Московский музей дизайна и Государственная Третьяковская галерея с 27 декабря открывают выставку «110 | Российский дизайн 1915–2025». Она проходит в Западном крыле Новой Третьяковки на Крымском валу 10.
На пресс-открытии выставки, состоявшемся 26 декабря, пожалуй, главным, но не высказанным вопросом было «А почему именно 110 лет взято для создания ретроспективы российского дизайна»? Организаторы не стали дожидаться его озвучивания и приветственной речи пояснили, что решили начать временной отсчет в экспозиции с легендарной «Последней футуристической выставки 0,10», прошедшей в Санкт-Петербурге в 1915 году. Именно там были представлены знаковые работы, такие как «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Угловой контррельеф» Владимира Татлина, которые стали отправной точкой для супрематизма и конструктивизма. Эти направления не только определили облик российского дизайна, но и оказали влияние на весь мир.

«Выставка станет для дизайнеров инструкцией по использованию культурного наследия в современных дизайн-проектах. А для массовой аудитории — увлекательным путешествием в прошлое, в котором они найдут множество знакомых с детства предметов, узнают истории их создания и имена дизайнеров, а также познакомятся с современными дизайнерами из разных уголков России», рассказала Александра Санькова, директор Московского музея дизайна.
Открыла выставку Александра Санькова, она рассказала подробности о концепции экспозиции
На выставке представлено более 700 экспонатов, иллюстрирующих ключевые стили: от футуризма и конструктивизма до хай-тека и постмодернизма. Особое внимание уделено русским и советским культурным кодам, а также современным явлениям — арт-дизайну и коллекционным объектам.
Московская неделя интерьера и дизайна — одно из крупнейших событий в этой сфере — выступила соорганизатором выставки. Более 45 участников мероприятия сформировали основу современной части экспозиции и представили свыше 100 предметов, демонстрируя, как индустрия развивается в России сегодня.
Пятая Московской недели интерьера и дизайна, прошедшая на ВДНХ с 29 ноября по 2 декабря, неслучайно стала соорганизатором выставки. Главная тема была посвящена переосмыслению русских традиций — современные дизайнеры объединили прошлое и будущее, используя народные мотивы, технологии и инновационные идеи.
Партнерами проекта стали:
– Mantera Suprime — люксовый отель, который откроется в Сочи в 2025 году. Его архитектура вдохновлена курортами 40–50-х годов и, согласно концепции, станет символом сочетания ар-деко, неоклассики и современных технологий. По словам авторов проекта, они вдохновлялись образом исторического санатория имени Серго Орджоникидзе, построенного в Хостинском районе Сочи по указу наркома тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе. Его первое название - «Нартяжмаш», а позже его переименовали в честь наркома. Санаторий, кстати, существует до сих пор, но запущен, планируется реконструкция.
– Мебельная компания «Отечество», бренды FAMA, Nordeco и Hettich предоставили материалы, мебель и оборудование, помогая воплотить экспозицию в жизнь.
Образовательную программу выставки курирует Школа дизайна НИУ ВШЭ.
Кураторы выставки: Александра Санькова, Азат Романов и Наталья Пожидаева.
Творческая команда организаторов выставки
Предлагаем небольшой фоторепортаж:
Самовар-зарядка телефонов. Это уже предмет современного искусства
События: