В Государственном научно-исследовательском
музее архитектуры имени А.В. Щусева показом для прессы открылся созданный совместно с Государственным Владимиро-Суздальским историко-архитектурным и художественным музеем заповедником и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации масштабный выставочный проект «Белый Храм. История Георгиевского собора «и созда ю чюдну, резным каменем»», посвященный истории создания, изучения и реставрации выдающегося памятника древнерусского искусства Георгиевского собора в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Официальные дни работы выставки - 26 августа - 26 октября 2025 года.
Выставка рассказывает об истории Георгиевского собора, возведенного в 1230-е годы князем Святославом Всеволодовичем, который по выражению летописца «сам бе мастер», то есть участвовал в создании собора в качестве зодчего. Храм, полностью украшенный белокаменной резьбой, «резным камением от подошвы и до верху», стал венцом Владимиро Суздальского зодчества и скульптурной пластики, развитие которых было прервано монгольским нашествием. Особое внимание при создании выставки было уделено загадкам белокаменной резьбы собора, которая изначально покрывала все фасады храма сплошным ковром, что было отмечено уже в Тверской летописи «И созда ю Святослав, чюдну резным камением...».
История собора раскрывается через несколько сюжетов, которые соответствуют разделам экспозиции, представленной на двух этажах флигеля «Руина» Музея архитектуры.
Особое внимание при создании выставки было уделено загадкам белокаменной резьбы собора, которая изначально покрывала все фасады храма сплошным ковром. Рельефы изображали библейские сцены, сочетавшиеся с культурным и политическим контекстом эпохи. После частичного разрушения собора в XV веке и его воссоздания в 1471 году мастером Василием Ермолиным древний облик храма был утрачен, а резные камни на фасадах оказались перепутаны. В первозданном виде сохранились лишь нижние части стен и часть северного фасада. Эта перестройка породила одну из самых сложных загадок русского средневекового искусства, над решением которой до сих пор бьются исследователи – каким был первоначальный облик собора и какие композиции находились на его фасадах?
Для продолжения поиска ответа на этот вопрос в экспозиции представлено более 40 оригинальных белокаменных рельефов XIII века из собрания Юрьев-Польского музея. Центральным экспонатом среди белокаменных рельефов стал «Святославов Крест» – белокаменное распятие, ранее находившееся в одной из закомар собора, а впоследствии – в интерьере, и ставшее важной местной святыней.
Археологи начали находить эти камни, высеченные средневековыми каменотёсами, при раскопках и разборке поздних пристроек XVIII XIX веков еще в XIX веке. Показ рельефов, ранее никогда не покидавших Юрьев Польский музей – уникальный случай в музейной практике России. Впервые эти древние камни представлены в экспозиции в таком количестве и дополнены архитектурной графикой, фотографиями, а также копиями тех рельефов из собраний Владимиро-Суздальского музея заповедника и Музея архитектуры, оригиналы которых сегодня находятся на фасаде храма.

«Выставка «Белый храм. История Георгиевского собора» это уникальный проект, посвященный выдающемуся памятнику древнерусского зодчества. Это рассказ о загадках и тайнах, которые скрыты от нас временем, но которые всегда привлекали и будут привлекать как специалистов, так и всех интересующихся историей Отечества. Для меня как исследователя и куратора выставки это попытка показать необыкновенный памятник русской культуры, который, в силу обстоятельств, малоизвестен широкой публике. Я надеюсь, что этот проект станет стимулом в формировании интереса к нашему древнейшему архитектурному наследию», отмечает Анатолий Оксенюк, куратор выставки.
Другая важная тема, раскрытая на выставке – это исследования и реставрация собора, которые начались в конце XIX века и продолжаются до сих пор.
В экспозиции представлены уникальные материалы архитектора и археолога Константина Константиновича Романова, исследовавшего собор в начале XX века – фотографии собора, процесса археологических работ, графика, обмеры. Следующий этап исследований представлен работами реставратора Петра Дмитриевича Барановского из личного архива учёного, который сегодня хранится в Музее архитектуры. В 1920-1940-е годы Пётр Барановский реализовал освобождение древнего памятника от поздних пристроек, искажавших его вид и угрожавших сохранности, а также провёл скрупулёзное исследование рельефов и выдвинул свои варианты реконструкций.
В наши дни работа по исследованию собора продолжается. На выставке показаны и новейшие материалы по изучению памятника, выполненные специалистами Центральных научно проектных мастерских с помощью современных технологий – цифровых съемок, фотограмметрии – и наглядно демонстрирующие этапы жизни собора и его современное состояние.
Выставку дополняют графические реконструкции, фотоснимки и современные макеты реконструкции верхней части собора исследователей истории белокаменного зодчества: Николая Воронина, Григория Вагнера, Александра Столетова.
Сотрудничество Владимиро-Суздальского музея заповедника и Музея архитектуры им. А.В. Щусева в этом проекте является уникальным опытом подобного рода, который призван привлечь внимание как специалистов, так и широкой публики к уникальному памятнику древнерусской архитектуры.
«Георгиевский собор в Юрьеве-Польском – один из самых известных и загадочных храмов русского средневековья. За несколько столетий его существования вокруг собора сформировался широкий круг домыслов и легенд и корпус глубоких научных исследований. На выставке мы впервые представляем на основе подлинных документов историю изучения и многочисленных реставраций этого памятника, попытки интерпретаций и реконструкций его уникального резного убранства и подлинные образы белокаменной резьбы. Проект в равной мере показывает глубину и сложность исследовательской работы и невероятную красоту древних памятников владимиро-суздальской земли», рассказала Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева:
В свою очередь, Олег Рыжков, заместитель генерального директора музея по научной работе Владимиро-Суздальского музея заповедника сообщил: «Для нашего музея важно, что собор показан в контексте той группы памятников, которая известна как домонгольские белокаменные соборы Северо-Восточной Руси. Компактно расположенные в Волго-Клязьминском Междуречье, созданные на протяжении 80 лет по воле Юрия Долгорукого, его сыновей (Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо) и внуков, среди которых и Святослав Всеволодович, создатель представленного на выставке храма, эти соборы знаменуют собой появление уникальной великорусской культуры. Время не сохранило для нас первоначального облика собора, но его древние части будят воображение в попытке представить первозданное великолепие этого шедевра древнерусского зодчества. Надеемся, что посетитель выставки сквозь чертежи и фотографии, прикоснувшись взглядом к подлинным белокаменным фрагментам ощутит все очарование памятника».
На выставке показано более 150 предметов из собраний Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Владимиро-Суздальского музея заповедника, Юрьев-Польского музея, Института истории материальной культуры. Это древние белокаменные резные рельефы и их копии, результаты исследований архитекторов от начала XX века до наших дней – проекты реконструкций, реставрационные материалы, макеты, архитектурная графика, фотографии храма и раскопок, обмеры, в том числе из личных архивов исследователей. Многие предметы демонстрируются впервые. Эта выставка – уникальная возможность увидеть в Москве шедевры средневекового искусства, ранее никогда не покидавшие хранилища музеев.
Выставку сопровождают лекционная и просветительская программа, в том числе круглый стол, посвященный Георгиевскому собору при участии музеев-организаторов, а также Государственного института искусствознания.
Немаловажно отметить, что гораздо интереснее будет осмотреть выставку на экскурсии, попасть на которую можно записавшись на сайте музея.
© Фото: журнал "Современный Дом"
События: