Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Олег САНЬКО
МОНТАЖ СТАЦИОНАРНОГО КОНДИЦИОНЕРА. В отличие от холодильника климатическую машину нельзя просто привезти домой из магазина и включить в розетку. Прежде чем запустить прибор в эксплуатацию, потребуется сложная процедура монтажа, которая должна проводиться квалифицированными профессионалами с применением узкоспециализированного оборудования. В подтверждение этому рассмотрим все технологические этапы монтажа кондиционера, устанавливаемого в помещении заказчика.
Итак, с чего же начинается монтаж кондиционера (обычно его называют сплит-системой)? Прежде всего необходимо иметь согласованный проект, без которого квалифицированный монтажник работать никогда не будет. Казалось бы, проект здесь не особо нужен, ведь требуется всего лишь пробурить отверстие в стене да проложить трассу от внутреннего блока к внешнему! Однако в ходе работы нередко возникают непредвиденные сложности. К примеру, на пути может оказаться небольшой выступ под подоконником внутри помещения или на наружной стене. Чтобы аккуратно обойти его, велико искушение изогнуть фреоновые трубки по малому радиусу, но делать этого ни в коем случае нельзя, поскольку в месте изгиба велика вероятность образования микротрещин. Кроме того, протяженность трассы не должна превышать допустимого значения (для бытовых кондиционеров не более 15 м), и здесь также вероятны различные неточности. Даже если расстояние между блоками невелико, за счет всевозможных поворотов и изгибов может набежать столько, что в итоге место расположения одного из блоков придется менять.
Особого внимания требует выбор места для установки внутреннего блока — чтобы поток охлажденного воздуха не стал причиной простуды обитателей дома. Учесть все нюансы и грамотно спланировать движение воздушных потоков в помещении может только квалифицированный инженер-проектировщик, которого заказчики порой ошибочно называют замерщиком.
В нашем случае проект был уже выполнен. Работы начинаются с разметки места крепления наружного блока (в соответствии с проектом) и установки кронштейнов. Тяжелый наружный блок требуется сразу установить на место и надежно закрепить. Это один из самых ответственных этапов, поскольку нередко приходится работать на большой высоте с использованием страховки и альпинистского снаряжения. В нашем случае несколько облегчило задачу то обстоятельство, что внешние блоки сплит-системы этой модели (а мы выбрали для монтажа кондиционер компании GREE) при прочих равных параметрах более компактны, поэтому монтировать их удобнее.
После установки кронштейнов на них был закреплен с помощью мощных анкерных болтов наружный блок кондиционера. Затем монтажники приступили к бурению стены под фреоновые коммуникации. Делать это следует до прокладки трассы, предварительно удостоверившись, что в выбранном месте нет каких-либо препятствий для отверстия. Также нужно «прозвонить» стену специальным детектором на наличие и расположение в ней арматуры, труб, токопроводящих кабелей и посторонних включений, о которые бур может споткнуться.
Естественно, бурить отверстие большого диаметра в капитальной стене следует только профессиональным перфоратором, поскольку использование инструмента, рассчитанного на бытовое применение, превращает несложную в принципе операцию в долгий и мучительный процесс.
Еще один важный момент: отверстие должно располагаться как можно ближе к внешнему блоку, а если есть возможность, то прямо за ним. Длинный участок трассы по внешней стене — признак дурного тона. Теперь, взглянув на фасад здания, «украшенного» разномастными наружными блоками, вы легко сможете отличить работу профессионала от трудов посредственного ремесленника. Если при бурении отверстия для трассы не возникло проблем, можно спокойно крепить кронштейн для внутреннего блока сплит-системы.
После этого монтажники устанавливают короб, в котором трасса будет проходить от внутреннего блока до отверстия в стене. Обычно если монтаж кондиционера происходит во время ремонта помещения, то все коммуникации утапливаются в штрабе (канавке, выдолбленной в стене). В противном случае (а так бывает чаще всего) они укладываются в монтажный короб, который может быть различных цветов в зависимости от стиля отделки помещения. Так, встречаются короба под дерево, а также различные дизайнерские варианты.
Медные трубки для фреонового трубопровода монтажники обычно привозят свернутыми в бухту. Концы трубок закрыты пластиковыми заглушками. Сделано это не случайно: если в трубке окажется грязь, то, попав впоследствии в компрессор, она может вызвать его поломку.
По этой же причине трубки режутся исключительно специальным инструментом — роликовым труборезом. Ни в коем случае нельзя использовать для этого ножовку или болгарку, ибо медная стружка — злейший враг компрессора! С каждой стороны трубки монтажники оставляют запас по 20 см. Лучше потом обрезать излишки, чем напаивать недостающий отрезок. Согласитесь, тут нет места копеечной экономии!
На подготовленные выпрямленные трубки надевается теплоизоляция. Дальше две трубки и кабель питания скрепляются вместе в нескольких местах, а затем монтажники обматывают их изолентой по всей длине. Правда, данную операцию производят сотрудники не всех компаний-инсталляторов. Мы демонстрируем вам перестраховочный вариант, гарантированно защищающий теплоизоляцию трассы от насекомых, грызунов и птиц.
Излишки трубок обрезаются с помощью все того же роликового трубореза. Оставшиеся на краях заусенцы аккуратно срезаются риммером — специальным резаком для металла. При этом монтажник держит конец трубки вниз, чтобы срезанные заусенцы случайным образом не попали в нее. Затем с помощью ручного калиброванного вальцевателя трубки развальцовываются для последующего монтажа к внешнему блоку. После этого они присоединяются к соответствующим портам клапанов внешнего блока с помощью комплектных накидных гаек, которые затягиваются ключом.
Следующая технологическая операция — устройство дренажа. Чтобы вода, конденсирующаяся на теплообменнике внутреннего блока, гарантированно отводилась от кондиционера и не создавала подтеков на стенах, необходимо проложить дренажную трубку с определенным уклоном, без перегибов. Чтобы убедиться в правильности трассировки, надо обязательно произвести пролив дренажной системы. Если есть опасения, что вода может капать кому-то на голову или на дорогую иномарку, следует предусмотреть резервуар для сбора дренажа или отвести его в канализацию. Низкоквалифицированные монтажники в большинстве своем даже не задумываются об этом.
Далее внутренний блок закрывается декоративным корпусом и производится подключение расположенных на панели индикаторов. После завершения данных операций устанавливаются фильтры, а короб, в котором проложена трасса, закрывается крышкой.
Однако к эксплуатации кондиционер еще не готов. Чтобы он начал работать, в систему нужно запустить фреон, который должен находиться в конденсаторе внешнего блока. Однако предварительно из системы необходимо откачать воздух — в нем всегда содержатся водяные пары, которые при заполнении трубок трассы и испарителя внутреннего блока холодным фреоном превратятся в кристаллики льда, что может повредить компрессор. Кроме того, примесь воздуха снижает качество хладагента, а значит и эффективность теплообмена. Не будет лишним сказать, что применяемый некоторыми «умельцами» способ вытеснения воздуха из системы путем выпуска части фреона категорически недопустим. Во-первых, это не дает гарантии, что в системе не осталось воздуха. Во-вторых, только вакуумирование системы позволяет убедиться в ее герметичности, без чего нормальная работа кондиционера невозможна.
Откачка воздуха из системы производится через специальный сервисный порт на трехходовом клапане внешнего блока.
Вакуумирование производится при помощи вакуумного насоса и продолжается не менее 15 минут. Процесс контролируется согласно показаниям манометров на коллекторе. После этого следует выждать еще 15–20 минут, чтобы убедиться, что система герметична и давление в ней не растет.
После завершения вакуумирования на трехходовом вентиле открывается клапан — и система заполняется фреоном. Затем на клапаны навинчиваются заглушки, а сверху надевается защитный кожух. Заключительная операция: заполнение монтажной пеной отверстия в стене. Монтаж кондиционера закончен, теперь можно его включать!
Работоспособность сплит-системы проверяется при помощи электронного термометра. Уже через несколько минут температура воздуха на выходе из внутреннего блока опускается до 10–12 °C. Следовательно, оборудование работает нормально.
Все вышесказанное не является самоучителем по установке кондиционера. Напротив, указанные технологические операции по плечу только опытному профессионалу, снаряженному необходимым специализированным оборудованием и инструментами. Доверять монтаж кондиционера следует проверенной климатической компании, которая не только установит это оборудование, но и будет отвечать за его гарантийное и сервисное обслуживание. Кстати, гарантия на кондиционер GREE, который «участвовал» в прилагаемой фотосессии, составляет пять лет. Согласитесь, это немало, тем более если учитывать ставшие регулярными жаркие летние сезоны.