Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
В начале ноября 2018 года декоративная колонна-башня, установленная на территории ВДНХ в 1939 году и сохранившаяся до наших дней рядом с павильоном №38 «Рыболовство», была идентифицирована как работа художника и архитектора Эль Лисицкого — одного из ведущих мастеров русского и международного авангарда. Об этом сообщила заместитель Мэра Москвы — руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы Наталья Сергунина.
«Такие открытия важны не только для изучения истории ВДНХ, но и Москвы в целом. Символично, что ученым удалось установить имя автора именно в период возрождения Выставки, когда ей возвращается историческое предназначение и идет комплексная научная реставрация ее памятников. Новые сведения, безусловно, помогут еще более точно восстановить исторический облик всего комплекса», — отметила Наталья Сергунина.
Сенсационное открытие стало результатом двух встречных научных исследований — творчества Лисицкого в Государственной Третьяковской галерее и истории ВСХВ. Специалист по искусству авангарда, куратор недавней выставки Эль Лисицкого в Государственной Третьяковской галерее и Еврейском музее и Центре толерантности Татьяна Горячева, занимаясь изучением серии эскизов Лисицкого оформления ВСХВ, обратилась к историку ВСХВ — ВДНХ Александру Зиновьеву с просьбой определить возможное назначение одного из проектов.
В нескольких набросках Зиновьев узнал рекламную установку Союзпищепромрекламы, построенную летом 1939 года рядом с павильонами «Прудовое хозяйство», «Рыбное хозяйство» и рыбопитомниками. В отличие от этих построек сооружение Лисицкого сохранилось, хотя и претерпело ряд изменений.
В 1939 году, согласно проекту Лисицкого, установка представляла собой ажурную башню, составленную из ячеек вертикально поставленных рыболовных садков. Конструкция увенчивалась шаром-скафандром и силуэтами двух металлических рыб, «плывущих» в противоположные стороны. При послевоенной реконструкции Выставки в 1951–1954 годах навершие изменилось: вместо двух карпов 1939 года был установлен силуэт осетра. Возможно, в этой переделке использовался другой эскиз силуэта рыбы Лисицкого. Теперь навершие утрачено, осталась лишь металлическая конструкция башни.
«Значение этого открытия трудно переоценить как для изучения творческого наследия Лисицкого, так и для истории ВСХВ — крупнейшего комплекса архитектуры, скульптуры и монументальной живописи 1930−1950-х годов. До сих пор был известен только один осуществленный архитектурный проект Лисицкого — здание типографии журнала «Огонек», построенное в 1932 году в 1-м Самотечном переулке. Теперь мы знаем о еще одной постройке, и она нуждается в бережном сохранении и, возможно, реконструкции первоначального замысла. Вместе с тем это и возвращение имени безымянному объекту, артефакту ВСХВ — ВДНХ, причем имени одного из крупнейших мастеров русского искусства», — рассказывает кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Татьяна Горячева.
Над оформлением ВСХВ Лисицкий работал в 1935 — 1939 годах, создав ряд проектов планировки и декорации павильонов. В их числе рекламные установки для Всесоюзной конторы по рекламе товаров пищевой промышленности (Союзпищепромрекламы) на две темы — ликероводочные изделия и Главконсерв. Скорее всего, декоративная башня-колонна с рыбами и рыболовными снастями и была рекламной установкой Главконсерва; поставленная у входа в рыбопитомники, она служила вышкой-указателем к павильонам «Прудовое хозяйство» и «Рыбное хозяйство».