Архив / 9-й номер Журнала «Современный Дом» за Ноябрь-декабрь, 2012 / Русская усадьба - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Ноябрь-декабрь, 2012 / Русская усадьба

Русская усадьба

Дата публикации: 03.08.2013
387

Людмила ГОЛУБЦОВА

Автор реконструкции дома и дизайна интерьера архитектор Ксения Литвинова
Художник по витражам и ковке Александр Дёмин
Краснодеревщик и мастер по ковке Евгений Филатов
Ландшафтный дизайнер (оформление участка) Роман Искрин
Ландшафтный архитектор (оформление зимнего сада) Анна Зинде
Фото: Денис Россиков

Глядя на этот элегантный дом, словно скопированный с гравюр XIX века, на ре-гулярный парк с перголой и прудом, в котором плещутся японские карпы, на аллею с плодовыми деревьями, примыкающую к каменистому саду и аккуратному гостевому домику, тотчас вспоминаешь идиллические образы дворянских усадеб. Именно такого впечатления и хотели добиться хозяева этих владений, приобретая несколько лет назад в подмосковном коттеджном поселке участок с уже возведенным на нем домом. Но тогда их мечты об идеальной классической усадьбе многим казались несбыточными. Ведь архитектурное решение дома не имело абсолютно ничего общего с теперешним его видом. Он скорее походил на примитивный набор из кубиков, в который обычно играют дети, а вовсе не на шикарный особняк. Так что для реализации далеко идущих планов заказчиков требовалась не только способность видеть архитектурные недостатки, но и умение превратить их в очевидные достоинства.
Архитектор Ксения Литвинова признается, что работа над чужими ошибками мало кому доставляет удовольствие. Но в данном случае процесс оказался захватывающим и любопытным. И потому что были поставлены достаточно неординарные задачи, и оттого что сами заказчики оказались людьми не только с богатым художественным воображением и живо откликались на все нестандартные предложения автора проекта, но и просто интересными, умными собеседниками.
Говорить о том, с чего начали, достаточно сложно, потому что дом подвергся основательной и полной перестройке. Главный фасад, состоящий ранее из двух прямоугольных и громоздких объемов гаража и основной части здания, теперь приобрел вполне гармоничные пропорции. Для этого утеплили гараж и оборудовали его пространство под две гостевые спальни. Широкий проем с воротами, расположенный со стороны главного фасада, просто заложили, оставив полученную поверхность стены гладкой, без каких-либо архитектурно-декоративных дополнений (окна сделали со стороны бокового фасада). Но без гаража заказчики не остались — его разместили на первом этаже гостевого дома.
К главному входу архитектор предложила пристроить эффектное крыльцо с панорамным остеклением. Оно же, кстати, взяло на себя функцию там­бура, ранее и вовсе отсутствующего в доме. К нему ведут с трех сторон невысокие лестничные марши, перекрытые частью балкона второго этажа, изящно опирающейся на четыре дори­ческие колонны. Точно такие же колонны установлены в углах крыльца. Все они не только прекрасны своим строгим классическим видом, но и выполняют несущую функцию — поддерживают перекрытие всего просторного открытого балкона, выход на который теперь устроен из спальни дочери. Перестройке в последней подверглись и два бывших оконных проема. Из нечто, напоминавшего небольшие бойницы, они превратились в шикарное арочное окно высотой от пола до потолка и с балконной дверью в центре.
Объем бывшего гаража с противоположной стороны уравновесили крытой террасой с выходом в кухню-столовую. С внутреннего двора к ней пристроили изящное крыльцо, увенчанное небольшим фронтоном с лепниной. Получилось не только эстетично, но и комфортно: из дома, минуя столовую и террасу, можно выйти на улицу и сразу же под сенью длинной перголы, более напоминающей природную оранжерею, пройти к летней кухне и барбекю, которые размещены в отдельной постройке с эффектным остек­лением.
Фасад, обращенный в сторону сада, также подвергся серьезным конструктивным изменениям. Раньше он был практически глухим и имел лишь выход на открытую террасу прямо из гостиной, которая, в свою очередь, тоже отличалась рядом недостатков — мало того, что пропорционально она была сильно вытянута, так еще и освещалась всего лишь одним окном со стороны бокового фасада. Кардинально изменить существующую ситуацию помогло решение включить террасу в парадную часть дома. Существовавший ранее проем расширили до максимально возможных размеров, в результате чего гостиная не только увеличилась чуть ли не в два раза, но приобрела отличную инсоляцию благодаря пяти новым панорамным окнам. Однако этим архитектор не ограничилась. Чтобы объем бывшей террасы не выглядел диспропорционально, она его продолжила вверх, превратив в высокий эркер, завершенный небольшим фронтоном и имеющий сплошное остекление. На втором его уровне разместился роскошный зимний сад, совмещенный с хозяйской спальней.
Надо ли говорить, что реконструкция здания потребовала существенных вмешательств в устройство перекрытий и полную переделку кровли. Но после всех этих сложных операций дом наконец-то обрел черты дворян­ской усадьбы с колоннами, портиками, ажурными коваными ограждениями и мезонином. Очевидность сходства подчеркнул и классический желтовато-охристый цвет фасадов. А завершенность усадебному ансамблю придал гостевой дом, который архитектор спроектировала с нуля таким образом, чтобы он в малых формах повторил черты барских владений.
Стилевое решение интерьеров особых обсуждений не требовало, оно должно было соответствовать архитектурной идее ансамбля. Но вот только классика тоже бывает разной: дворцовой или с включением сдержанно-простых элементов, нарочито пышной или подчеркнуто изысканной. Автор проекта предложила трактовку на французский манер — легкую, воздушную, с изящным декором и светлой мебелью с эффектом старения. Но по мере решения определенных задач возникали и новые идеи оформления, поэтому чистоту первоначальных замыслов, по мнению архитектора, сохранили в большей степени гостиная и хозяйская спальня.
Первая после реконструкции дома приобрела пространство, достойное называться парадным. Его функционально поделили на три части: каминный зал, телевизионную зону и сто-ловую, размещенную на площади бывшей террасы. Эмоциональный настрой в гостиной задали английские обои, выполненные по рисункам Уильяма Морриса, — молочного оттен­ка цветы с легким контурным абрисом распускаются на нежно-голубом фоне. В тон им подобрали мягкие группы с молочно-бежевыми бархатными обивками, обеденный гарнитур со стульями, обтянутыми голубым шелком с классическим орнаментом, и даже люстры с голубыми хрустальными подвесками. Интерьер получился очень нежным, воздушным, элегантным. Определенный шарм добавили ему авторские витрины и входной портал, образующие единую компо­зицию вдоль одной из стен. Они выполнены по эскизам автора проекта мастером-краснодеревщиком Евгением Филатовым.
Надо заметить, что в доме достаточно много авторских элементов из дерева, которому мастер придал легкий оттенок старины. Благодаря этому в интерьерах отсутствует ощущение новодела. Широкие арочные проемы украшены филенчатыми порталами, аналогичный дизайн имеют и межкомнатные двери. Обращает внимание решение проема перед небольшим холлом, ведущим в кабинет. Его высокий торец архитектор декорировала с помощью мозаики из натурального мрамора с тиснением и автор­ских деревянных резных элементов, превратив скучную плоскость в ориги­нальный десюдепорт арочной формы.
Парадное оформление портала звучит лишь вступительным аккордом к тому, что открывается за ним. Поскольку все описываемое пространство находится между первым и вторым этажами, то оно сравнительно невелико. Но и его застройщик умудрился поделить на две небольшие комнаты с маленькими треугольными окошками. Поэтому при реконст­рукции этот планировочный просчет также исправили, объединив обе комнаты в одну, в которой разместили кабинет владельца дома. Два тре­угольных окна, разделенных узким простенком, архитектор предложила объединить с помощью эффектной декоративной деревянной композиции с дорической полуколонной в центре и фигурными карнизами для штор по бокам. Она получила логичное завершение в виде деревянных экранов радиаторов отопления. Решение окна необычайно созвучно всему декору кабинета. Книжные шкафы, заняв-шие собой три стены, деревянные панели, которыми украшены нижние части стен, каркас полукруглой перегородки с дверью, отделяющей кабинет от миниатюрного холла, — все это выполнено по эскизам архитектора Евгением Филатовым.
Заметно оживляют строгую обстановку кабинета красочные витражи, выстроенные в ряд вдоль всей полукруглой перегородки. Их автор худож­ник Александр Демин. Ксения признается, что с этим человеком она работает на равных, то есть показывает интерьер или эскизы, а Александр самостоятельно не только изготавливает витражи, но и придумывает их композицию, цветовое решение. Так, например, в кабинете он отталкивался от насыщенного лилово-сиреневого колорита миниатюрного холла. Кстати, похожее оформление получили все проходные пространства: парадная прихожая, холл приватной части, лест­ница с темно-коричневыми дубовыми перилами и ступенями. Интересно, что кованое ограждение последней, одновременно изящное и точно пропорциональное, также выполнил художник Александр Демин.
Второй этаж отведен под приватные помещения: спальни дочери и сына с прилегающим к ним санузлом занимают одну его часть, а другую — хозяйские апартаменты, в изолированное пространство которых выделены собственно спальня, две гардеробные, ванная комната и зимний сад. Спальня, как и гостиная, производит впечатление легкости и воздушности. Оно складывается из нескольких слагаемых. Во-первых, сам гарнитур, украшенный ажурной резьбой, полностью выполнен из массива дерева и вручную. Во-вторых, часть стен (за изголовьем кровати и возле телевизионной панели с авторским комодом) оклеена тканевыми обоями в легкую бежево-серую полоску. В-третьих, все драпировки — шторы и полог, ниспадающий волнами, — сделаны из полупрозрачной гипюровой ткани, изящный рисунок которой удачно работает на просвет (в пологе для этого архитектор предусмотрела скрытое освещение). Наконец, стеклянные двери дополнены гравировкой, чтобы поддержать резную отделку мебели. Но нанесена она пескоструйным способом, который придает стеклу ощущение воздушности, не утяжеляя композиционно.
Расположенный по соседству зимний сад впечатляет буквально всем: и панорамным остеклением, и высокими потолками, и богатством отделки. На полу перед входом выполнено художественное панно из мрамора, остальная часть облицована мозаикой и крупной плиткой из керамогранита. Естественным природным оттенкам отделки пола удачно соответствует
и светло-терракотовый цвет стен. Входной проем с помощью декоративных классических элементов из бельгийского полиуретана превращен
в шикарный портал с рельефным десюдепортом. За листвой не сразу разглядишь настенный фонтан, но издаваемый им мерный звук льющейся воды сразу же настраивает на нужный спокойный лад с неспешным течением времени, приятными беседами и прогулками — такой, который и должен быть в русской усадьбе.

 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры