Новости / События / КНАУФ помогает реставрации шедевров западноевропейского искусства в музее-усадьбе "Архангельское" - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Новости / События / КНАУФ помогает реставрации шедевров западноевропейского искусства в музее-усадьбе "Архангельское"

КНАУФ помогает реставрации шедевров западноевропейского искусства в музее-усадьбе "Архангельское"

Дата публикации: 25.11.2020
322
24 ноября в Государственном Музее-усадьбе «Архангельское» при спонсорской поддержке группы КНАУФ в присутствии представителей федеральных СМИ состоялась передача на реставрацию двух видных произведений западноевропейского искусства, которые позднее будут представлены в основной экспозиции Парадных залов Дворца, а именно:
- Картины флорентийского художника Винченцо Манноцци (1600-1658) «Ариадна» (еще совсем недавно считавшейся принадлежащей авторству болонской художницы Элизабетте Сирани (1638 – 1655), писавшей картины на библейские и мифологические сюжеты, портреты и автопортреты.
- Картины немецкого художника Ф.Г.Баризьена (1724-1796) – «Портрет курляндского герцога Петра Бирона» (1774), из коллекции фамильных портретов князей Юсуповых.
 
Объем реставрационных работ этих произведений западноевропейского искусства, запланированных в первоначальном техническом задании, оказался намного больше, чем предполагали реставраторы и сам Музей, и на некоторое время их пришлось приостановить.
 
При спонсорской поддержке Группы КНАУФ Музею-усадьбе «Архангельское» удалось возобновить реставрационные работы этих картин, чтобы в скором времени шедевры украсили экспозицию Парадных залов Дворца.
 
О занимательной истории этих картин рассказала журналистам хранитель живописи и графики Музея-усадьбы «Архангельское» Марина Краснобаева.
 
Собрание картин музея-усадьбы «Архангельское» достаточно обширное, значительную часть его составляют итальянские художники. Владелец Архангельского Н.Б. Юсупов (1751 – 1831) увлекался коллекционированием художников итальянской, особенно болонской школы и приобрел два полотна кисти Элизабетты Сирани – «Ариадна» и автопортрет художницы. «Ариадна» экспонировалась среди картин Галереи, располагавшейся в западном флигеле около Большого дома в Архангельском. Она находилась в собрании музея постоянно, но после 1917 года хранилась в запасниках и была извлечена всего несколько лет назад, когда возникла необходимость организации экспозиции с центральной картиной большого формата в «Кабинете» усадьбы. Для чего картину отправили на реставрацию, когда и возникли сомнения в ее авторстве.
 
 
Изначально считалось, что автор картины «Ариадна» - болонская художница Элизабетта Сирани. По всей видимости, так думал и Юсупов. Однако после начала реставрации и исследования картины с применением современных технологий возникло предположение, что на самом деле она является подлинником работы флорентийского художника Винченцо Манноцци, копия которой находится в галерее Уффици.
 
Над реставрацией картины для приведения её в экспозиционное состояние, начиная с 2018 года, работала целая группа специалистов во главе с заведующей отделом реставрации масляной живописи АО МНРХУ Юлией Савцовой, которая подробно рассказала журналистам о ходе реставрационных работ, предположениях об истинном авторстве картины, возникших у реставраторов и предполагаемых доказательствах ее принадлежности кисти Винченцо Манноцци.
 
Первоначально предполагавшийся техническим заданием объём работ по реставрации картины оказался значительно больше запланированной сметы, и реставрацию пришлось на некоторое время отложить.
 
Теперь реставрация этого шедевра может быть завершена благодаря поддержке КНАУФ. Об этом договорились в ходе встречи управляющий группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ Янис Краулис и директор Музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный. Компания КНАУФ участвует в различных культурных проектах в тех городах, где работает, поэтому идея была поддержана и были выделены дополнительные средства на завершение реставрации полотна, столь важного для экспозиции Музея. Планируется, что реставрация продлится около года, после этого полотно выставят в одном из помещений Большого дворца.
 
При этом «повезло» и еще одной картине – выделенных средств хватит и на реставрацию портрета курляндского герцога Петра Бирона авторства Фридриха Баризьена, полотен которого в целом сохранилось не так много. Эта работа – самое раннее сохранившееся изображение Петра Бирона, сына знаменитого регента Эрнеста Иоганна Бирона и мужа Е.Б. Юсуповой (1747 -1780), родной сестры Н.Б. Юсупова, известного екатерининского вельможи. По одним сведениям, портрет был послан невесте, по другим, Бирон захватил его с собой, отправляясь в Санкт-Петербург.
 
 
По окончании реставрации картину планируют поместить в специальную экспозицию, связанную с историей рода князей Юсуповых, ведь подобные картины имеют не только художественную, но и историческую ценность.
 
«Мы решили поддержать реставрацию картин, так как корпоративная социальная ответственность является неотъемлемой составной частью нашей предпринимательской деятельности в России», - комментирует участие компании Управляющий группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ Янис Краулис, - «КНАУФ как семейная компания считает своим долгом вносить вклад в сохранение наследия человечества и всегда помнит о том, что именно мы оставим нашим потомкам – будь то крепкие надёжные здания или предметы искусства».
 
На фото: Представили приглашенным журналистам передаваемые на реставрацию картины руководитель службы корпоративных коммуникаций группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ Леонид Лось и хранитель живописи и графики музея-усадьбы «Архангельское» Марина Краснобаева
 
Дополнительная информация:
 
Картина «Ариадна», ранее приписываемая Элизабетте Сирани, была куплена князем Н.Б. Юсуповым (1751-1831) и экспонировалась среди картин Галереи, располагавшейся в западном флигеле около Большого дома в Архангельском. После 1917 года оказалась в собрании Музея-усадьбы «Архангельское». Постоянно находилась в запасниках музея, не привлекая внимание специалистов из-за плохой сохранности красочного слоя с многочисленными разновременными реставрационными записями. Впервые была опубликована В.Э.Марковой (ГМИИ им. А.С.Пушкина) как копия с картины Винченцо Манноцци (1600-1658) в 2004 году. Первое предварительное исследование картины в инфракрасных лучах, проводившееся в музее в 2013 году, выявило фрагменты с исправлениями нижележащего под красочным слоем рисунка, не встречающихся в копиях. В 2018 году был выполнен целый комплекс работ по реставрации картины в АО «МНРХУ», позволивший считать картину оригиналом В.Манноцци. 
 
Портрет из Архангельского курляндского герцога Петра Бирона авторства придворного художника герцога Ф.Г.Баризьена, академика петербургской Академии Художеств - самое раннее сохранившееся изображение Петра Бирона. Появление портрета герцога Бирона в собрании Юсуповых связано с замужеством Е.Б.Юсуповой (1747-1780), родной сестры Н.Б.Юсупова (1751-1831), известного екатерининского вельможи. По одним сведениям, портрет был послан невесте, по другим, П.Бирон захватил его с собой, отправляясь в Санкт-Петербург.
 

События:

Открылась весенняя сессия CERAMBATH 2024
Проект Пушкинского музея «Искусство жить дома» расширяется, выходя из столиц
Искусство в интеллектуальной литературе
Весна – время интеллектуальной литературы
В ММОМА открылась выставка Николая Шумакова "Сингулярность"
 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры