В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко». Ни один другой город мира не овеян таким количеством легенд, как Рим. В нем памятники разных эпох составляют единое целое. Кураторы предлагают проследить один из наиболее интересных процессов развития градостроительной мысли, зафиксированных человечеством. Проект призван осветить не только последовательное становление современного облика Рима, историю изменения его пространства и архитектуры в период с конца XV до середины XVIII века, но и сущностную для Рима идею Вечного города как самого большого целостного произведения искусства.
В экспозиции, расположившейся в Белом зале, Колоннаде, залах 19–20 главного здания Пушкинского музея, представлено более 150 произведений из коллекции Максима Атаянца, собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея.
Традиционно для большого выставочного события, и в то же время перекликаясь с названием, экспозиция открывалась в три этапа: первый - для прессы, вторым стал вечерний торжественный прием, а уже со следующего дня ее могли осмотреть все желающие.
На открытии выступили директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Елизавета Лихачева, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа Василий Успенский, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа Александр Конев и архитектор Максим Атаянц (слева направо)
Обилие гостей вечернего приема доказало огромный интерес к выставке
Исследуемый на выставке архитектурный феномен Рима возник в XVI–XVII веках, когда римские папы стали ощущать себя преемниками цезарей и загорелись идеей возрождения древнего города. В Средние века Рим лежал в руинах, некогда гигантский мегаполис сжался до нескольких районов. Начиная с эпохи Возрождения сквозь опустевший город начали прокладывать длинные прямые улицы, соединявшие главные святыни города и предназначенные для торжественных шествий и потоков паломников.
Некоторые гравюры могут служить учебным пособием для архитектора, показывая конструкцию здания
Ориентирами путникам становились древние обелиски, что по повелению понтификов ставились перед фасадами церквей — древнее соединялось с современным. Аналогичным образом триумфальные колонны древнеримских императоров увенчивались статуями христианских святых, а фигура архангела Михаила была водружена на бывший мавзолей императора Адриана, ставший папской цитаделью и получивший название замка Святого Ангела.
Масштабные стройки — от ансамбля Капитолийской площади, спроектированного Микеланджело, до грандиозной базилики Святого Петра, над возведением которой на протяжении 120 лет трудилось несколько поколений архитекторов, — стремились возродить славу древнего города. В XVII веке великолепные барочные ансамбли Бернини и Борромини окончательно реализовали мечту о возрождении Вечного города.
Центральное место в повествовании о трансформации города занимает фигура итальянского архитектора и инженера Доменико Фонтана, выступившего и как урбанист, преобразовавший городское пространство. Покровителем Фонтаны был римский папа Сикст V (Феличе Перетти), имя которого получили спроектированные архитектором монументальный фонтан Аква Феличе и дорога Страда Феличе. Одним из программных архитектурных начинаний Сикста V была установка на площадях Рима древних обелисков, когда-то привезенных римскими императорами из Египта в качестве трофеев. Установленные в ключевых точках города, они завершали собой длинные и прямые улицы, ясной геометрической сеткой соединившие все паломнические места, и стали олицетворять власть церкви над всем гигантским пространством Рима — как нового, барóчного, так и древнего.
Самый знаменитый из обелисков Сикста V — Ватиканский, был передвинут со своего античного места слева от собора Святого Петра в центр площади перед базиликой. Сложная инженерная задача потребовала больших усилий и таланта Доменико Фонтаны.
На выставке представлено редкое, богато иллюстрированное издание 1590 года, запечатлевшее это и другие градостроительные свершения архитектора, «О перемещении Ватиканского обелиска и о постройках нашего господина папы Сикста V, осуществленных кавалером Доменико Фонтаной, архитектором его святейшества».
В XVI–XVIII веках Рим был самым изображаемым городом мира. Десятки художников из разных стран стремились запечатлеть его облик: для одних он был важен как средоточие античных памятников, для других — как центр католического мира, для третьих — как образец современной архитектуры. Благодаря этим работам исследователи могут проследить последовательную трансформацию города и его образов: от меланхоличных руинных пейзажей XVI века до триумфальных городских видов эпохи барокко.
Внимательный зритель на выставке сможет заметить, как отличаются взгляды художников на город в разные эпохи; увидит, что изменения происходят на нескольких уровнях с различной скоростью: античные памятники почти неизменны, архитектурный пейзаж вокруг них преображается куда быстрее и радикальнее и, наконец, меняются и сами обитатели города — их внешний вид, статус, манеры.
Венец многовековой традиции римской ведуты — знаменитые гравюры Джованни Баттисты Пиранези, ставшие главным портретом города, в котором Античность и барокко окончательно слились в единое целое. Изображая тот или иной памятник, Пиранези всегда старался показать его контекст, выстраивая вид так, что на дальнем плане оказывались какие-то другие значимые постройки, нередко изображенные в других листах одной серии гравюр. Тем самым он позволял зрителю путешествовать от одного здания к другому и подчеркивал связанность римского городского пространства.
Большинство представленных гравюр принадлежит собранию архитектора Максима Атаянца — одной из лучших и наиболее обширных мировых коллекций гравюр, посвященных Риму.
Максим Атаянц эмоционально рассказал о гравюрах, посвященных Риму, и истории своей коллекции
Графические листы из коллекции Максима Атаянца дополнены гравюрами и рисунками из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также живописными видами Рима XVIII века, созданными Джованни Паоло Панини и Бернардо Беллотто из собрания Пушкинского музея.
Впервые показаны вместе четыре живописные работы Беллотто, написанные в одной серии и разделенные в 1930-х годах между собраниями ГМИИ им. А.С. Пушкина, Дальневосточного художественного музея и Нижегородского государственного художественного музея.
Из особенно интересных экспонатов — гравюра Михаэля Вольгемута из «Всемирной хроники» Хартмана Шеделя — одна из первых панорам Рима. Кроме того, на выставке показаны редкие античные памятники из собраний М.Б. Атаянца и Пушкинского музея.
Среди ключевых экспонатов — планы Рима разных времен, наиболее показательно отражающие преображение города.
План Антонио Темпесты (1593) показывает Рим, уже оправившийся от упадка времен Авиньонского пленения и разграбления 1527 года ландскнехтами Карла V. Им можно полюбоваться и в увеличенном масштабе.
План Рима Антонио Темпесты
План Рима Джованни Баттисты Нолли (1748) — это первая географически верная карта, фиксирующая облик уже полностью построенного барочного города, в том виде в каком его центр по большей части сохраняется и по сей день.
К выставке подготовлен каталог, образовательная и инклюзивная программы, включающие лекции, мероприятия, экскурсии.
Кураторами выставки стали: Елизавета Лихачёва, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина; Максим Атаянц, архитектор; Василий Успенский, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа; Александр Конев, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа.
Выставка работает до 15 сентября 2024 года. Успейте прийти в гости к Вечному городу, Вас ждут!
События: