Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Ольга СОКОЛОВА
Авторы проекта Юрий Зубенко, Ольга Щербакова
Фото: Евгений Лучин
Дизайнерыхудожники
Ольга Щербакова и Юрий Зубенко
Перспективное северное направление. Элитный район в центре Москвы. Со-временный жилой комплекс с башнями-небо-скребами и авангардной архитектурой… При таких исходных данных ожидаешь увидеть жесткий минимализм, но художники по интерьерам, дизайнеры Юрий Зубенко и Ольга Щербакова создали удивительно аристократичную квартиру с атмосферой московского дома начала ХХ века
и точно найденными историческими деталями и приемами. Глядя на них, кажется, что интерьер хранит память о нескольких поколениях семьи.
Интерьеры, созданные творческим дуэтом Юрием Зубенко и Ольгой Щербаковой, гораздо больше, чем просто место для жизни, удобное для всей семьи. К каждому проекту дизайнеры подходят как к культурологическому исследованию, путешествию в историю искусств с целью взять все лучшее, переосмыслить и использовать здесь и сейчас. В итоге получается произведение с культурными слоями, которые создают особенную ауру историзма и говорят о заказчиках как о людях с внушительным культурным бекграундом.
Владельцы квартиры в московской высотке — молодая пара с двумя маленькими детьми — мечтали о тихом семейном уголке, который напоминал бы им о жизни за городом. Именно поэтому авторы проекта предложили неоклассический по духу интерьер, вдохновленный французской и английской классикой, русским модерном и фламандским кантри. «Последние несколько лет в моде смешение стилей или эклектика, фьюжн… Это слепок твоих сегодняшних потребностей и исторических предпочтений, объединенных в общий ансамбль. Чтобы создать яркий и убедительный эклектичный интерьер, нужно расставлять акценты уверенно и с большим чувством такта. В данном случае мы стремились
создать благородный интерьер для людей с хорошим вкусом», — рассказывает дизайнер и художник Юрий Зубенко.
Хотя когда авторы только приступили к работе над квартирой, на благородную классику она была похожа меньше всего. Скорее на абсолютно не приспособленную к жизни бетонную «коробку» с неудобными комнатами-пеналами, узкими длинными коридорами, большими (в ущерб жилой площади) техническими помещениями, смежными спальнями, нелогично расположенными дверями, несущими балками по центру помещений… Казалось бы, вот оно, роскошное пространство в сто сорок квадратных метров! А жить с семьей негде. «Ра-бота над интерьером сродни разга-
дыванию ребуса, который можно решить несколькими способами, но надо выбрать всего один. Здесь мы начали с серьезных изменений в планиров-ке», — отмечают авторы проекта.
Прежде всего они разделили объем на два самостоятельных блока: общественную часть и приватную зону. Своеобразным буфером между ними стала мокрая зона, состоящая из трех ванных комнат (хозяйской, детской, гостевой) и прачечной. Чтобы еще больше изолировать спальни от парадных помещений, в коридоре на границе со спальнями установили раздвижные перегородки из матового стекла. В отличие от глухих стен или деревянных дверей преимущество стекла в том, что оно прекрасно пропускает солнечный и искусственный свет, а потому помещения не выглядят темными. Вход в спальни предваряют две гардеробные комнаты — десятиметровая родительская и проходная детская. Благодаря такой организации пространства тихие зоны максимально удалены от гостевых помещений, а технические комнаты помимо своих основных функций играют роль звукоизоляционных барьеров.
Но максимального внимания от дизайнеров потребовала гостевая зона. Изначально гостиная была похожа на длинный узкий пенал и соединялась
с другим пеналом — кухней. Чтобы создать просторную гостиную, наполненную светом и воздухом, торжественную и запоминающуюся, авторы проекта пошли на смелый эксперимент. Они не просто объединили помещения в общее целое, но присоединили к ним небольшую лоджию, на которой разместили «черновую» кухню с зоной для приготовления пищи, плитой, духовым шкафом и многочисленной бытовой техникой. Такое решение придало квартире сходство с загородным домом или виллой, где нали-
чие двух кухонных зон — аксиома.
На пользу рабочей кухне пошло и наличие балконных панорамных окон, которые дают много естественного света. Презентационную кухню с красивыми шкафами, буфетами для фарфора и хрусталя, обеденным столом и баром дизайнеры вынесли в гостиную, сделав ее частью парадного пространства.
Благодаря такому решению гостиная увеличилась вдвое и заняла площадь более 40 кв. м. И воздух, о котором так мечтали хозяева, появился!
В целом за счет рациональной планировки квартира кажется еще больше, чем есть на самом деле. Просторный холл сменяется роскошной гостиной, через широкий дверной портал объединенной с кухней; приватные помещения расположены в глубине квартиры и максимально изолированы от шумной зоны, и жить в таком пространстве необычайно комфортно.
Работа над декоративным образом этого интерьера началась с выбора кухонного гарнитура. «Нам очень понравилась неоклассическая итальянская кухня с черными фасадами. Лаконичная по дизайну, со стеклянными витринами и буфетами, покрытая черным матовым лаком с патиной и серебрением, она отсылает к историческим образцам мебельного искусства. Кроме того, мы часто начинаем отделочные работы с выбора кухни. Поскольку работаем с листа, то первое, что нужно передать строителям, это техническое задание по мокрым зонам», — отмечает Юрий Зубенко. Именно черная кухня стала стилистическим ядром квартиры и подтолкнула на контрастное цветовое решение всего интерьера. Отчасти в поддержку к ней появился и потолочный вираж в форме круга
в резной раме из темного дерева — элемент символичный и тоже с историческими корнями. Изготовленный на заказ в единственном экземпляре потолочный фонарь дает ощущение света, простора, словно над тобой еще не десять этажей типовых квартир,
а голубое небо с солнечным светом. Кроме того, он вызывает ассоциации
с парижскими интерьерами XIX века, со стеклянными пассажами, в которых солнечный свет проходит сквозь декоративные розетки, создавая причудливую игру света и тени. В оформлении витража авторы проекта использовали стекло ручной работы
с переливами, патиной и слюдяными узорами, подобное тому, что более ста лет назад создал художник и дизайнер Луис Тиффани. В выключенном состоянии стекло имеет молочно-белый цвет и сливается с плоскостью потолка, становится частью архитектурного решения. Когда фонарь включается, он приобретает удивительный нежно-опаловый цвет, напоминающий солнце или горящую свечу, и превращается в мощный художественный акцент.
Как профессиональные художники Юрий Зубенко и Ольга Щербакова непревзойденно работают с цветом и фактурами. Облик квартиры строится на нюансах, к визуальным эффектам подключаются тактильные ощущения,
а однажды появившийся цвет, как
в живописном полотне, обязательно будет поддержан и станет частью гармоничного ансамбля. Контраст светлых
и темных цветов, а также мягких и полированных фактур придает квартире строгость и отсылает к историческим интерьерам в стиле ар-деко. В качестве основного цветового тона выбран сложный жасминовый цвет, который создает нейтральную среду, впитывает окружающие оттенки. В жасминовом цвете исполнены двери, плинтусы, часть мебели и роскошные мраморные полы в холле, а также гардеробная комната, решенная как жилой интерьер со своим художественным витражом на потолке. Шкафы и панели в гардеробной выполнены на заказ на итальянской фабрике с использованием патинирования и серебрения, благодаря чему они выглядят так, словно были сделаны в XIX веке.
Важная роль в интерьере отводится натуральному камню — итальянскому мрамору с состаренной фактурой и живописным природным рисунком, который никогда не повторяется. В холле слэбы из состаренного мрамора цвета жасмина уложены по диагонали (что визуально расширяет помещение), а потолочная розетка продублирована напольным круглым панно из мраморной мозаики. С фактурой итальянского камня прекрасно сочетается паркет из выбеленного дуба, который ценится за золотисто-медовый оттенок. Укладка паркета «французская елка» — еще один реверанс в сторону европейской классики.
Мягкую, обволакивающую атмосферу в помещениях создают английские бумажные обои с жемчужными переливами и плотные однотонные велюровые шторы. «Мы любим английские обои за высочайшее качество и сложную многослойную орнаментику. В основе рисунка английских обоев лежит переосмысленный восточный орнамент, который считывается постепенно и не надоедает», — комментируют дизайнеры. Декоративное наполнение квартиры также подчинено принципу контраста: минималистичные модульные стеллажи из темного дерева сосед-ствуют здесь с неоклассическими креслами из белой кожи, светильники в современном стиле с барочными хрустальными люстрами, лаконичные черные рамы зеркал рифмуются с оформлением черно-белых старинных гравюр.
Декорируя помещение, дизайнеры никогда не забывают о его функции. Поэтому если парадная зона исполнена в ярких цветах жасмина и темного дерева, то спальня, напротив, имеет кофейно-серую колористику. Ее задача — способствовать отдыху, расслаблению и медитации, а значит плотные тона, приглушенное освещение, ковры на полу — как раз те атрибуты, которые здесь необходимы. Столь же подробно, как жилые помещения, авторы проекта декорируют ванные комнаты. Например, благодаря использованию травертина с пористой фактурой (или как его еще называют «римский камень»)
и современной мебели из полированного ореха, интерьер хозяйской ванной отсылает к культуре Италии. А гостевой санузел, облицованный переливающейся стеклянной мозаикой с рисунком в виде ромба — к английской классике. Уместность, убедительность и способность вызывать ассоциации или воспоминания — вот то, из чего складывается повествовательная ткань искусно исполненного интерьера.
Кропотливого труда потребовала от дизайнеров детская спальня. Изначально узкое, вытянутое помещение дробила низко опущенная потолочная балка. Несущую конструкцию авторы проекта закамуфлировали гипсовыми кессонами, а выстроенные в торцах глубокий встроенный шкаф и письменный стол с широкой столешницей (более 80 см) позволили скорректировать пропорции без ущерба для функции. Чрезмерно увлекаться детской темой в интерьере дизайнеры не стали, они лишь выбрали светлую цветовую гамму и подобрали обои с самолетами и пароходами.
Несмотря на подробный дизайн и историческую тематику, техническая начинка квартиры суперсовременная. Она оснащена системой «умный дом»
с возможностью программирования различных световых сценариев с помощью телефона и ноутбука. Хозяева еще в дороге, а дом начинает готовиться к их приезду: включается подсветка прихожей, зажигается потолочный витраж, начинают греться полы… Несколько минут — и хозяева уже дома, с чашкой горячего кофе, в обстановке старого особняка в тихом центре, где под окнами цветут кусты жасмина, а ветви лип закрывают окна.