Новости / События / Как создавались «Руанские соборы» Клода Моне? Секреты мастера раскрывает ГМИИ им. А.С. Пушкина - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Реклама
Вы здесь: Главная / Новости / События / Как создавались «Руанские соборы» Клода Моне? Секреты мастера раскрывает ГМИИ им. А.С. Пушкина

Как создавались «Руанские соборы» Клода Моне? Секреты мастера раскрывает ГМИИ им. А.С. Пушкина

Дата публикации: 30.01.2024
282
В главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 30 января 2024 открылась выставка «"Руанские соборы". Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Она продлится до 10 марта.
 
Экспозиция посвящена итогам масштабного научного проекта по изучению двух полотен Клода Моне из серии «Руанский собор», занимающей особое место в творчестве художника. По разным данным, вместе с эскизами она насчитывает до 40 работ, две из которых находятся в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина – «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером». Серия изображений собора в Руане является своеобразным «живописным манифестом» не только самого художника – одного из величайших представителей импрессионизма, но и всего направления в целом. Работая с красками, Клод Моне стремился передать цвета и игру света, а также выяснить, насколько точно можно изобразить эффекты солнечного света с помощью живописи.
 
Выставка рассказывает о творческом методе Клода Моне, об особенностях его живописной техники, о том, какие краски и холсты он предпочитал использовать и сколько времени потребовалось на написание картин. Представлены результаты исследования, а также показаны экспонаты, раскрывающие историю создания произведений, и примеры материалов, с которыми работал художник. 
 
Фото: Антон Баклыков
 
Присутствие в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина сразу двух картин из одного цикла позволило провести не только комплексное технико-технологическое исследование каждой работы, но и их сравнительный анализ. В рабочую группу проекта вошли ведущие химики, технологи, реставраторы и искусствоведы. Были проведены рентгенографирование, изучение в ИК-лучах, анализ структуры и состава пигментов красочного слоя и другие технологические исследования, благодаря которым были получены новые данные о методах работы мастера. 
 
Художник работал над циклом с 1892 по 1894 год. Моне интересовало преломление света на фасаде Руанского собора и передача этих световоздушных эффектов в живописи. Он мог писать до 14 картин одновременно, так как солнечный свет менялся очень быстро. Изначально художник планировал сохранить целостность серии, продав все работы в одни руки. Но цена оказалась слишком высока, и картины разошлись по разным собраниям. В настоящее время произведения серии находятся в крупнейших музеях мира и частных коллекциях. 
 
Две картины серии – «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером» – попали в Россию благодаря собирательскому азарту известного коллекционера Сергея Ивановича Щукина; одна из работ была приобретена прямо в мастерской Моне в Живерни. Коллекция Щукина включала самое передовое французское искусство и была открыта публике, что оказало существенное влияние на развитие русской живописи. После революции собрание было национализировано и стало частью Государственного музея нового западного искусства. 
 
Клод Моне. Руанский собор в полдень (Портал и башня д'Албань). 1893 – 1894
 
Клод Моне. Руанский собор вечером. 1892 – 1894. Иллюстрация предоставлена ГМИИ им. А.С. Пушкина
Руанский собор. Фото журнала "Современный Дом", 2010 год
 
С 1948 года «Руанские соборы» Моне являются частью собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. На протяжении многих лет полотна находились под наблюдением специалистов для контроля состояния сохранности. Новые возможности технико-технологической экспертизы позволили провести глубокое исследование, а также разработать план дальнейшего сохранения и консервации произведений.
 
В результате исследований, изучив технику исполнения «Руанских соборов» Клода Моне, а также проведя анализ холстов, грунта и состава пигментов красочного слоя, специалисты музея выяснили ряд интересных аспектов создания картин, среди них:
- Быстро высыхавшие свинцовые белила были основой для высветленной гаммы. В попытках достичь нужного тона художник выдавливал краски прямо из тюбиков и, не добавляя растворитель, наносил их друг на друга то впритирку, то густыми наложениями мазков. Рентгеновские снимки картин выявили длительный и напряженный процесс создания эффектов живописной фактуры здания. Не внося каких-либо композиционных изменений, Моне будто «вылепил» кистью шероховатую поверхность готического собора; 
- рентгенография и съемка в инфракрасной зоне спектра показали, что художник не использовал предварительный рисунок и не изменял композицию в процессе работы над картинами. Клода Моне интересовали преимущественно световые и тональные эффекты, передаче которых он уделял много времени;
- при исследовании картин в рентгеновских лучах стало очевидно, что обе картины отличаются по количеству красочных слоев: в «Руанском соборе в полдень (Портал и башня д’Альбана)» в отдельных образцах насчитывается до двадцати слоев краски, в «Руанском соборе вечером» – не более трех–пяти. «Руанский собор в полдень» оказался для художника более сложным колористическим вызовом. Игра рефлексов на непрерывно меняющем свой облик соборе не давала покоя художнику, заставляя снова и снова накладывать слои краски, чтобы достичь нужного эффекта.
 
Уместно отметить, что к выставке подготовлена образовательная программа.
 
Кураторы проекта: Анна Познанская, заместитель заведующего отделом нового западного искусства; Юлий Питеря, заведующий отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ.
 
 

События:

В Москве открылась "Российская строительная неделя"
На «Российской строительной неделе-2024» обсудят актуальные вопросы отрасли
«Российская строительная неделя» подготовила к своему 5-му юбилейному сезону новый сайт
«Поклонение волхвов» Отто ван Вена теперь в Пушкинском музее
В Москве на три дня открылся АРТДОМ
 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры