Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Ольга СОКОЛОВА
Автор проекта архитектор Аида Нураева
(архитектурно-строительная компания «Строй-интерьер»)
Фото: Денис Россиков
Работу дизайнера часто сравнивают с творчеством художника. Даже терминология в их профессиях похожа — стиль, композиция, колорит. Но если живописца мы ценим за неповторимость манеры письма, за индивидуальность подачи цвета, за авторское видение сюжета, то в работе дизайнера интерьера более всего важна способность не повторяться, умение оригинального построения композиции в абсолютно разных стилевых концепциях.
Владельцы этой квартиры еще до ее покупки начали строить загородный дом и для оформления интерьера пригласили архитектора Аиду Нураеву. Заказчикам понравились ее предыдущие проекты в классике, с размахом и шиком трактованной в американской манере. И нечто похожее они планировали реализовать у себя в доме. Но пока велось строительство, представилась выгодная возможность сменить городскую квартиру на более просторную и удобную во всех отношениях. Тут снова потребовалась помощь дизайнера. Конечно же, было бы логичнее всего обратиться к уже знакомому человеку, успешно реализовавшему хозяйские планы в отношении загородного дома. Но некоторые сомнения все же возникали — заказчики не хотели повторения классического декора в городской квартире. Поэтому разговор с Аидой начался с прямого вопроса: сможет ли она создать принципиально иной по стилю интерьер? Ответом на заданный вопрос стал эскизный проект, который в итоге был реализован без каких-либо изменений, с сохранением всех предложенных элементов декора и цветовой гаммы.
Квартира общей площадью сто пятьдесят квадратных метров имела вытянутый в длину план, который и определил ее деление на две части — парадную и приватную — с абсолютной их изоляцией друг от друга. Все мокрые зоны архитектор привязала
к стоякам, но при этом увеличила их площадь за счет находящихся по соседству проходных помещений. В результате две коридорные системы, объединенные прихожей в единое пространство, получились достаточно функциональными. Первая ведет в парадную часть. Здесь вдоль левой стены архитектор предложила встроить довольно вместительный шкаф для верхней одежды, а вслед за ним организовать гостевой санузел. Вторая представляет собой небольшой холл, которому автор проекта придала полукруглую форму. Он объединяет в себе не только хозяйские и гостевые апартаменты, но и просторную прачечную, которую дополнительно можно использовать в качестве кладовой. Как видим, в планировке архитектор стремилась не только к созданию эффектных пространств (хозяйская спальня имеет прекрасную инсоляцию благодаря двум окнам, кабинет устроен так, что помимо отлично освещенной рабочей части располагает зоной отдыха с удобным выходом на балкон), но и старалась обеспечить максимальный бытовой комфорт.
Парадная часть в плане напоминает букву «г», по длинной и короткой сторонам которой находятся гостиная и кухня, а в вершине — полукруглый эркер. Последний не только визуально объединяет предыдущие зоны, но и благодаря своей эффектной форме становится центром всей парадной части. Эркер сам по себе является достаточно ярким элементом пространственного построения, но здесь он еще имеет необычную высоту в пять с половиной метров, образуя с основным уровнем потолков в квартире перепад более чем в два метра. В результате создается впечатление присутствия второго света. Конечно же, было бы абсурдно не воспользоваться столь щедрым планировочным «подарком». Хотя большинство соседей не поняли идею застройщика и поспешили превратить эркер в изолированное помещение.
Автор проекта предложила не только сохранить эркерное пространство максимально открытым, но и подчеркнуть эффект ложного второго света ярким, запоминающимся декором потолка, главным элементом которого стал витраж. Над его композицией пришлось серьезно поразмыслить, поскольку архитектору не хотелось использовать стандартных мотивов. Оригинальную идею подсказал дизайн обеденного гарнитура, собранного из разных коллекций. Сначала выбрали шикарный круглый стол в стиле ар-деко с резными деревянными ножками, покрытыми серебристой краской. Чтобы визуально поддержать нестандартную отделку, Аида предложила в комплект к нему стулья с серебристой кожаной обивкой, имитирующей кожу питона. Вот они-то и подсказали сюжет для витражной композиции, в которой главным элементом стали изображения питонов.
Кстати найденный художественный прием настолько понравился, что его использовали даже в отделке стен. В качестве основного покрытия в столовой архитектор предложила декоративную штукатурку, фактура которой также имитирует кожу питона. Позднее по обеим сторонам полукруглого эркера к ней добавили оригинальные вставки, напоминающие узкие языки пламени, но только с гораздо более выраженным рисунком. Надо заметить, что в декоре парадной части автор проекта довольно активно использовала декоративную штукатурку. Так, часть стен в гостиной и кухне имеет достаточно живописную фактуру, чем-то похожую на замысловатые узоры, которые рисует мороз зимой на окнах. Эффект достигнут за счет фактурного покрытия с добавлением перламутра. Несмотря на столь богатое сочетание художественных приемов, архитектор постаралась визуально их объединить: все декоративные штукатурки отличаются одинаковым оттенком — бежево-песочным.
Надо заметить, что в выборе цветовой гаммы по просьбе заказчицы предпочтение отдавалось довольно насыщенным тонам. Так, часть стен в гостиной оклеена текстильными обоями темно-шоколадного цвета. Причем использованы материалы-компаньоны: одна стена отличается классическим орнаментом с растительными мотивами, а другая имеет однотонную фактуру, но с включением серебряных нитей. Интересно, что последняя словно расчерчена по линейке ровными узкими нишами, продолженными в декоре потолка. Внутри они выкрашены специальной краской светло-серого тона, которая изготавливается на основе песка с добавлением серебряных песчинок. В результате поверхность не только приобретает матовую фактуру, но и эффект мерцания, который архитектор усилила с помощью скрытой подсветки ниш. Надо заметить, что такое оригинальное декоративное решение стены было обусловлено примыканием к ней несущих колонн, выступы которых автор проекта и постаралась скрыть столь интересным способом.
В визуальную поддержку стен подобрано и напольное покрытие из тонированного дуба. Причем каждая плашка не только броширована, но и имеет по периметру микрофаски, от чего паркет приобретает черты массивной доски. Не менее эффектны и межкомнатные двери из черного стекла. Благодаря почти зеркальному отражению в них интерьера создается дополнительный пространственный объем.
Цветовая тональность гостиной дублирована в расположенном по соседству кабинете. Хотя это произошло скорее случайно. Сначала выбрали письменный гарнитур, декорированный вставками под кожу крокодила темно-коричневого цвета. К нему идеально подошло и зеркало с широкой рамой аналогичной отделки. Оно удачно заполнило пустой простенок, образовавшийся между входом в кабинет и балконной дверью. И уже затем в дополнение к эффектной обстановке архитектор предложила оклеить стены флизелиновыми обоями с экзотическим рисунком в шоколадно-карамельной гамме.
Надо сказать, что к выбору многих отделочных материалов автор проекта подходила с точки зрения цветового единства с деталями интерьера. Так, например, черно-белый мрамор с сиреневыми и серыми прожилками, которым облицованы полы в столовой, одинаково удачно сочетается с мягкой группой гостиной с фиолетовой бархатной обивкой и кухонным гарнитуром с черно-белыми лаковыми фасадами. В гостевой спальне под обои с крупным растительным рисунком подобрана кровать с золотистой отделкой и спинкой, которую венчает ажурный вензель, перекликающийся по форме с орнаментом обоев. А вот в хозяйской спальне использованы разные отделки — декоративная штукатурка и текстильные обои. Но они настолько удачно сочетаются и по цвету, и по фактуре, что о разных принципах отделки невозможно догадаться. Декор комнаты прекрасно дополняет текстиль, в особенности бархатные шторы нежного сливочного тона. Стоит заметить, что во всей квартире в драпировке окон использованы полупрозрачные ткани, чтобы придать интерьеру ощущение легкости и воздушности.
Проходные зоны также объединены не только планировочным решением, но и декоративным. Стены в прихожей, коридоре и приватном холле отделаны фактурной штукатуркой с добавлением перламутра, полы по-крыты глянцевым керамогранитом. Однако эффектнее всего выглядит потолок: узкая волнообразная полоса белого подвесного элемента подчеркнута контрастной отделкой основного уровня глянцевой мозаикой черного цвета. Она имеет особое покрытие, которое в зависимости от освещения и угла зрения меняет свою тональность от бензиново-синих до розовато-перламутровых оттенков. От внимания архитектора здесь не ускользнула ни одна деталь. Так, например, вензельные изгибы металлической спинки пуфика повторены в основании бра. Похожий рисунок можно обнаружить и в кухонных настенных часах, и в декоре стен эркера.
Не менее продуманным дизайном отличаются и санузлы. Несколько вытянутое пространство ванной комнаты архитектор «исправила» с помощью подиума, подсвечиваемого в торце светодиодными светильниками с фокусными линзами. Еще один «неудобный» элемент — сантехнический короб — превращен в эффектную картину. Самую громоздкую его стену облицевали зеркальной плиткой с фацетом насыщенного цвета графита. Чтобы придать отделке завершенный вид, по периметру смонтировали багетную раму с серебристой рельефной фактурой. Кстати, неординарной поверхностью отличаются и стены, они облицованы белым керамогранитом с высоким волнообразным рельефом. В оформлении гостевого санузла использовали коллекцию керамической плитки с самыми разнообразными вариантами рисунков и форматов. Здесь есть и мозаичная плитка с замысловатыми виньетками (ею облицована душевая кабина), и декоративные вертикальные вставки с крупным меандром, и глянцевая плитка с ажурным орнаментом. Под стать яркой отделке было подо-брано бра с плоской зеркальной поверхностью, по периметру которой красуется меандровая полоса. Оно, скорее, похоже на элемент декора, нежели на светильник. Но в любом случае весьма показательно отражает главный принцип этого проекта — стильность и функциональность.