Идея постройки «Домика, что в верхнем саду», как его называли в XVIII веке, возникла у будущей императрицы Екатерины II в период ее молодости, в трудные и неспокойные для нее годы. Время, проводимое тогда в Ораниенбауме вместе с мужем, великим князем Петром Федоровичем, было тягостным для великой княгини. «Вообще образ жизни, которую мы вели в Ораниенбауме, смертельно надоедал как мне, так и всем...», — писала она. Устройство своей резиденции стало для Екатерины своего рода способом самовыражения, первой попыткой проявить себя: «Мне вздумалось тогда развести себе сад в Ораниенбауме, и так как я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, то я попросила князей Голицыных продать или уступить мне пространство сто саженей невозделанной и давно брошенной земли, которая находилась у них совсем рядом с Ораниенбаумом… Я начала делать планы, как строить и сажать, и так как это была моя первая затея в смысле посадок и построек, то она приняла довольно обширные разметы…». (Из записок Екатерины II. 1755 год)
Осуществление этого замысла великая княгиня поручила зодчему Антонио Ринальди (1709/1710–1794 гг.). Ученик выдающегося архитектора Луиджи Ванвителли, он после своего переезда в Санкт-Петербург быстро завоевал ее расположение. Проекты итальянца, выполненные в соответствии со всеми последними модными течениями, выгодно отличались несомненным изяществом и даже некоторой рафинированностью. Екатерина же, устав от помпезности и пышности елизаветинского двора, хотела стать законодательницей новой европейской моды. Она мечтала создать нечто совершенно удивительное, что свидетельствовало бы прежде всего о ее утонченном вкусе и интеллекте.
Эта работа опубликована в журнале: