В
Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке 9 июля открылась выставка «Иван Клюн. Цветоформы. Лаборатория художника», открывающая зрителям коллекцию произведений и документов видного представителя эпохи авангарда, сохраненную его наследницей — Светланой Соловейчик (1938-2021). Выставочный проект организован совместно с Фондом сохранения культурного наследия художника Ивана Клюна, который основан в 2024 году коллекционером Виктором Новицким.
Иван Клюн (1873–1943) — один из ключевых художников первой половины ХХ века, друг Казимира Малевича, живописец, график, автор кубистических скульптур, супрематических объектов и кинетических конструкций, оказавшихся в числе первых в истории искусства мобилей. Важную часть творчества Клюна составляла разработка теории искусства и, в первую очередь, теории цвета и света. Художником были написаны многочисленные статьи, посвященные происхождению искусства, его основным элементам, цветоформальным принципам, педагогике и многому другому, и лишь часть из этих трудов была опубликована при жизни автора.
Однако гораздо меньше известна иная сторона творчества Ивана Клюна. Испытав увлечение всеми новейшими течениями в искусстве своего времени и выйдя к абстракции, художник не отказался от традиционных реалистических форм. На протяжении ряда лет, со второй половины 1910-х до середины 1920-х, он мог одновременно работать над беспредметными цветовыми композициями и натурными портретами, пейзажами, натюрмортами, жанровыми сценами. Открытием выставки станет не только недавно созданный Фонд Клюна, но и эта оригинальная особенность творчества художника — именно о ней позволяет говорить коллекция, представляемая впервые.
Экспозиционное решение выставки призвано отразить две несхожих стороны творчества Клюна: известного авангардного художника и неизвестного автора камерных, лирических пейзажей и портретов.
Иван Клюн. Крым, Вид из дворца Юсуповых. 1923 год. Фонд сохранения культурного наследия художника Ивана Клюна
Объединить разные векторы своей работы, а также искусство и саму жизнь художнику помогала тема цвета. Клюн считал, что формы и цвета могут определять друг друга, выявляя реальное действие света в природе. Все творчество мастера — как беспредметные работы, так и натурные — можно назвать лабораторией формы и цвета.
Экспозиция выстроена по хронологии и охватывает широкий спектр произведений Клюна: от наиболее ранних, в том числе учебных до самых поздних, созданных незадолго до смерти, композиций; от символистских до супрематических и пост-абстрактных работ. Особый акцент на выставке сделан на беспредметных произведениях художника. Дополняет экспозицию значительное число архивных материалов: графические произведения сына художника — архитектора Георгия Клюнкова (1905–1942), фотографии, письма, стихотворения Ивана Клюна.
Выставка продлится до 16 сентября 2025
На первой иллюстрации: Иван Клюн. Беспредметная супрематическая композиция. 1922 год. Фонд сохранения культурного наследия художника Ивана Клюна
События: