Архив / 6-й номер Журнала «Современный дом» за Июль-август, 2016 / Усадьба Лопухиных - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный дом» Июль-август, 2016 / Усадьба Лопухиных

Усадьба Лопухиных

Дата публикации: 20.07.2016
460

В Москве сохранилось множество архитектурных дос­­топримечательностей прошлых веков. «Златоглавая Москва с ее храмами и белокаменными палатами, с ее святынею и благолепием», — писал в XIX веке Иван Лажечников. Именно этот образ желает отыскать и созерцать в современной российской столице посетивший ее просвещенный турист. И каждая из древних архитектурных жемчужин, кои на вес золота, имеет многослойное обрамление исторически значимых событий.

В непосредственной близости от Московского Кремля, в границах со­временного комплекса туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» располагается памятник истории и культуры XVII–XIX веков усадьба Лопухиных. Она возникла на территории одного из старейших урочищ Белого города Чертолья в период его активной застройки. Ее летопись связана с выдающимися персонами отечественной истории, многократно пе­рестраивалась и подновлялась и ныне соседствует с усадебными ансамблями князей Голицыных и Вяземских-Долгоруких. Последней страницей сво­ей биографии усадьба связана с семьей Рерихов — с 1989 года здесь находится Международный центр Рерихов и его общественный музей имени Николая Рериха.

Первые белокаменные палаты усадьбы в 1689 году построил Федор Лопухин, отец жены Петра I Евдокии Федоровны. Царь даровал тестю землю, на которой было возведено большое трехэтажное каменное здание, включающее в себя два жилых этажа и глубокие белокаменные подвалы (подклет). Одним из самых выразитель­ных и красивых элементов архитектуры западного фасада палат, насыщенного элементами декора XVII века, было двухъярусное Красное крыльцо, ведущее на второй парадный этаж. Кроме главного дома, в комплекс входил целый ряд служебных и хозяй­ственных построек, среди них одноэтажный каменный флигель.

После казни в декабре 1718 года Авраама Лопухина (брата Евдокии Лопухиной), осужденного по розыскному делу царевича Алексея, усадьба была конфискована в казну и использо­валась для содержания пленных шведских офицеров и генералов, среди которых были генерал-фельдмаршал Рейншильд и первый министр Карла XII граф Пипер, отмеченные особым к ним расположением Петра Великого после Полтавской битвы. Затем усадьба была передана Петром I голландскому коммерсанту Ивану Тамесу, разместившему здесь одну из своих полотняных фабрик, по поводу которой иностранец, камер-юнкер Берхгольц, бывший в то время в Москве, писал в своем дневнике, что «никак не ожидал, чтобы хо­зяин фабрики мог устроить здесь такое цветущее заведение и привести его в столь цветущее состояние. Оно имеет 150 ткацких станков, за которыми работают почти исключительно одни русские, и производят все, чего только можно требовать от полотняной фабрики».

В 1728 году по указу Петра II усадьба была возвращена наследникам Авраама Лопухина. Именно при них начинается первая значительная перестройка палат. Через несколько десятилетий владение Лопухиными было продано. 

70-е годы XVIII века внесли весьма яркую страницу в биографию усадьбы Лопухиных. В течение года (1774–1775 гг.) палаты входили в состав Пречистенского дворца, который был сооружен на Волхонке для размещения Екатерины II на время празднования победного для России Кючук-Кайнарджийского мира, заключенного с Турцией в ходе первой Русско-турецкой войны. Возведение дворца было поручено архитектору Матвею Казакову. Он объединил три частных владения — дом Михаила Голицына, купленную императрицей усадьбу Василия Долгорукова и бывшую усадь­бу Лопухиных — деревянным корпусом, вместившим в себя двухсветный тронный зал и другие помещения. Усадьба Лопухиных, связанная переходами с другими частями дворца, предназначалась для размещения свет­лейшего князя Потёмкина-Таврического. В это время главный дом усадьбы Лопухиных активно перестраивается в классическом стиле (в дальнейшем он переделывался в приемах зрелого классицизма XIX века). Планировочным изменениям подверглась и территория. 

Весь 1775 год, за исключением летних месяцев, императрица провела в Москве и жила в Пречистенском дворце. После отъезда Екатерины II в Петербург праздничные постройки были вновь реконструированы. В течение двенадцати последующих лет бывшая усадьба Лопухиных оставалась в собственности матери Григория Потёмкина, а фактически ее сына. 

В 1802 году усадьба уже принадлежала действительной тайной советнице графине Варваре Протасовой, вдове Александра Протасова — воспитателя великого князя и будущего императора Александра I. В это время к восточному фасаду главного дома был пристро­ен портик с колоннами коринфского ордера, украшенный на фронтоне фамильным гербом Протасовых, владевших усадьбой около пятидесяти лет.

В последующие годы, вплоть до нача­ла XX столетия, усадьба переходила из рук в руки, пополняя исторические страницы различными личностями, в том числе и выдающимися. Существует предположение, что дом посещали Александр Пушкин и Николай Гоголь.

После 1917 года здания усадьбы использовались под жилые и административные нужды. В 1920-х годах в палатах располагался филиал музея Маркса и Энгельса, затем жилые квартиры, а с 1965 года сюда вселился один из трестов Министерства тяжелого машиностроения СССР.

Сегодня, входя на территорию усадьбы Лопухиных, мы восхищаемся ее великолепием и ощущаем дыхание исторической достоверности. Но это сегодня. А во второй половине XX века белокаменные палаты год за годом рассыпались, преступное небрежение подвело все постройки к ужасающему разрушению, и этот уникальный памятник культуры мог бы кануть в небытие. 

В 1989 году Святослав Рерих, сын великого русского художника Николая Рериха, выступил с инициативой создания в Москве общественного музея имени Н. К. Рериха, чтобы передать на родину художественное, философское и научное наследие семьи. Руководством страны ему была предоставлена возможность самому выбрать здание для размещения музея. Выбор пал на усадьбу Лопухиных, несмотря на то, что состояние помещений было критическим, они нуждались в целом ряде срочных ремонтно-реставрационных работ. 

Главный дом и флигель  находились в крайне аварийном состоянии, историческая ограда была разобрана. Приходящих на территорию усадьбы встречали развалины пилонов отсут­ствующих ворот и унылый железобетонный строительный забор. Двор перерезали глубокие траншеи для прокладки городских коммуникаций. Строительные вагончики дополняли безрадостную картину и казались вечными.

Осевшие местами фундаменты главного дома проявились трещинами на несущих стенах. Северный ризалит, «оторвавшийся» от здания еще в XVIII веке, продолжал проседать. Лицевой и дворовый фасады во всю их высоту прорезали сквозные трещины. Кирпичная кладка во многих местах расслоилась и грозила обрушением. В белокаменных подвалах из стен сочилась вода. Прогнившие деревянные конструкции кровли и перекрытия второго этажа требовали незамедлительной реставрации. Столярное заполнение окон и дверей, а также многие архитектурные детали отсутствовали в результате небрежного отношения и многочисленных перестроек, исказивших дом с уникальной историей. 

Несмотря на это, выбор был сделан. По сути, он стал первым шагом по спасению архитектурного памятника. Следующим этапом были действия доверенного лица Рериха Людмилы Шапошниковой. Возглавив музей, она организовала  коллектив специалистов, которые провели на высоком со­временном техническом уровне комплексные научные полномасштабные реставрационные работы строений. 

И все это было сделано исключительно за счет благотворителей, без всякой государственной поддержки. Основную тяжесть затрат взял на себя председатель правления «Мастер-Банка» Борис Булочник.

Прежде всего были усилены фундаменты главного дома и флигеля, и просадка стен зданий приостановилась. Одновременно было завершено полное укрепление всех несущих стен. В 1995–1997 годах проведена полная реставрация фасадов главного дома в соответствии с архивными чертежами.

Летом 1997 года усадьба вновь обрела свою ограду,  в течение ряда лет были завершены работы по реконст­рукции и замене всех наружных инженерных коммуникаций на ее территории. К открытию новой экспозиции музея 9 октября 1997 года строители закончили реставрацию восьми залов второго этажа и помещения парадной дубовой лестницы, воссозданной заново, так как несущие конструкции старой лестницы, некогда построенной для Екатерины II самим Казаковым, прогнили. В октябре 1999-го была полностью восстановлена историческая анфиладная планировка второго этажа, сложившаяся в 70-е годы XVIII века. В интерьерах воссозданы печи, некоторые из них используются для вентиляции залов, дубовые паркетные полы, мраморный, со вставками из лазурита камин с зеркалом. А в Мемориальном зале — колонны из искусственного мрамора и парадное зеркало в позолоченной раме, отреставрирован на оконных и дверных откосах уникальный итальянский искусственный мрамор XVIII века, Мемориальный и Каминный залы украсили прекрасные хрустальные люстры, выполненные по образцам XVIII века.

Полностью отреставрирована сохранившаяся часть флигеля с расширением подвального этажа и устрой­ством мансардного этажа. Выполнен комплекс работ по инженерному оборудованию музея, депозитария и архивных хранилищ, включающий устройство систем кондиционирования, вентиляции, газового пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации.

Значимым этапом в реставрации усадьбы Лопухиных явилось воссоздание Красного парадного крыльца (XVII в.) главного дома. Его торжественное открытие состоялось 3 сентября 2006 года в рамках программы Правительства Москвы.

Специалисты отмечают высокое качество проводимых реставрационных ра­бот на территории усадьбы Лопухиных, что является следствием научного подхода, проведения многочисленных исследований и чрезвычайно бережного отношения к памятнику. Помощь строителям и реставраторам оказывалась со стороны многочисленных друзей общественного Музея имени Николая Рериха из Москвы и других городов и регионов России, а также из других стран. Благодаря всем этим усилиям он занял достойное место в многообразной культурной жизни России. 

Вот, казалось бы, победила красота и добрая воля, забота и мудрая хозяйственность, Музей имени Николая Рериха уже более четверти века успешно работает и развивается, умножая славу российской культуры. Но в последние годы МЦР с его великолепным музеем, со спасенной усадьбой Лопухиных вызывает имущественный интерес со стороны ближайшего соседа — ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музея Востока и министерства культуры РФ. Многие хотели бы получить великолепные апартаменты для своего пользования. Однако притязания на обладание ухоженным зданием и художественными ценностями пока остаются открытым вопросом.

Сегодня общественный Музей имени Николая Рериха продолжает свою деятельность. Великолепная жем­чужина архитектурного искусства  усадьба Лопухиных находится в руках тех, кто доказал на деле бережность, заботу, понимание ценности прекрасного для настоящего и будущего.

Татьяна Чечина

Фотографии предоставлены Международным центром Рерихов

 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры