Новости / Анонсы / В Твери покажут работы старых мастеров западноевропейского искусства - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Новости / Анонсы / В Твери покажут работы старых мастеров западноевропейского искусства

В Твери покажут работы старых мастеров западноевропейского искусства

Дата публикации: 15.05.2024
438
В Тверском императорском дворце 17 мая откроется выставка «Старые мастера западноевропейского искусства XV–XVII веков», организованная Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров при поддержке Правительства Тверской области в рамках программы «Большое искусство – Большой России».
 
Во время торжественного открытия выставки состоится церемония дарения Тверской областной картинной галерее рисунка «Церковь Николы в Зверинце и Самолетный док в Твери» (1893) организатором выставки Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров. Это событие приурочено к Международному дню музеев.
 
В экспозиции выставки «Старые мастера западноевропейского искусства XV-XVII веков» показаны 27 живописных произведений и 7 образцов деревянной пластики, которые предоставлены московским коллекционером Михаилом Ефремовичем Перченко. Научный консультант выставки – В.А. Садков, доктор искусствоведения, профессор, лауреат премии Правительства России, главный научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина.
 
Коллекция старого западноевропейского искусства, принадлежащая москвичу Михаилу Ефремовичу Перченко, может не только по праву считаться одной из лучших в России, но и выглядит своеобразным звеном, связующим разные исторические этапы русского частного коллекционирования. Подбор произведений в ней состоит из нескольких достаточно цельных тематических групп. На выставке показаны наиболее ранние памятники, созданные на протяжении полутора веков немецкими и нидерландскими живописцами и скульпторами конца XIV–XVII столетий. Творчество немецких художников не только стало ярким проявлением стиля Поздней Готики, но и предвосхитило искусство Северного Возрождения (работы Бартеля Брейна Старшего, образцы творчества мастеров из ближайшего окружения Хуго ван дер Гуса, Адриана Изенбранта, Мартина Шаффнера и Ганса Леонарда Шауфеляйна).
 
Иной аспект истории нидерландского искусства XVI века – так называемый «антверпенский маньеризм» – представлен триптихом «Оплакивание Христа», предположительно исполненным так называемым Мастером Поклонения из собрания фон Грооте, и необычайно экспрессивной одноимённой композицией кисти также анонимного художника из Брюгге, условно именуемого Мастером Святой Крови. «Весёлое общество» мастерской Яна Массейса – показательный образец сложения в нидерландской живописи самостоятельного бытового жанра, который изначально был насыщен замысловатыми эмблематическими параллелями и скрытым морально-назидательным смыслом.
Триптих «ОПЛАКИВАНИЕ ХРИСТА» /центральная часть/ Дерево, масло 71×53,5 см НЕСЕНИЕ КРЕСТА (ПЛАТ ВЕРОНИКИ) /левая сторка/ Дерево, масло 71×23,5 см  ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА /правая створка/
Дерево, масло 71×23,5 см
 
О глубоких философских традициях искусства великого Питера Брейгеля Мужицкого позволяет судить повторение его несохранившейся работы, исполненное антверпенским мастером – последователем сына художника Питера Брейгеля Младшего. Произведение свидетельствует об усвоении мощной национальной культурно-философской традиции, уходящей своими корнями в искусство Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего. Будучи представителем своей эпохи и своей нации, Питер Брейгель Старший на языке метафор, достаточно хорошо понятном его современникам, размышлял о сложных проблемах мироустройства, которые всегда волновали человечество. При этом он создал устойчивый стереотип многозначных по своей содержательной структуре картин, тем самым предопределив на многие десятилетия пути развития как фламандского, так и голландского искусства (картины великого мастера продолжали копировать вплоть до конца XVII столетия). А его сын Питер Брейгель Младший и некоторые другие антверпенские художники, благодаря мастерски исполненным повторениям или их самостоятельным парафразам, сделали творческие открытия великого мастера достоянием широкого круга зрителей.
 
АНТВЕРПЕНСКИЙ ХУДОЖНИК КРУГА ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ МЛАДШЕГО Брюссель, 1564–1637/38, Антверпен СВАДЕБНАЯ ПРОЦЕССИЯ НА ФОНЕ СЕЛЬСКОГО ПЕЙЗАЖА Холст, масло 85,3×136,1 см
 
Логическим и хронологическим продолжением является разнообразная по составу подборка произведений фламандских мастеров XVII века. Славу фламандской школы составили многие выдающиеся живописцы, работавшие в разных жанрах. Здесь следует специально выделить картины пейзажистов Гиллиса ван Конинксло и Гейсбрехта Лейтенса, представителя «фигурного» жанра Хендрика ван Балена Младшего.
 
Искусство голландских мастеров XVII столетия также обладало своей спецификой. За редкими исключениями в условиях тесной зависимости от рыночной конкуренции голландские художники сосредоточили внимание на одном или нескольких жанрах, где они чувствовали себя наиболее уверенно. Одни предпочитали писать портреты, другие – пейзажи, третьи – жанровые сцены и натюрморты и т.п. По этой причине специального внимания заслуживает превосходного художественного качества «Портрет дамы с перчаткой» кисти популярного среди современников амстердамского живописца Николаса Элиаса Пикеноя.
 
Коллекционирование произведений средневековой и ренессансной скульптуры, созданных талантливыми мастерами Старых Нидерландов, Германии, Испании и Франции, относительно недавно стало предметом повсеместного увлечения, даже собирательской моды. По сравнению с живописью на досках полихромная деревянная скульптура сравнительно поздно обратила на себя внимание знатоков и коллекционеров не только как предмет старинного ремесленного творчества, но и, в первую очередь, как эстетически самодостаточный объект искусства. В настоящее время многие музеи мира сделали акцент на этом замечательном разделе мировой художественной культуры и активно пополняют свои фонды. Не отстают от них и частные коллекционеры. В этом смысле находящаяся в Москве коллекция М.Е. Перченко по своему составу и качественному уровню может быть отнесена к числу наиболее примечательных и, несомненно, самых полных в России. Она включает немало выдающихся памятников западноевропейской деревянной пластики, отдельные показательные образцы которой экспонируются на выставке в Твери.
 
Нидерланды, XV век Святой Михаил Дерево, полихромное покрытие 83×22×18 см
 
Выставка будет открыта с 17 мая по 14 июля 2024 года
 

Анонсы:

С главной лекцией на CERSAIE выступит лауреат Притцкеровской премии 2024 года архитектор Рикен Ямамото
В Вологде с 25 июля на три дня откроется Международный форум «Дерево в архитектуре»
Грядет Древолюция!
Три месяца открытой московской архитектуры. Представляем расписание экскурсий
На Cersaie 2024 главной темой работы Пресс-кафе станет «архитектурный дизайн»
 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры