Архив / 6-й номер Журнала «Современный Дом» за Август-сентябрь, 2021 / Путь к истине покажет «Зодчество» - Журнал "Современный Дом"
Наверх
Реклама
Вы здесь: Главная / Архив / Журнал «Современный Дом» Август-сентябрь, 2021 / Путь к истине покажет «Зодчество»

Путь к истине покажет «Зодчество»

Дата публикации: 24.09.2021
430

В этом году куратором международного фестиваля «Зодчество», который состоится в Москве с 1 по 3 октября, станет Алексей Комов — главный архитектор и заместитель главы администрации Калуги, практикующий зодчий. Он, потомственный москвич, из творческой династии, является членом Президиума Союза архитекторов России и Правления Союза московских архитекторов, ранее работал главным архитектором Евпатории. В преддверии одного из наиболее важных российских отраслевых событий, раскрывающих актуальную повестку архитектуры и градостроительства, главный редактор журнала «Современный Дом» Дмитрий Ромашков попросил Алексея Комова рассказать о будущем событии.
 
В рамках специального конкурса оргкомитетом фестиваля «Зодчество» было рассмотрено около 10 заявок от кандидатов на кураторство. Жюри остановило выбор на Вашей концепции. В каком направлении будете развивать фестиваль «Зодчество»?
Прежде всего, мне бы хотелось сохранить самое важное. «Зодчество» единственный в нашей стране старейший общероссийский архитектурный форум, который собирает воедино в Москве наши регионы. Это большая традиция, которую категорически нельзя упускать. Она должна быть всегда лейтмотивом.  Межрегиональность крайне важна, она подчеркивает статус фестиваля и самой профессии. Это центральный форум Союза архитекторов, главный фестиваль года, у которого есть своё лицо, своя история. И развивается он без малого 30 лет, именно следуя своим неизменным регламентам, внутри которых событие существует — в том числе, и спецпроекты, связанные с главной темой и с существующей актуальной повесткой.
 
Вы предложили тему «Истина». Она очень близка нашему журналу, внутреннее содержание которого отражает наш слоган «Дом есть Истина». У этого слова много синонимов, близких по смыслу, но по каким-то аспектам отличающихся. Это «Правда», «Подлинность», «Достоверность», «Жизненность», есть даже такое ёмкое слово «Суть». Всё это, наверное, входит в вашу концепцию?
Понятие Истины, если перевести на архитектурный язык, это и канон, и правило, и регламент. Это не ограничения, а именно коридор возможностей, в котором концентрируется архитектурная мысль. Когда можно всё и нет приоритетов, наступает деградация и распад.
 
Архитектура — это структурность, подчинённая внутреннему правилу, олицетворяющему Истину. Это та алгебра, которая проверяет гармонию. И без фундаментальных постулатов, без канонов невозможно построить понятийный аппарат, с помощью которого делаются открытия, обеспечивается прогресс.
 
Как же тогда революции, новые идеи? Так можно перейти к застою.
Идеи зиждутся на фундаменте прошлого опыта. Любая революция, открытие нового происходит, либо отталкиваясь от чего-то, либо противореча чему-то, зная, что это.
 
Необходимо иметь знание, опору, чтобы оттолкнуться и сделать прорыв. Важно и то, что когда нет основы, полностью зачищена история, то нельзя говорить не только о прогрессе, но также и о самобытности. Идентичность — это тоже определённые правила, которые складывались на той или иной территории веками. Истина шлифуется, дотачивается, и нужно иметь стремление её познавать.
 
Известно, что тема советской архитектуры для Вас очень важна.
По поводу советского наследия нам в течение 30 лет вбивали в голову, что оно абсолютно не имеет никакой ценности из-за своего «происхождения». К советскому наследию сформировалось утилитарное, а порой даже стыдливое отношение, которое планомерно его зачищает.
 
Почему я должен зачеркивать для себя то время, если я помню ту среду, прежде всего творческую, в которой я вырос. Несмотря ни на что, там был конгломерат и синергия фундаментальных и прикладных знаний разных областей. Тех самых истин. Сейчас такого нет. Люди катастрофически разучились в постсоветское время общаться, не то что сотрудничать.
 
В какой-то степени мы говорим об архитектурном фундаментализме.
Абсолютно точно. Правда в наши дни это имеет позитивное и негативное восприятие. Сейчас апеллирование к традиции зачастую может выталкивать тебя из мейнстрима современного искусства. Получается, что фундаменталист сегодня по сути авангардист, потому что он «против шерсти», вне агрессивных кланов и их круговой поруки. Если мы хотим добраться до сути, то именно здесь сейчас самая актуальная тема. Ставки высокие, ещё немного — и мы лишимся не только самобытности, но и вообще архитектуры как таковой, которая растворится в дыме BIM-технологий. Архитекторы разом станут не нужны. Будут печататься бесконечные ульи для некой репродуктивной массы. И фильм «Матрица» покажется наивной сказкой.
 
По этой причине Вы, как куратор «Зодчества», и остановили выбор на теме «Истина»?  
Вы знаете, я даже внутри себя не дискутировал. В прошлый раз была тема «Вечность». Ведь очень важна преемственность. Не важно, где: во власти, в принятии решений. Это не вопрос стабильности или застоя. Это вопрос логики правил, по которым развивается проект. И он не будет успешным, если одно зачёркивает другое. Ресурсы будут тратиться вхолостую. Я решил, что после «Вечности» может быть только «Истина». Нужно радикально уходить от иллюзий. Мы уже стоим за чертой. Пора избавиться от самообмана и вещи называть своими именами. За прошедшие годы вырос мощный пласт воинствующих графоманов.  Существует жесточайший конфликт за ресурсы поперëк профессии. Есть и болезненный разрыв поколений. Это разрушительно для всех участников. Нужно собрать по крупицам Истину, которая сможет сплотить архитектурный цех.
 
Вы уже подобрали команду архитекторов, которые будут делать специальные экспозиции на «Зодчестве» именно в рамках темы «Истина»?
Прежде всего, отмечу, что есть внутренние экспозиции «Зодчества». Ведь фестиваль всегда организует павильоны для регионов, различные тематические проекты, конкурсную программу, где выбираются лучшие реализации, объекты проектирования, лучшие книги, публикации, научную деятельность. Определяется, что в прошедшем году было удачным, на что можно ориентироваться. Это тоже своего рода Истина в признании.
 
У меня больше десятка партнёров в кураторских спецпроектах, которых могу назвать единомышленниками,  с которыми мне интересно. Они создают специальные экспозиции, подкрепляющие основную тему фестиваля. Согласно планировочному решению, спецпроекты будут располагаться в выстроенных нишах по двум сторонам центральной оси главной аллеи, в конце которой расположится мой спецпроект «Истина в Призвании». Пятиметровая скульптура, повторяющая контуры «Хрустального Дедала» — символа и главной награды российской национальной профессиональной премии в области архитектуры.
 
В спецпроектах звучит и региональная повестка «Зодчества». Например, есть спецпроект «Истина в Севере». Всё, что связано с Арктикой — это абсолютно отдельная вселенная. Со своими законами и приоритетами. Группа «Арктикаметрия» во главе с Викторией Богинской, изучающая вопросы северного благоустройства, горит желанием помочь своим корневым территориям и как раз объединяет в себе фундаментальное и новейшие социальные технологии.
 
В проекте «Истина в Памяти» задействован профессор МГУ, культуролог Андрей Карагодин и художник Алексей Гинтовт. Проект посвящен трëм нереализованным утопическим архитектурным проектам в южнобережном Крыму, начиная с Карла Фридриха Шинкеля (проект дворца в императорском имении Ореанда — прим.ред.), середина XIX века, и заканчивая концепциями Анатолия Полянского конца 20-го столетия.
 
Проект «Истина в Свободе» Евгении Микулиной и Николая Лызлова посвящён истории русской усадьбы, феномену дачи, как побегу из города, связанного с жаждой свободы, своего пространства. Очень сильный проект «Истина в Городе». Тему раскроют четыре архитектора, которые работают в жанре классики — Максим Атаянц, Михаил Филиппов, Степан Липгарт, Артём Никифоров. Курирует их Лара Копылова. У каждого из них свой почерк. У каждого из них своё понимание Истины в архитектуре. У каждого — своё видение Города и Утопии.
 
Владимир Фролов представит ленинградский модернизм в спецпроекте «Истина в Форме». А вот свою «Истину в Равновесии» создаëт Влад Савинкин, традиционно вместе с Институтом Бизнеса и Дизайна. Проект «Истина в Науке» выполняют архитектор Николай Лютомский и скульптор Игорь Бурганов, а проект «Истина в живом» делает архитектор Андрей Савин. Он же делает спецпроект «Истина в Машине», посвящённый теме, о которой мы говорили выше — утрате самобытности на фоне технологий. «Истина в слове» — Пëтр Попов говорит о Тарусе. «Истина в Себе» Стаса Кулиша посвящена ультроактуальной теме Метавселенной. Отдельно хочу отметить спецпроект «Истина в Любви», он посвящен памяти Александра Викторовича Кузьмина.
 
Невероятными инсталляциями будут представлены молодёжные секции регионов. В итоге получившаяся структура застройки фестиваля будет напоминать город-храм — с алтарём, нефами, приделами, с аллеями, площадями и монументами.
Говоря об экспозиционной составляющей, отмечу, мы хотим, чтобы помимо Министерства строительства присутствовало и Министерство культуры. Поэтому отдельный павильон у нас представляет не просто Калугу и область, а посвящён целиком федеральному Музею истории космонавтики, первому в мире музею космоса, одному из лучших объектов модернизма XX века авторства Бориса Бархина. А в этот юбилейный год первого полëта человека в космос там же открылась и долгожданная вторая грандиозная очередь музея с обновленной территорией.
 
Кстати, есть предварительная договоренность, что центральная скульптура фестиваля — «Истина в Призвании» в виде многократно увеличенного приза фестиваля — Дедала, которая связана с воздушной темой, «приземлится» после фестиваля на территории музея космонавтики. И, кстати, совместно с музеем будет представлен красивейший спецпроект «Истина в Космосе».
 
Частью кураторской работы является и привлечение передовых производственных компаний?
Мы хотим, чтобы были представлены инновационные технологические решения. Благодаря присутствию производственных компаний состоится интересная коллаборация, которая будет двигать вперёд архитектуру. Отчасти в этом — стратегия развития фестиваля «Зодчество» как полигона для экспериментов уже здесь и сейчас.
Одна из самых главных проблем отраслевых, ориентированных на чёткую аудиторию выставок — это посещаемость. Как привлечь широкую аудиторию? 
 
Для этого как раз нужно, чтобы были пересечения разных областей интереса с лидерами-экспертами. Каждый из спецпроектов — это событие и экспозиция с определенной амбицией. В итоге все они складываются в большой эмоциональный орнамент. У каждого спецпроекта есть своя часть в деловой программе. Плюс презентации книг и актуальные дискуссии. Будет не менее четырёх лекционных площадок с очень разнообразной программой выступлений.
 
Говоря о кураторской теме, Вы часто цитируете притчу, автором которой считается Джалал ад-Дин Руми, о том, что «Истина — это зеркало, которое выпало из рук Создателя и разбилось вдребезги. Каждый, кто нашел осколок, верит, что в нём и заключена вся истина».
Важно подчеркнуть, что необходимо найти эти осколки, и давно пришло время собрать этот пазл. Каждый из нас — осколок большого проекта. Но мы разучились говорить, разучились коммуницировать, разучились делиться эмоциями и опытом. В наше время, когда самобытность абсолютно нивелирована с точки зрения времени, пространства и любого континуума, именно сейчас мы должны обрести «почву под ногами». Это необходимо для того, чтобы сделать шаг вперëд, а не застыть в молчаливом недоумении.
 
В контексте нашего разговора об архитектуре уместно привести еще одну цитату персидского поэта и философа: «То, что обычному человеку кажется камнем, для знающего является жемчужиной». Широкая просветительская деятельность, в том числе такие проекты как «Зодчество» должны привести к тому, что не связанные с архитектурой люди расширят интерес к истории, наследию, смогут стать даже партнёрами в градостроительной деятельности.
Важно, когда есть каноны и приоритеты. Они дают определенный понятийный аппарат для познания мира. Без него любой взгляд человека на мир будет поверхностным. Просвещенный прогрессивный человек способен на разговор, коммуникацию. Ему можно объяснить, с ним можно вести разговор и дискуссию. Архитектурное сообщество должно выступать как Хранители Истины, этих ключей от структурного знания. Архитектор знает то, что было, есть и будет. Он не живёт просто сегодняшним днём. Он находится вне времени. Его ответственность даëт ему право и на смелость. Потому что он чувствует поддержку поколений своих коллег и может всегда опереться на их опыт.
 
 
Все права защищены. 
© 1998-2024 ООО "Группа компаний Пробизнес маркетинг"
Использование материалов допускается только с письменного согласия OOO "Группа компаний Пробизнес маркетинг" и при обязательном соблюдении следующих УСЛОВИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Подписаться на рассылку

 

Партнеры