Новости / События / Как рождалась новая архитектура СССР? - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Новости / События / Как рождалась новая архитектура СССР?

Как рождалась новая архитектура СССР?

Дата публикации: 28.09.2023
442
В галерее ВХУТЕМАС МАРХИ открылась выставка «Рождение новой архитектуры. CCCР на стройке первой выставки». Экспозиция посвящена архитектурным новациям всемирно-известной Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года, павильоны которой были построены по проектам выдающихся русских архитекторов – мастеров эпохи конструктивизма. Символический павильон достижений архитектуры того времени, включающий шесть разделов - движение, типология, конструкция, цвет, синтез и планировка, будет работать в МАРХИ всего месяц, до 26 октября.
 
«Наша выставка совмещает в себе два важных юбилея: 150 лет великому Алексею Викторовичу Щусеву и 100 лет со дня открытия первой масштабной выставки Советского Союза – Всероссийской сельскохозяйственной кустарно-промышленной выставки, где Щусев был главным архитектором.
Экспозиция позиционируется как павильон, представляющий архитектурные новации 1923 г. Мы проанализировали главные особенности архитектуры и генплана Выставки и представили их в виде шести тематических разделов», - рассказывает куратор проекта, главный хранитель фондов Музейно-библиотечного комплекса МАРХИ Мария Костюк. 
 
На выставке представлены графические работы, фотографии, макеты, документы из различных музеев и архивов: Музейно-библиотечный комплекс МАРХИ; ФГБУК «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева; ГБУК города Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»; Российский государственный архив кинофотодокументов; Российский государственный архив экономики; Российская государственная библиотека; Музей современного искусства «Гараж».
Часть экспонатов демонстрируется впервые. В частности, в экспозиции представлены эскизы росписи павильона «Главрыба», генеральный план Выставки архитектора Кузнецова, а также некоторые работы из мастерской Щусева и его переписка с участниками Выставки. Впервые можно увидеть Личное дело А. В. Щусева периода работы в МАРХИ. 
 
 
«Важно, что через эскизы и работы Щусева, представленные сегодня в экспозиции, можно увидеть манеру мастера, его характер, творчество, самовыражение. Это интересно нам, как профессионалам. Поэтому студентам архитектурных и строительных вузов, в первую очередь, нужно будет посетить выставку, здесь есть чем вдохновиться. А главное, что за выставкой работа по теме не ограничится. В рамках большого проекта МАРХИ и издательства «КУЧКОВО ПОЛЕ МУЗЕОН», который реализуется на средства гранта «Президентского Фонда Культурных Инициатив», пройдет лекторий, фестиваль уличного искусства, выставка уникальных работ архитектора Щусева, которые ещё не были представлены общественности, и много другое, так что проект будет развиваться», - комментирует проректор МАРХИ по учебной работе и развитию Виталий Кочергин. 
 
Выставку сопровождают уникальные кадры кинохроники 1923 года из Российского государственного архива кинофотодокументов. Ей отдан самый центр выставочной площади. На ней запечатлена история создания павильонов выставки, ее участников и гостей. В таком объеме кадры кинохроники 1923 года еще нигде не экспонировались.
 
«Впервые в кинохронике я увидела улыбающегося Щусева. Я видела много его фотографий, и на всех он очень суровый, со взглядом, от которого холодеет кровь. А на кадрах хронике это совершенно живой человек, который общается, жестикулирует, улыбается», - рассказала Мария Костюк. 
 
ВСХВ 1923 года была не только одним из самых знаковых экономических и агитационных событий советской России, она стала площадкой для практического опыта молодых архитекторов 1920-х годов, основоположников русского авангарда. Ладовский, Мельников, Гинзбург, Голосов и многие другие творцы представили там свои проекты. Щусев был назначен главным архитектором Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, которая торжественно открылась в августе того же года на месте современного ЦПКиО им. М. Горького и Нескучного сада. Перед Щусевым и его коллегами стояла сложная задача – создать на территории площадью около 100 га грандиозный архитектурно-художественный ансамбль, поражающий смелостью и красотой замысла, которая в итоге была успешно выполнена на высочайшем профессиональном уровне. Фактически, это был первый реализованный масштабный градостроительный проект советской России. 
 
«Даже для профессионального сообщества архитектура Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года остается малоизученной. Информации о ней мало. А ведь она занимала огромную территорию нынешнего Парка Горького и Нескучного сада и прилегающих земель на другой стороне реки. И за короткое время был возведен целый ансамбль – свыше 255 павильонов,   театром, железнодорожным вокзалом. И вся ответственность за организацию этого пространства лежала на Щусеве. Поэтому наш проект призван больше рассказать о выставке, ее архитектуре и роли Щусева», - подытожила куратор. 
 

События:

В Москве открылся Солнечный сад Зураба Церетели
Открылась весенняя сессия CERAMBATH 2024
Проект Пушкинского музея «Искусство жить дома» расширяется, выходя из столиц
Искусство в интеллектуальной литературе
Весна – время интеллектуальной литературы
 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры