17 декабря в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина состоялась пресс-конференция, посвященная итогам работы в 2024 году и планам на 2025 год. В событии, которое состоялась в по предновогоднему украшенном парадном пространстве Итальянского дворика, приняли участие директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, искусствовед, историк архитектуры Елизавета Лихачёва, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе, искусствовед Илья Доронченков, заместитель директора, главный хранитель ГМИИ им. А.С. Пушкина, искусствовед Татьяна Потапова. По большому числу собравшихся представителей различных СМИ — от телевидения, бумажных и электронных изданий, а также блогеров — было понятно, что к выступлению руководства одного из главных музеев страны проявляется большой интерес и ожидается получить много информации. Тем более, что Елизавета Лихачёва на своем посту находится пока только полтора года, полна энергии и определенно обладает видением куда следует направить музейную жизнь. Надо сказать, что ожидания журналистов вполне оправдались.

Всем известно, что ГМИИ им. А.С. Пушкина — музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства — от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.

Однако важно отметить, что Пушкинский музей является также одной из крупнейших научных институций в нашей стране. Этой составляющей деятельности музея, практически скрытой от публики, было уделено значительное внимание выступавших на конференции. Сотрудники музея на постоянной основе проводят сложные научные и технико-технологические исследования, на основе которых организовываются концептуальные выставочные проекты. По итогам научных работ ГМИИ им. А.С. Пушкина ежегодно готовит различные издания. В музее и за его пределами регулярно проводятся научные конференции и круглые столы с участием экспертов ГМИИ им. А.С. Пушкина. Ежегодно осуществляется реставрация около 700 произведений. Часть из них проходит сложную реставрацию, часть приводится в экспозиционный вид для выставок и демонстрации в постоянной экспозиции.
Илья Доронченков подчеркнул: «Люди в музее по-настоящему преданы своему делу, своему исследовательскому интересу, и именно это движет музеем изнутри, это невидимые миру движения. Выражаются они в научных публикациях – это статьи, точные, с огромным количеством сносок, выверенные и довольно конкретные по выводам. Нашему посетителю доступнее и ближе выставки. В их основе тоже лежит кропотливое, глубокое, очень заинтересованное и страстное исследование. Я могу много рассказывать про научные конференции, доклады и публикации. Но интереснее те истории, те интриги, которые лежат в основе наших выставок. Повторюсь, за хорошей настоящей выставкой стоит глубокое исследование и выявление подлинного».
Татьяна Потапова сообщила: «Возвращаясь к теме реставрации я хочу сказать, что этот год был достаточно благоприятный с точки зрения результатов, которых мы достигли. Мы провели реставрационные работы средней и высокой степени сложности в отношении 750 экспонатов. Произведения готовились не только к реэкспозиции, но и к выставкам. В этом году это замечательный результат. Мы показали более 800 произведений на выставках в музее. Более 200 произведений экспонировалось в филиалах. Пушкинский музей участвовал в 48 выставках вне музея, на них экспонировалось около 700 произведений. Надо отметить, что мы активно предоставляем свои экспонаты для музеев в Москве и регионах. Многие московские музеи регулярно запрашивают наши произведения на выставки. Востребованность нашей коллекции связана с тем, что мы большую ее часть передали в Госкаталог, и информация о нашей коллекции стала доступной для многих музеев и исследователей».
Непрерывно развивается и расширяется работа с регионами. Сегодня Пушкинский музей является флагманом научно-просветительской деятельности в сфере искусства в России и реализует свои проекты по всей стране — от Калининградской области до Камчатского края. Его деятельность включает выставки на площадках музеев-партнеров, региональные проекты и работу филиалов в регионах России. Одной из таких «передвижных» выставок была «Древний Египет. Искусство бессмертия». Ее показали во Владивостоке, Новосибирске и Нижнем Новгороде, а, забегая вперед – в планы музея – отметим, что в следующем году экспозицию смогут увидеть жители Рязани и Салехарда.
ГМИИ им. А.С. Пушкина осуществляет просветительскую деятельность на территориях новых субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день Пушкинский музей открыл семь детских центров при музеях на новых территориях, а также оказывает методическую поддержку Донецкому республиканскому художественному музею в городе Донецке. Уместно отметить, что планируется организовать работу детских образовательных центров не только в Новороссии, а и в других регионах страны, это могут быть уроки в музее и летние школы-практики. Елизавета Лихачева подчеркнула важность детских и молодежных программ и напомнила, что в СССР существовали программы эстетического воспитания.
В 2024 году прошло поэтапное обновление постоянной экспозиции искусства старых мастеров. Состоялось заседание Попечительского совета ГМИИ им. А.С. Пушкина в обновленном составе. На основе серии аудиторных исследований и глубинных интервью Пушкинский музей осуществил ребрендинг и в сентябре представил обновленные логотип и фирменный стиль.
Рассказав об основных деятельности музея в уходящем году, директор музея перешла к делам грядущим.
В 2025 году в музейных пространствах пройдут выставки зарубежного и русского искусства, современных художников и старых мастеров. Весной в Главном здании откроется выставка «Вернуть будущему. К истории шедевров, утраченных и сохраненных во Второй мировой войне», посвященная 80-летию Победы. На ней покажут произведения, спасенные в Берлине после взрыва бункера Фридрихсхайн в мае 1945 года и отреставрированные сотрудниками ГМИИ им. А.С. Пушкина. Музей впервые представит восстановленные предметы в таком объеме, включая единственную в России скульптуру Донателло. В рамках этой выставки готовится и проект, посвященный уничтоженным во время войны новгородским памятникам домонгольской эпохи. Часть артефактов было превращено в пыль, некоторые удалось вернуть к жизни, что является огромное заслугой реставраторов.
В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков в первой половине года откроется выставка «Французский рисунок XIX века. Энгр, Делакруа, Домье и другие». Кстати, сейчас здесь проходит выставка "
Неизвестный Щукин. Не только новое искусство", полюбоваться можно также богатой музейной коллекцией работ импрессионистов.
Масштабная выставка «Музей Барятинских. Европейское искусство XVII–XIX веков» покажет ключевую часть одного из крупнейших художественных собраний России. По словам Елизаветы Лихачевой показ коллекции князей Барятинских можно считать выставкой года. В рамках этого проекта ведется реставрация нескольких довольно серьезных предметов из собраний музеев Курска, потому что большая часть коллекции князей попала именно туда и осталась на Курской земле, где находилось главное имение Барятинских.
Елизавета Лихачёва рассказала: «Для нас очень важны проекты, связанные с Крымом и территорией новых субъектов Российской Федерации. В 2025 году мы откроем выставку, посвященную 80-летию Боспорской экспедиции Пушкинского музея, которая с июня 1945 года работает в Керчи и окрестностях. Важной для нас является и просветительская деятельность ГМИИ им. А.С. Пушкина на территории новых субъектов РФ. Прежде всего, это открытие детских центров при музеях и организация программ стажировок для их сотрудников. В следующем году мы покажем коллекцию одной из выдающихся художниц Татьяны Мавриной, единственной художницы из СССР, которая получила Премию Андерсона. Выставочных проектов у нас будет много».
ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжит региональную деятельность: уже в январе 2025 года стартует 18-й Фестиваль современного искусства «Аланика» в регионах Северного Кавказа, в Нижнем Новгороде откроется выставка «Прелесть причуды» – диалог искусства XVIII и XXI веков. Продолжит путешествие по городам России и выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия».
Пожалуй, одной из важнейших новостей стали объявленные сроки ввода в строй новых зданий Музейного Квартала (в связи со значительным расширением Пушкинский музей получит именно такую классификацию) и начала реставрации основного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Здесь можно несколько успокоить посетителей, планирующих поход в Пушкинский музей. Как водится, строители несколько сдвигают даты сдачи новых помещений, куда должны перенести произведения искусства. Елизавета Лихачева сообщила, что к концу 2025 года Минстрой, который курирует строительство объектов музея, и председатель Попечительского совета музея Марат Хуснуллин обещали закончить строительство первого здания - депозитария и экспозиционного корпуса. А открыть его должны для публики только осенью 2026 года. И вот тогда начнутся работы по реконструкции нынешнего главного здания музея, которые, по словам директора, просто необходимы, ведь капитальный ремонт постройки, которой сейчас около 120 лет, проходил в конце 1950-х.
Планируется, что все построено будет до 2030 года, когда заработает Музейный Квартал. Его суммарная площадь помещений увеличится на 100 000 кв.м., из них экспозиционная площадь составит 30 000 кв.м, что в три раза больше имеющейся в настоящий момент.
В общем, времени терять все же не надо и желательно успеть насладиться выставками 2025 года в интерьерах исторического здания!
События: