Картина одного из крупнейших фламандских мастеров XVII века пополнила коллекцию ГМИИ им. А.С. Пушкина. Значимость «Поклонения волхвов» для музейного собрания обусловлена высоким художественным качеством произведения, созданного главным учителем и наставником П.П. Рубенса. Кроме того, эта выполненная на дереве работа отличается сравнительно большими размерами, к которым ван Вен прибегал редко, предпочитая писать картины малого («кабинетного») формата. С 20 февраля «Поклонение волхвов» Отто ван Вена представлено в зале 10 постоянной экспозиции в Главном здании Пушкинского музея.
Отто ван Вен (1556–1629) – живописец, рисовальщик и книжный иллюстратор, один из крупнейших фламандских мастеров эпохи маньеризма. Живя в Антверпене и Брюсселе, имел большую мастерскую, в которой с 1594 по 1598 годы обучался, а затем работал в качестве помощника гениальный П.П. Рубенс. В настоящее время живописные и графические работы ван Вена находятся во многих крупных музеях Европы и США, однако с наибольшей полнотой его творчество представлено в музеях и церквях Антверпена и Брюсселя.
До 1572 года ван Вен обучался в мастерской И.К. ван Сваненбюрга в Лейдене, затем работал в Аахене и Антверпене. Художественное образование продолжил в Льеже, в мастерских Д. Лампсония и Ж. де Рамея. С 1575 по 1583-й жил в Риме, где испытал сильное влияние произведений Ф. Цуккаро, Л. Чиголи и мастеров их круга. В 1584–1585 годах жил в Кёльне и Мюнхене исполняя заказы Эрнста Баварского. По возвращении во Фландрию в 1585-м работал в качестве придворного художника Алессандро Фарнезе в Брюсселе. После смерти патрона в 1592-м переселился в Антверпен, где женился и стал мастером местной гильдии Святого Луки, а с 1602 по 1603 годы занимал должность ее декана. В 1599-м художник принимал участие в украшении улиц и площадей Антверпена по случаю торжественного въезда в город эрцгерцога Альберта и его супруги Изабеллы – новых правителей Южных Нидерландов. С 1612 года работал в Брюсселе в качестве придворного мастера эрцгерцогской четы, а с 1620-м был мастером брюссельской гильдии художников.
Анализ живописной манеры, приемов пластической моделировки, колористического строя и особенностей трактовки лиц и фигур в картине «Поклонение волхвов» убедительно доказывают ее принадлежность кисти ван Вена. Произведение отличается высоким уровнем художественного качества и было создано прославленным мастером в антверпенский период его творчества, около 1600 года. В это время художник пользовался широкой известностью, исполняя многочисленные заказы местных монастырей, храмов и гильдий ремесленников. Формат работы позволяет предположить, что она была исполнена по заказу частного лица для домашней капеллы.
События: