Московский музей современного искусства в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Барселоне (MACBA) при поддержке Посольства Испании 9 июля открыл первую в России персональную выставку испанского художника и скульптора Жауме Пленсы.
Мастер из Каталонии получил известность благодаря своим фигуративным инсталляциям и объектам, вписанным в городской и природный контекст. Легкость, прозрачность, «ажурность» при использовании тяжелых материалов, экзистенциальные и трагико-романтические переживания, осмысление себя и окружающего мира — все это
художественный код Жауме Пленсы, позволяющий называть его художником ощущений, размышлений и идей. В Москву автор привез 20 ключевых произведений из своей последней выставки в MACBA и выстроил из них выставку-путешествие под кураторством директора музея в Барселоне — Феррана Баренблита.
Проект в ММОМА включает скульптуры и инсталляции, созданные автором за последние 30 лет его творчества. Пленса не считает свою выставку ретроспективной: она, скорее, обозревает его основные авторские концепции. Так например,
вместе с последними работами, «Тишина» (2016 г.) и «Автопортрет с музыкой» (2018 г.), зритель увидит работу «Тервюрен» 1989 года и знаменитую «Firenze II» 1992 года. Последняя — объект в форме вопросительного знака, выполненного из
алюминия — станет своеобразной точкой отсчета экспозиции. Такое кураторское решение продиктовано желанием объяснить посетителю позицию автора, а заодно и предоставит ключ к пониманию: по мнению Жауме, скульптура есть лучший способ превратить любое утверждение в сомнение и задать вопрос. Поэтому любой проект Пленсы способен «пробудить» зрителя и вовлечь в размышления.
В своем творчестве автор исследует вопросы бытия: его физической и духовной сущности, связи настоящего и прошлого, взаимоотношений человека и природы. С помощью скульптуры он выстраивает свой взгляд на мир, но без попытки его до
конца разгадать. Стремление развивать собственные отношения с миром посредством скульптуры определяет ее формальное решение. Автор часто работает с пространством в крупном масштабе: создавая произведение, вписанное в ландшафт, он задает начало диалога между объектом и окружающей средой, архитектурой и людьми, населяющими данное пространство.
Выставка покажет, как в практике Пленсы, чьи монументальные работы можно увидеть на улицах Чикаго, Лондона, Монреаля, Ниццы и Токио, совмещаются фигуративные образы человека и абстракция.
Пленса часто изображает себя в своих скульптурах, входя в контекст собственных размышлений уже в роли участника и наблюдателя и устанавливая контакт с человеком. Одна из самых известных работ, в которой зритель сталкивается лицом к лицу со скульптором, — это «Сердце деревьев» (2007 г.).
Другая характерная черта для всего творчества Жауме Пленсы заключается в обращении к произведениям литературы, поэзии, музыки, религиозным трудам и текстам великих деятелей мысли. В частности, работа «Glückauf?» (2004 г.) буквально собрана из текста Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. Занимая одно из центральных мест в экспозиции ММОМА, она демонстрирует приверженность автора европейским ценностям, и вместе с тем, еще раз обращает внимание зрителя на необходимость соблюдения прав человека и свобод личности и ее защиты.
Основное отличие московской экспозиции Пленсы от той, что была представлена в MACBA — в появлении новых смыслов и диалогов. История особняка ММОМА, его мифы и легенды, анфилады, архитектурные и интерьерные элементы, смотрители и посетители — все, по ощущениям Пленсы, будет влиять на композицию и расстановку скульптур. И для того, чтобы создать единое гармоничное энергетическое поле взаимодействия между объектами и пространством, важно выстроить все по-новому.
Проект «Жауме Пленса» продолжает программу музея по реализации персональных выставок зарубежных художников с мировым именем и поддержке взаимоотношений с международными культурными институциями и посольствами разных стран. Так, в 2015 году при участии Посольства Испании в России и куратора Феррана Баренблита в ММОМА на Петровке 25 открылась выставка латинских художников «Другая часть нового мира». В 2017 году также при участии Посольства была проведена первая в России масштабная выставка, посвященная архитектору Антонио Гауди.
К проекту Жауме Пленсы подготовлены специальные экскурсионные туры для взрослых, детей, а также экскурсии с переводом на русский жестовый язык для глухих и слабослышащих посетителей. Расписание и детали участия можно посмотреть на сайте музея: mmoma.ru.
В первый день работы экспозиции, 9 июля, состоялась встреча с Жауме Пленсой и куратором проекта Ферраном Баренблитом.
Выставка открыта до 22 сентября 2019
О ХУДОЖНИКЕ:
Жауме Пленса (1955 г.) родился в Барселоне, учился в Школе искусств Льоджа и Школе искусств Сант Жорди. С 1980 г., когда прошла его первая выставка в Барселоне, Пленса жил и работал в Берлине, Брюсселе, Англии, Франции и США. В настоящее время живет и работает в Барселоне. Лауреат множества государственных и международных наград,
включая Медаль Кавалера искусств и литературы французского министерства культуры (1993 г.), Национальную премию в области изящного искусства правительства Каталонии (1997г.), престижную художественную Премию Веласкеса (2013 г.).
В рамках параллельной программы 56-ой Венецианской биеннале, за проект «Вместе» в базилике Сан-Джорджо Маджоре, Жауме Пленсе была присуждена Всемирная премия в области искусства за лучшую публичную инсталляцию на открытом воздухе (2015 г.).
О КУРАТОРЕ:
Ферран Баренблит (1968 г., Буэнос-Айрес) —директор Музея современного искусства Барселоны (MACBA), бывший директор центра современного искусства CA2M и Центра искусств Санта-Моника (Барселона). Баренблит выступал куратором персональных выставок Джереми Деллера, Андреа Фрейзер, Raqs Media Collective, Марии Айххорн, Кристиана Янковского и Рабиха Мруэ. В 2008 году входил в кураторскую группу 7-й Биеннале SiteSantaFe. Проводил семинары, обучающие профессии куратора и читал лекции во многих музеях. С 2003 по 2010 гг. был приглашенным профессором в программе «Куратор современного искусства» в Королевском колледже искусств в Лондоне. Также работал в Фонде Хуана Миро (Барселона) и Новом музее современного искусства (Нью-Йорк).
События: