Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Ирина САБИНИНА
Авторы проекта архитектор Александра Петренко
и коллектив «Архитектурно-Строительного Бюро 17»
Фото: Валерий Дедух
Бывают квартиры и дома, напоминающие чистый лист, на котором архитектор может рисовать любой проект — от безумного интерьера в стиле хай-тек до имитации версальской роскоши. А бывает их полная противоположность, то есть места с богатой и сложной историей, где все, от планировки до вида из окна, буквально нашептывает архитектору идеи и образы. Квартира, с ко-торой довелось работать Александре Петренко и коллективу «Архитектурно-Строительного Бюро 17», относится именно ко второй разновидности. Она находится в историческом центре Санкт-Петербурга, в одном из великолепных ампирных зданий, относительно недавно подвергшихся реконструкции.
В дореволюционном прошлом это здание было доходным домом и полностью принадлежало одному владельцу, который сдавал находившие-
ся в нем квартиры в аренду. Разуме- ется, его планировка с тех времен неоднократно менялась. Некогда роскошные квартиры, состоявшие
из анфилады просторных комнат, превращались в коммуналки, бывшие огромными залы разделялись перегородками, о которых архитектор, в давние времена проектировавший этот дом,
и подумать бы не мог. В процессе реконструкции появились лифты, перекрывшие великолепно оформленные входные проемы. Тем не менее дом остался потрясающе красивым образчиком русского ампира и буквально с первого взгляда пленил Александру Петренко. Там сохранились широкие лестницы, кованые решетчатые ворота, украшенные львиными мордами, а на потолках в комнатах изысканная гипсовая лепнина. Сто с лишним лет назад здесь была квартира, занимавшая целый этаж дома. В наши дни, разумеется, дела обстоят иначе, и данный интерьер является лишь фрагментом тех роскошных апартаментов, представлявших собой анфиладу комнат.
Несмотря на то, что первоначальная, закладывавшаяся на стадии по-стройки дома планировка сильно изменилась и каждая из ныне имеющихся на этаже квартир представляет собой пространство неправильной формы (что значительно затрудняло работу над перепланировкой и новым интерьером), архитектору удалось создать антураж, в буквальном смысле возродивший к жизни былое великолепие.
Жемчужинами, оставшимися от прежних почти былинных времен, оказались строгий, облицованный черным мрамором камин и уже упоминавшаяся гипсовая лепнина. Поскольку одна из комнат квартиры представляла собой часть пространства, некогда бывшего главным залом, на ее потолке красовалась стильная ампирная розетка и два медальона с аллегорическим изображением времен года. Старинные элементы декора архитектор сумела органично и с выдумкой включить в проект: розетка осталась украшать потолок, а медальоны удачно вписались в оформление гостиной (естественно, не обошлось без вмешательства профессиональных реставраторов лепнины). Новые, разработанные Александрой Петренко лепные элементы были выполнены в духе русского ампира, продуманная вышпаровка (выделение цветом отдельных элементов композиции) потолков, сгущающаяся к розеткам, придала декору глубину и законченность. Если не знать, где старинная лепнина, а где современная, можно подумать, что потолки во всей квартире подлинные, сделанные еще в начале XX века.
Установка лифта, проведенная при реконструкции старинного дома, изменила первоначальную конфигурацию входной зоны, превратив ее в узкий коридорчик. Тем не менее удалось выделить не только место для размещения верхней одежды и зонтов слева от входа, но и гардеробную. Вход в зону гостиной акцентирован широким проемом с колоннами, которые выполнены из дерева, но капители на них все та же натуральная гипсовая лепнина — неожиданное, но очень торжественно и стильно выглядящее сочетание.
Выбранный архитектором русский ампир — стиль элегантный и одновременно непростой, недешевый и требовательный к линиям и деталям. Чтобы интерьер выглядел органично, практически всю мебель, декоративные детали порталов и стеновые панели пришлось заказывать на проверенных итальянских фабриках по собственным эскизам. Разработкой обстановки для этого проекта занималась архитектор Анна Петренко. Забавная деталь: кое-какие предметы, придуманные ею для этой квартиры, впоследствии появились
в каталогах фирм, изготовивших мебель. Уж очень изящными и стильными оказались вещицы.
Объединенная зона гостиной и кухни-столовой разграничена потолочным фризом и узкой перегородкой-рамой по периметру. Получается вполне классическое пространство с четким зонированием, свободное, светлое и масштабное. Цветовое решение также выбрано идеально. Интерьер насыщен сложными, но в то же время неяркими цветами. Розоватая слоновая кость, выбеленная умбра, серебристый пепел — все они включены в запоминающуюся, изысканную гамму. Чтобы визуально поддержать антикварный каминный портал из черного мрамора, столешницу рабочей зоны на кухне сделали из кориана, по цвету и фактуре максимально напоминающего природный камень. Легкая эклектичность в данном случае полностью оправдана. Введение современного высокотехнологичного материала в подчеркнуто цельный ампирный интерьер демонстрирует, что архитектора занимал не только внешний антураж, но и комфортабельность, эргономичность проекта. Кориан, в отличие от мрамора, который на кухне быстро утратит привлекательный вид, стоек и нетребователен к уходу.
Тем не менее везде, где это было возможно сделать, не жертвуя комфортом, курс был взят на максимальную близость к историческим образцам. Так, топ под раковину в ванной выполнен из натурального травертина. Вся сантехническая арматура — состаренная латунь соответствующих форм. Обои в спальне (мелкий классический рисунок из розочек с красивой «потертой» фактурой, похожей на старинный гобелен) напоминают о знаменитых коллекциях Уильяма Морриса. Розы на обоях подсказали сюжет для живописной работы над изголовьем кровати — художнику Игорю Кривову была заказана картина с изображением различных птиц. «Мы решили, что в розовых кустах обязательно должны селиться певчие птички», — шутливо объясняет архитектор.
Очень интересно была решена одна из проблем, возникших из-за разделения старинной огромной квартиры во весь этаж на несколько современных жилых пространств. Хозяйская спальня имела сложную неправильную форму. Для классических пространств характерна четко выве-
ренная геометрия, а конфигурация «новой» спальни напоминала асим-метричную трапецию. Потолочная балка и небольшая перегородка, отделяющая спальное место, позволили придать комнате правильные пропорции, а отгороженное пространство у стены превратилось в мини-будуар с зеркалом, туалетным столиком, маленькой гардеробной. Красиво и очень удобно.
Нестандартной и непривычной для большинства жителей многоквартирных домов деталью, потребовавшей от архитектора недюжинной изобретательности, оказалось наличие в квартире автономной котельной, хотя и чистенькой, аккуратной. Однако существование инженерного помещения в элегантном ампирном пространстве требовалось тщательно скрыть, не выделяя при этом для техники отдельного места и не жертвуя жилой площадью. Решение оказалось простым и эффективным: там, где находится оборудование, разместилась большая гардеробная, при этом «бойлерная» оказалась в ее задней части. Даже если приоткрыть двери гардеробной, котел и прочие приборы не будут видны.
Существуют теории, согласно которым жилое пространство напоминает живой организм со своими настроениями, тайнами и способностью к развитию (на этом в частности построены многочисленные техники фэн-шуй). Интерьер, созданный Александрой Петренко и «Архитектурно-Строительным Бюро 17», действительно похож на живое существо. При рождении он удивил авторов, полностью, буквально до нюансов и теней, совпав с первоначальным эскизом. Обычно в процессе работы архитектору приходится что-то менять по желанию владельцев квартиры, первоначальные эскизы мебели могут остаться не реализованными из-за технических сложностей, связанных с изготовлением на фабрике, а здесь все сложилось как было придумано. «Войдя в готовую, уже обжитую квартиру, мы увидели точь в точь ту картинку, которую нарисовали до начала работ», — вспоминает Анна Петренко.
Кроме того, с течением времени этот интерьер продемонстрировал возможность самостоятельно совершенствоваться. Скажем, цвет арматуры на светильниках постепенно изменился сам и стал точно таким, как было предусмотрено эскизом. А ведь когда светильники доставили с фабрики, архитектор думала, что из-за ошибки поставщиков новенькие люстры придется тонировать вручную — эскиз предусматривал арматуру цвета старого серебра, а с фабрики прислали блестящую сталь. Однако через некоторое время нахальный хай-теков-ский блеск ушел сам, и теперь светильники выглядят так, как им полагалось по авторскому замыслу.
Впрочем, в подобных историях сама автор проекта ничего удивительного не видит: по ее мнению, русский ампир — один из самых интересных, благодарных и изысканных стилей. Он очень ориентирован на человека, его восприятие окружающей среды и позволяет создать гармоничные, уютные и комфортабельные пространства, со временем только улучшающиеся. Так же, как улучшается по мере выдержки качественное благородное вино.