Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Ирина САБИНИНА
Автор проекта архитектор Елена Горенштейн
Фото: Денис Россиков
Старые дома имеют свою специфику. И архитектор, создающий проект интерьера квартиры, находящейся в «историческом» доме, не может ее не учитывать. Исторические здания неизбежно вносят свои коррективы в проект, вне зависимости от того, какими оказываются пожелания заказчиков и замысел архитектора. Иногда в квартирах обретаются настоящие сокровища, которые приходится любой ценой вписывать в готовый проект — нельзя же вот так взять и выбросить настоящий антиквариат?! Архитектор и декоратор Елена Горенштейн со смехом вспоминает, как увидела в квартире, находящейся в сталинском доме 1936 года постройки, шикарные массивные чугунные батареи немецкого производ-ства, стоявшие там еще со времени его постройки: «Сейчас таких уже не делают. А ведь эти батареи не только стильно выглядят, они и греют намного лучше наших радиаторов. Я сразу сказала, что снять их и заменить на современные ни за что не дам! К счастью, заказчики оказались понимающими людьми и согласились с моим решением: старинные батареи остались на месте и прекрасно вписались в интерьер».
Разумеется, для того чтобы превратить квартиру в «сталинке» в современное комфортабельное жилье, пришлось немало потрудиться. По сути, ее не просто перепланировали,
а перестроили заново, сломав практически все разрешенные к сносу перегородки и выстроив гармоничное пространство, состоящее из двух просторных спален, большой гостиной, холла, кухни и двух санузлов. Строгая, классическая планировка, в которой все функциональные зоны четко изолированы друг от друга, показалась архитектору и заказчикам максимально подходящей. Интересно решение со входом на изолированную, а не совмещенную с гостиной кухню из холла, практически от входной двери. Оно не вполне типично, но очень удобно. Подобная планировка позволяет быстро отправлять пакеты с купленными продуктами по назначению, не разгуливая с покупками по всей квартире. Изолировать рабочие и гостевые помещения от спальни, приватной зоны помог большой двусторонний шкаф, перегородивший коридор. Эта же удобная деталь обосновалась
и в спальнях, одна часть шкафа открывается из детской, вторая из спальни хозяев. Подобное решение очень практично и позволяет расположить вместительную систему хранения даже на небольшой территории.
Несмотря на то, что помещения полностью изолированы друг от друга, ощущения, что интерьер разбит на фрагменты, не возникает, квартира выглядит очень цельной и единой. Секрет прост: грамотно продуманное колористическое решение, основанное на сочетании различных оттенков базовых для этого проекта белого, серого и цвета натурального дерева. Они
в различных интерпретациях и сочетаниях использованы везде — от холла (белый и сливочный цвета отделки, мебель из массива) до детской (основой служит белый, яркие акценты только подчеркивают его) и ванной (авторская мебель из тика и оливы, керамическая плитка, имитирующая камень, обладает теплым золотистым цветом, напоминающим тон древесины, только более разбавленный). Лаконичное сочетание белого и серого оказывается одинаково уместным и на кухне, и в спальне. Эти цвета одинаково хороши как сами по себе, так и в соседстве с более жесткими акцентными черным (на кухне) и красным (в спальне). Сдержанное цветовое решение оказывается великолепным фоном для разнообразных украшений интерьера — даже простые вещи начинают выглядеть яркими и рельефными, приобретают шарм. Иногда неожиданные сочетания аксессуаров оказываются как нельзя более уместными. Так, совершенно случайно объединились в единый ансамбль в каминной зоне семейный шуточный талисман, забавные статуэтки птиц и картина. Птички были некогда сделаны хозяином квартиры из папье-маше в подарок супруге, получили имена Акакий Акакиевич и Гоша и поселились на каминной полке — как будто для них этот камин и делался!
А над камином в нише, столь же незапланированно, но крайне уместно, поселился интерьерный набросок, нарисованный Еленой в подарок заказчикам. Картинка полюбилась и на редкость хорошо вписалась в интерьер.
Глядя на этот стильный, легкий интерьер, в котором мирно соседствуют черты классики, минимализма
и кантри, трудно предположить, что квартира буквально только что обставлена. Она выглядит на редкость обжитой и уютной. Создается впечатление, что интерьер складывался постепенно, вырастал сам по себе, как вырастает дерево или цветок. Это получилось не случайно. При создании проекта Елене пришлось учитывать пожелания обоих заказчиков, при этом хозяин квартиры хотел видеть интерьер как можно более современным, а хозяйка, напротив, мечтала о максимальном сохранении «исторического» антуража, как нельзя более, по ее мнению, подходящего для квартиры, расположенной в старом доме.
К решению дилеммы архитектор подошла творчески.
Предложенный ею интерьер представлял собой органичное сочетание современности и классики, нового и старого. Например, «несовременный» открытый балкон. К сожалению, подобное решение сейчас не очень популярно, хотя, в отличие от остекленных коробок, открытые балконы позволяют более качественно воспользоваться дневным освещением, делают интерьер южным, легким и воздушным.
Здесь площадь квартиры позволяла оставить балкон скорее декоративным, нежели активно используемым пространством, и Елена Горенштейн очень удачно использовала эту
возможность. Глядя на фактурную дощатую отделку внутренней поверхности балкона, корзины с цветущими растениями и кованую мебель с завитушками, легко представить, что этот уютный уголок находится не в северном мегаполисе, а где-нибудь в небольшом южном городке. Решение очень эффектное, причем оно достигнуто минимумом средств. Мебель, кажущаяся старой и достаточно массивной, на деле современная и, как положено хорошей дачной обстановке, складная; ее легко убрать с наступлением холодов. Привлекательно выглядящая состаренная доска (ее искусственно тонированные и обработанные под старину аналоги стоят в специализированных салонах кругленькую сумму) до того, как стать частью декора, красовалась на дачной ограде (переправка с дачи в Москву 5-метровых старых досок изрядно озадачила соседей, но игра стоила свеч).
Этот интерьер буквально нашпигован подобными нестандартными деталями, выглядящими оригинально и дорого, но на поверку, когда архитектор раскрывает секреты, оказывающимися очень экономичными и простыми. Скажем, панно с забавными птичками на обоях в детской комнате, похожее на авторскую роспись, на самом деле собрано из декоративных интерьерных наклеек, привезенных специально для этого проекта из Америки. Свечной камин в гостиной напоминает старинный. Но его портал из
черного мрамора и кирпича на самом деле изготовлен по эскизу Елены
Горенштейн. А выбеленная кирпичная кладка на кухне, выглядящая так, словно ради нее пришлось расчищать и выкладывать заново стену, всего лишь имитация кирпича. Первоначально архитектор предполагала использовать для облицовки стен на кухне декоративный кирпич определенной марки, с которым она неоднократно работала, но оказалось, что этот материал недавно был снят
с производства. Выручила изобретательность — грамотно подобранная керамическая плитка вытянутого формата, выкрашенная водостойким акрилом, выглядит лучше натурального кирпича.
Столь же творчески автор проекта подошла и к обстановке квартиры. Значительная часть мебели изготовлена на заказ. Стеллажи для книг в спальне со вписанным в оконный проем длинным рабочим столом, двухъярусная кровать и стол в детской, шкаф из тика и оливы в ванной и находящаяся там же консоль —
все это делалось по эскизам Елены мастером-краснодеревщиком Андреем Селиверстовым. Большое количество авторских предметов мебели помогло максимально практично использовать жилую площадь, сделать ее многофункциональной. Так, например, небольшой столик, отделяющий кухню от прихожей, и стоящее в холле кресло при необходимости составляют дополнительное рабочее место. Если кому-то из членов семьи хочется поработать с ноутбуком, когда домочадцы спят, он может комфортабельно устроиться здесь.
Несмотря на то, что квартира может похвастать двумя рядами окон
и, соответственно, редкостным изобилием естественного света, было решено, что света не может быть слишком много, его бывает или мало, или достаточно. Выбранные архитектором светильники удачно дополняют интерьер, они очень разнообразны. При подборе освещения также старались сочетать классические и современные модели так, чтобы не возникало ощущения однообразия, монотонности. Поэтому хай-тековская рампа с прожекторами на кухне дополнена классическими подвесными светильниками, а в спальне к подобной же рампе присоединились совершенно классические прикроватные лампы с основаниями в виде скульптур.
Использованный Еленой Горенштейн при создании этого проекта прием — совмещение в одном антураже различных стилей и эпох — не нов: с тех пор, как эклектика вошла в моду, им пользуются многие. Однако то, насколько грамотно и легко, без малейшей наигранности и надуманности архитектор и декоратор использовала этот прием, заслуживает восхищения. Получившийся интерьер комфортабелен, гармоничен, и что очень важно, коль скоро речь идет о частном, жилом интерьере, ненавязчив и совершенно открыт для изменений. Здесь нет вычурных или слишком броских элементов, которые способны сперва понравиться, а потом надоесть, нет
и чрезмерного обилия декора и аксес-суаров. Четкая, продуманная планировка и сдержанное цветовое решение не надоедят и не выйдут из моды, а при желании владельцы квартиры смогут без малейших сложностей привносить
в созданный архитектором мир любые дополнения. Выбранное сочетание стилей позволяет не ограничивать себя какими бы то ни было рамками, здесь будут одинаково уместны и антиквариат, и модные новинки.
Автор проекта архитектор Елена Горенштейн
Фото: Денис Россиков