Новости / События / Калейдоскоп времени Бориса Мессерера - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Вы здесь: Главная / Новости / События / Калейдоскоп времени Бориса Мессерера

Калейдоскоп времени Бориса Мессерера

Дата публикации: 02.06.2025
84
Московский музей современного искусства (ММОМА) открывает масштабную персональную выставку Бориса Асафовича Мессерера — сценографа, живописца, графика, уже около 70 лет синтезирующего свои художественные поиски и индивидуальный стиль в самых разнообразных жанрах — от сценографии до книжной иллюстрации. В экспозицию, получившую название «Калейдоскоп времени», войдет более 150 работ, демонстрирующих многообразие творческих методов мастера и охватывающих период с конца 1950-х по 2020-е гг.: макеты оформления театральных постановок, инсталляции, акварели, офорты, живопись, ранние образцы которой станут ключевой составляющей выставки.
 
Творческая многогранность Бориса Мессерера была предопределена семьей и ее кругом: его отец — артист балета, балетмейстер Асаф Мессерер, мать Анель Судакевич — актриса немого кино, художница по костюмам, двоюродная сестра — балерина Майя Плисецкая. Среди тех, кто окружал с детства будущего художника, были люди театра, балета, кино. Поле синтеза искусств не могло не оказать влияния на формирование личности и видение художника, его способ отображения реальности и ее художественной «сборки». 
 
Название выставки «Калейдоскоп времени» отражает как характер, так и суть представленных работ мастера. Живопись, сценография, офорты выполнены всегда в сложном цветовом решении, а абстракции неизменно полихромны: сама их форма напоминает цветные стекла внутри калейдоскопа, складывающиеся в динамичные фигуры; профили и очертания в натюрмортах наслаиваются, двоятся, образуя ритмы и эхо. Произведения, задействованные в проекте, вместе образуют тот горизонт творчества, который позволяет увидеть многообразность, вариативность и развитие тех или иных пластических и формообразующих черт в многолетней ретроспективе, а на примере новых работ, созданных Борисом Асафовичем, подтвердить верность автора своему художественному языку. Наконец, в работах запечатлено время и его дух от десятилетия к десятилетию – будь то портреты современников 1960-х, или уклад мастерской, ставшей неформальным культурным центром в 1970-е, или поздние поэтические акварельные пейзажи 2000-2010-х с видами Тарусы, с которой автор так крепко связан вот уже десятилетия. Выставка станет калейдоскопом, который соберет в одном пространстве большой путь художника и откроет широкому зрителю малоизвестные, самые далекие от дня сегодняшнего, но чрезвычайно яркие и значимые годы его творческого пути.
 
Борис Мессерер «Таруса. Колокольня собора С. Петра и С. Павла». 2007.
 
Центр экспозиции — ранние работы автора конца 1950-х–1960-х гг., период смелых новаторских поисков на опасном в то время поле неофициального нонконформистского искусства. Основные сюжеты этих холстов – натюрморты с простыми бытовыми предметами, портреты друзей и близких, скромные интерьеры, пейзажи. Особая выразительность этих образов достигается свободой художественных приемов, минимализмом и лаконичностью изобразительного языка. Совсем в ином духе созданы масштабные абстрактные композиции следующего раздела выставки, призванного погрузить зрителя в «калейдоскопический» зал цвета, формы и времени: самые ранние абстракции были выполнены мастером в 1960 году, а самые поздние — в 2020. В этом же пространстве будут экспонироваться крупные инсталляции-аллегории автора из собрания ММОМА.
 
Борис Мессерер «Абстрактная композиция». 1969
 
Важнейшая часть творческого пути Бориса Мессерера связана с театром. Макеты декораций и холсты со сценами из постановок будут собраны в едином пространстве, образуя своеобразный синтез из избранных театральных работ, неизменно пронизанных авторской линией. Посетитель окажется в зале-сокровищнице, которая хранит символы сцены, танца, музыки и образы мировой и русской культуры, с которыми вступал в диалог художник. Тема балета, неразрывно связанная с биографией и творчеством Бориса Асафовича, находит отражение в крупноформатной серии с изображением балерин, выполненной в манере, словно транслирующей само понятие пластики, грации, тихо и изящно хранящих потенциал художественного движения. Дополняют выставку архивные фотографии и специально созданный фильм-интервью, записанный в знаменитой мастерской Бориса Мессерера на Поварской улице. В нем Борис Асафович делится воспоминаниями о своем творческом пути и комментариями к представленным на выставке работам. 
 
Борис Мессерер  «Твердоземное море.Эскиз декорации к балету Б.А. Александрова "Левша"». 1976. 
 
В проекте будут задействованы произведения из личной коллекции художника, собрания Московского музея современного искусства, а также других музеев – Государственной Третьяковской галереи, Российского национального музея музыки и других.
 
Выставка состоится с 3 июня по 31 августа 2025 на Гоголевском бульваре, 10/1
 
О художнике:
 
Борис Асафович Мессерер родился в Москве 15 марта 1933 года. 
 
Юные годы художника проходили не только в Москве, но и в Поленове и Тарусе – их художник считает своей малой родиной и сохраняет любовь к этому дорогому для него и одухотворенному пространству всю жизнь.
 
В 1956 году Борис Асафович окончил Архитектурный институт, одновременно с обучением посещал мастерскую А.В. Фонвизина, где осваивал акварельную технику. Важным этапом его творческой карьеры стала работа над панно «Москва» для советского павильона Всемирной промышленной выставки в Брюсселе. В 1960 году оформил свой первый спектакль — «Третье желание» по В. Блажеку в театре «Современник». В 1963 году — дебютировал как сценограф Большого театра, оформив балет «Подпоручик Киже» на музыку Сергея Прокофьева. Активно сотрудничал с крупнейшими российскими и зарубежными режиссерами разных поколений, с 1990 до 1997 гг. — главный художник МХАТа имени А.П. Чехова.  Борис Мессерер много работал в области книжной графики, сотрудничал с издательствами («Искусство», «Советский писатель», «ВТО», «Политиздат», «Советская музыка»), оформлял самиздатовский альманах «Метрополь». Борис Мессерер — академик и член президиума Российской академии художеств, обладатель Серебряной и Золотой медалей РАХ и ордена «За служение искусству» (2013).  Живет и работает в Москве.
 
Все фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА
На первом фото: Борис Мессерер  «Натюрморт с жареной рыбой». 1966. 
 

События:

Калейдоскоп времени Бориса Мессерера
В Музее Востока открыта выставка африканского искусства
В столице открылась Московская неделя интерьера и дизайна
Открылась выставка-форум АРХ МОСКВА
С Днем Победы!
 
Все права защищены. 
© 1998-2025 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры