Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Ирина САБИНИНА
При работе над частным интерьером всем архитекторам так или иначе необходимо учитывать мнение и пожелания заказчика. Но мало кому приходится работать в таких необычных условиях, которые предложила Марине и Антону Фруктовым владелица этой очаровательной квартиры.
Увлечение хозяйки древней китайской системой фэн-шуй заставило тандем дизайнеров не просто придерживаться заранее заданных цветов для каждого помещения, а изначально строить весь проект в соответствии с рекомендациями приглашенного ею для гармонизации пространства эксперта по фэн-шуй. Местоположение тех или иных функциональных зон в квартире, общая планировка — все должно было быть подчинено сформулированным правилам.
Наиболее интересным и очень редко встречающимся в обычном обиходе требованием стало отсутствие острых углов в планировке и обустройстве помещений. Так появился полукруглый коридор, идущий от входной зоны через всю квартиру в гостиную. Он разделяет квартиру на две практически изолированные друг от друга зоны (по левую руку санузлы, гардеробная и кабинет, по правую — проходная кухня-столовая, отделенная скругленной межкомнатной перегородкой и дверями-ширмами). Несмотря на свою значительную длину и не слишком характерную для квартир форму, коридор не выглядит скучным или перегруженным проемами. Очень благодатной оказалась идея заменить дверь в гардеробную красивой портьерой. Она визуально воспринимается не столько как функциональный элемент, сколько как декоративный. Аналогичная занавесь использована в одном из санузлов: тканью прикрыли пространство для различных мелочей, находящееся под раковиной. Как видите, одна и та же идея может великолепно сыграть в совершенно разных функциональных зонах квартиры. Еще один декоративный элемент, очень украшающий коридор, — веселые золотистые зеркала-солнца, нарисованные художником над каждой дверью.
Чуть скруглены и перегородки, отделяющие спальню от гостиной (достаточно непривычным элементом планировки является выход из приватной комнаты прямо в парадную часть без какой бы то ни было буферной зоны). Чтобы не привлекать особого внимания ко входу в сугубо частное помещение, мягкую мебель в гостиной расположили спинками кресел к двери спальни.
Основа цветовых решений функциональных зон была задана изначально, причем по требованиям эксперта спальня должна была быть розовой, а кухня зеленой. Однако Марина и Антон Фруктовы сумели избежать чрезмерной пестроты и цветовых диссонансов. Несмотря на, казалось бы, напрашивавшуюся для пространства, подчиняющегося древним китайским законам гармонизации энергетических потоков, связь с Востоком или хотя бы этническим направлением, для этого интерьера они выбрали мягкий, комфортный прованский стиль. Он позволил обогатить интерьер интересными, не слишком традиционными для наших квартир решениями. Например, отдельно стоящая ванна, входившая в список непременных требований, и очень нравящаяся хозяйке квартиры, напоминает ванны, красующиеся на старинных картинах. Кроме того, в рамках прованского стиля возможно крайне широкое использование тканей различных фактур и рисунков, кружева — всем этим дизайнеры тоже с блеском воспользовались.
В результате спальня, например, выглядит элегантно и сдержанно, грамотное использование мелких цветочных узоров избавляет ее от чрезмерной приторности и пастельности, свойственных декору в розовых тонах. Продуманная отделка стены за изголовьем кровати (фрагменты обоев с цветочным рисунком обрамлены строгой гипсовой лепниной и напоминают текстильные декоративные панели) очень украшает пространство и делает совершенно ненужным использование дополнительных аксессуаров, таких как постеры или картины. Гармоничным дополнением лепных элементов на стенах (тот же прием, что дизайнеры использовали в спальне, был применен и в гостиной) стали карнизы на всех потолках и строгие лаконичные розетки в кухне-столовой и гостиной. Просим заметить, никаких полиуретановых молдингов — только благородный гипс.
Строгая геометрия лепных рельефов прекрасно сочетается со столь же неброской и сдержанной отделкой мебельных фасадов — двери кухонных шкафов и корпусной мебели в гостиной дополнены филенками.
Еще одной особенностью выбранного дизайнерами стиля является отсутствие нарочито глянцевых блестящих фактур и обилие натуральных материалов. Благодаря этому пространство буквально с первых дней выглядит уютным и очень обжитым, мебель и текстиль не производят впечатление полчаса назад купленных и только что вынутых из фабричной упаковки. Темное или окрашенное в пастельные тона натуральное дерево (особенной чертой стиля является сложная тонировка — зачастую вещи покрываются двумя и более слоями краски, чтобы имитировать естественное старение финишного покрытия; именно так отделаны тумбочки в спальне), тростниковое плетение (сиденья стульев в кухне-столовой), кованые металлические предметы (кровать в спальне, декоративная птичья клетка в гостиной) — все эти характерные элементы прованского стиля неизменно придают интерьеру квартиры отчетливое сходство с загородным домом. В данном случае это сходство намеренно обыгрывается и подчеркивается. Так, двери-жалюзи, отделяющие кухню от коридора, сделаны из тонких ламелей, двери между гостиной и спальней напоминают часть остекления веранды в летнем домике, что прекрасно сочетается с панорамным остеклением гостиной, между кабинетом и санузлом прорезаны небольшие окна с квадратным «деревенским» переплетом. Находясь в этой квартире, очень легко забыть, что за стенами российский мегаполис, а не симпатичный коттеджный поселок, расположенный где-нибудь на юге Франции.
Забавный нюанс. Столь украсившие интерьер декоративные окошки между ванной и кабинетом и двери с остеклением между спальней и гостиной появились не просто так. С их помощью дизайнеры старались сделать помещение с небольшим количеством окон как можно более светлым, дать возможность естественному освещению проникать даже в комнаты, лишенные инсоляции, такие как ванная или спальня. Чтобы столярные элементы, даже столь нетипичные, как выполненная на манер жалюзи дверь-ширма, гармонично сочетались между собой, все двери (раздвижные и остекленные) пришлось заказывать специально для этого интерьера. Результат очаровывает: интерьер кажется наполненным светом, несмотря на изначально небольшое количество окон в этой квартире.
Можно долго спорить о том, насколько целесообразно заранее ограничивать полет фантазии дизайнера не только объективными особенностями планировки квартиры и эстетическими пристрастиями владельцев жилища, но и дополнительными строгими рамками, связанными, например, с желанием соблюсти все предписания древней китайской системы организации пространства, или насколько применимы к современному стилю и образу жизни некие принципы, придуманные не одно тысячелетие назад. Единственное, о чем можно говорить практически однозначно: если дизайнер действительно является высококлассным профессионалом, то даже будучи ограниченным крайне строгими рамками, он сумеет блестяще проявить себя и создать цельное, привлекательное и гармоничное пространство. Доказательство тому данный интерьер в прованском стиле, выглядящий на редкость эффектно и органично даже в небольшой городской квартире. Марина и Антон Фруктовы сумели спроектировать и создать этот маленький шедевр, несмотря на обилие дополнительных требований и строгих ограничений. Их способность осмыслить пожелания заказчика таким образом, чтобы вместо помехи и препятствия творческому процессу ряд ограничений превратился в дополнительный мощный стимул, выдумывать новые элементы и создавать интересные нетрадиционные решения — гарантия того, что тандем в силах справиться даже с очень сложным, проблемным проектом.