Подпишитесь на рассылку!
Частная архитектура, интерьер и дизайнТехнологии строительства и материалы
Инженерное оборудование
Недвижимость и проекты домов
Французский урбанист и проектировщик Эдуард Моро, соавтор концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки совместно с бюро «Проект Меганом», обсудил с главным архитектором столицы Сергеем Кузнецовым градостроительный потенциал реки и перспективы его реализации.
Э. М.: Стратегический план развития Москвы-реки поражает своим масштабом, он охватывает более 80 км реки и 10 000 га речной зоны. Могли бы вы пояснить, почему город принял такую масштабную стратегию?
С. К.: В исторической перспективе принятая в 1935 г. стратегия застройки Москвы включала в себя Москву-реку и ее набережные как важнейшую составляющую. Реку рассматривали как главную улицу города. Это был очень прогрессивный подход, и в застройке центра города произошли значительные изменения.
К сожалению, начиная с 1950‑х годов Москву-реку забросили, и вдоль нее не строилось ничего, кроме технических или производственных зон. Зеленые участки не превращали в парки, и они просто зарастали.
Если проанализировать ситуацию сегодня, окажется, что только 2 % москвичей живут вблизи реки и 60 % набережных протяженностью в 200 км закрыты для прохода. Мы увидели большой потенциал в том, чтобы реорганизовать застройку на прилегающих к реке территориях, которые используются не по назначению. Это стало отправным пунктом для того, чтобы начать принимать меры к улучшению ситуации. В июле 2014 г. мэром Сергеем Собяниным был объявлен международный конкурс, его результаты известны.
Э. М.: То положение вещей, когда город за прошедшее столетие развернулся спиной к реке, стало общей проблемой для современных городов по всему миру, и во многих мегаполисах развиваются подобные инициативы по изменению этой ситуации. Похоже, у столицы России сейчас две основных стратегии развития: во-первых, план по застройке Новой Москвы, когда город расширяется на юго-запад, и, во-вторых, стратегия использования Москвы-реки, когда город стремится развиваться в своих границах. Каков ваш взгляд на две эти тенденции?