началось летом 1798 года, а уже 12 сентября здание было закончено вчерне и подведено под крышу.

Основной строительный материал — земляной грунт, почти бесплатный, но должен быть тщательно выбран. Необходимо, чтобы земля была плотной, глинистой, жирной, не слишком песчаной; сжатая в горсти комком, она не должна рассыпаться в разжатой ладони. При копании в ней ям земля должна держать вертикальную стенку, а на лопате оставаться в крупных кусках, которые не рассыпаются в мелкие комья, если их бросить на землю.

Пригодная  земля нашлась недалеко от Черного озера. Стены главного здания строились методом набивки в опалубку. Землю выкладывали слоем 9–13 см и уколачивали трамбовкой, при этом толщина уменьшалась примерно в два раза. Когда трамбовки отскакивали от массы как от упругого дерева и удары по массе вызывали не глухой, а резкий звук, трамбование считалось законченным, и можно было насыпать следующий слой. После уплотнения земля пропитывалась известковым раствором. Там, где лежат балки перекрытий, строители применили земляные кирпичи, изготовленные по тому же принципу, но в разборных или цельных формах. 

Заготовка такого кирпича велась в дождливую погоду, когда работы по набивке стен были невозмож-ны. Известно, что при строительстве использовали 11 790 земляных кирпи­чей.  

Ограда и караульные будки изготовлены из грунтоблоков. Формы для их изготовления состояли из досок, соединенных поперечными брусьями. По окончании набивки поперечные бруски выколачивались, а в стене оставлялись отверстия для лучшей просушки, впоследствии отверстия заделывались земляной массой. Стены, как внутренние, так и наружные, утоньчаются кверху для лучшей устойчивости, что, по-видимому, связано с некоторой неуверенностью архитектора в устойчивости здания. Все-таки это был его первый опыт строительства двухэтажного дворца в такой технике. Есть и внутренняя стена из обычного кирпича, к которой пристроены печи, есть кирпичный пояс между первым и вторым этажом, кирпич использован и для декоративного пояска по фасаду.

Композиционный центр комплекса — островерхая башня из парицкого камня, который тоже добывается в Гатчинском районе. Башня восьмигранная, завершенная конической крышей, шаром и флюгером. В восьмигранный объем высотой 17 м вписана винтовая лестница из 88 каменных ступеней. Через башню можно выйти на балкон полюбоваться Черным озером.

Перекрыть помещения большой площади с опорой на землебитные стены также было нетривиальной задачей. Львов применил облегченный кессонный потолок. Каждый кессон заполнен резной розеткой с шаром. Детали, расположенные в полях рам и на пересечении — розетки, шашки, подвески, золотились. Дощато-кессонная конструкция позволила перекрыть большие помещения и при этом уменьшить нагрузку на стены и улучшить акустику. Об убранстве внутренних помещений дворца известно не много. Стены были покрыты штукатуркой, по которой, по некоторым сведениям, была выполнена фресковая роспись. Двери белые и под дуб, дощатые полы, покрытые «светлой охрой на масле».  Для отопления в здании сложены печи, в XVIII веке в Приорате было 12 печей, в их отделке использовались изразцы. На первом этаже расположены восемь помещений разной площади, на втором пять. Высота комнат нижнего этажа 3,78 м, второго — 2,5 м. Окна второго этажа остеклены от пола, через них открывается захватывающий вид на Черное озеро. Самый большой зал называется «Капелла». 

Не совсем понятно происхождение названия, вероятно, оно появилось в XIX веке, когда дворец использовался для проживания придворных певчих. И надо сказать, оно вполне подходит залу: шестиугольная форма, простор, кессонный потолок, великолепная акустика. Основным украшением являются шесть высоких стрельчатых окон. Мебель во дворец подбирал сам архитектор из имеющейся в большом дворце. 

23 августа 1799 года Приорат был пожалован Ордену святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден). Сегодня в здании размещена экспозиция, посвященная Мальтийскому ордену и взаимоотношениям его с Российской империей на рубеже XVIII и XIX веков, когда император Павел I был Протектором, а позже Великим магистром.

На сегодняшний день Приорат является единственным монументальным зданием из земли. Для архитектора Николая Львова этот опыт был способом доказать прочность, экономичность и огнестойкость землебитного способа строительства. Он видел в нем огромные перспективы для масш­табного сельского строительства и сохранения лесов. В 1797 году архитектором была основана школа землебитного зодчества: 60 учеников из 25 российских губерний обучались строитель­ству из земли хозяйственных и жилых построек. Львовым были подготовлены типовые чертежи зданий разного назначения, изданные в 1801 году в «Альбоме землебитных строений». Хотя Приорат доказал свою долговечность, задуманного зодчим переворота в сельском строительстве не произо-шло, землебитная технология не получила широкого распространения, но идея не затерялась бесследно в веках. Попытки применить землю в качестве строительного материала предпринимаются и в наше время. Возможно, Приорат еще вдохновит талантливых будущих архитекторов на новый строительный опыт.

Т.?Ф. Паршкова, зав. отделом «Приоратский дворец» в 2001–2011 гг., автор книги «Приоратский дворец». СПб, 2015

О.?В. Писарева, зав. отделом «Приоратский дворец», ГМЗ «Гатчина»

Фото: Сергей Унру, Галина Пунтусова, Дмитрий Ромашков

 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры